Краткое изложение темы

План изучения темы

Тема 2.2 Эмбриональное развитие животных и человека.

Задания для самостоятельного выполнения.

Задания для самостоятельного выполнения.

1.Подготовить сообщение или презентацию на тему:

гаметогенез

Форма контроля самостоятельной работы:

- Защита презентации или сообщений

Вопросы для самоконтроля по теме:

Лабораторные работы/ Практические занятия «не предусмотрено»

 

1.Подготовить сообщение и презентацию на тему:

-«Микробиология, напрвления исследований», используя различные (печатные, электронные) источники информации.

- Составить синквейны понятий «биотехнология», «клонирование»

Форма контроля самостоятельной работы:

- Устный опрос

- Защита презентации и сообщений

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Установите правильную последовательность процессов, происходящие в мейозе (три правильных ответа)

A) Расположение бивалентов в плоскости экватора

Б) Образование бивалентов и кроссинговер

B) Расхождение гомологичных хромосом к полюсам клетки

Г) формирование четырех гаплоидных ядер

Д) формирование двух гаплоидных ядер, содержащих по две хроматиды

2. Установите соответствие между процессом и событиями, происходящими в ходе этого процесса

 

3. Сравните результаты митоза и мейоза

 

Основные понятия и термины по теме:бластула, гаструла, нерула, морула, зародышевые листки

1. Дробление яиц

2. Период дробления

3. Образование гаструлы

4. Зародышевые листки

5. Онтогенез.

1.В результате слияния женских и мужских гамет .возникает зигота — диплоидная клетка, которую можно рассматривать как организм на самой ранней стадии развития. После слияния женских и мужских пронуклеусов клетка начинает митотически делиться. Возникают более мелкие клетки — бластомеры, а сам процесс называется дроблением. После каждого деления дробления клетки зародыша становятся все более мелкими, то есть меняются ядерно-плазменные отношения: ядро остается таким же, а объем цитоплазмы уменьшается. Процесс протекает до тех пор, пока эти показатели не достигнут значений, характерных для соматических клеток.

2. Период дробления заканчивается образованием бластулы— обязательной стадии в развитии многоклеточного организма. Типичная бластула представляет собой полый шар, образованный клетками. Полость бластулы увеличивается по мере дробления. Она заполнена жидкостью, которая является продуктом жизнедеятельности клеток. Полость сформированной бластулы называется бластоцелъ, или полость зародыша. Клетки, образующие стенку бластулы, могут быть одинаковыми (лягушка) или разными (губки, морские ежи и др.). Типы бластул весьма различны у разных животных . У некоторых организмов образуется шар без полости, в котором бластомеры связаны между собой. Такой зародыш называется морулой. Существует мнение, что морула является разновидностью бластулы.

 

3. Следующая стадия в эмбриогенезе животных — гаструла. Это двуслойный зародыш, состоящий из на­ружного листка — эктодермы и внутреннего листка — энтодермы. Двуслойный зародыш может образовы­ваться из однослойной бластулы путем впячивания ее стенки внутрь бластоцеля (инвагинация). Внутренний зародышевый листок (энтодерма) при этом образует первичный кишечник. Он сообщается с внешней средой с помощью первичного рта или бластопора.

4. В животном царстве на стадии гаструлы остановилось развитие двух типов животных — губок и кишечнополостных. Это двуслойные организмы, то есть их ткани и клетки образуются в результате дифференциации двух зародышевых листков — первичной эктодермы и первичной энтодермы. У остальных животных (начиная с плоских червей) на поздних стадиях гаструляции возникает третий зародышевый листок — мезодерма.

 

Дифференцировка – процесс возникновения и нарастания структурных и функциональных различий между отдельными клетками и частями зародыща. С морфологической точки зрения появляется несколько сотен типов клеток специфического строения, отличающихся друг от друга. С биохимической точки зрения специализация клеток – способность синтезировать определенные белки. Дальнейшая дифференцировка клеток каждого зародышевого листка приводит к образованию одних и тех же тканей и органов у разных видов животных. Это свидетельствует о том, что зародышевые листки гомологичны.

Эктодерма Эпидермис кожи, ногти, волосы, сальные железы, потовые железы, нервная система (головной мозг, спинной мозг, ганглии, нервы), рецепторные клетки органов чувств, хрусталик глаза, эпителий рта, носовой полости, анального отверстия, зубная эмаль, чешуя, перья, рога, копыта, когти, хитин, раковина, трахейная система, передняя и задняя кишка у насекомых
Энтодерма Эпителий пищевода, желудка, кишек, желчного пузыря, трахеи, бронхов, легких, мочеиспускательного канала; печень, поджелудочная железа, щитовидная, паращитовидная, зобная железы, жабры, плавательный пузырь.
Мезодерма Гладкая мускулатура, скелетные и сердечные мышцы, дерма, соединительная ткань, кости, хрящи, дентин зубов, кровь и кровеносные сосуды, почки, семенники, яичники, целомический эпителий.

5. Онтогенез – это индивидуальное развитие организма от момента образования зиготы до смерти. В ходе онтогенеза проявляется закономерная смена фенотипов, характерных для данного вида. Различают непрямой и прямой онтогенезы. Непрямое развитие (метаморфоз) встречается у плоских червей, моллюсков, насекомых, рыб, земноводных. Их зародыши проходят в своем развитии несколько стадий, в том числе личиночную. Прямое развитие проходит в неличиночной или внутриутробной форме. К нему относятся все формы яйцеживорождения, развитие зародышей пресмыкающихся, птиц и яйцекладущих млекопитающих, а также развитие некоторых беспозвоночных

5. Онтогенез– это индивидуальное развитие организма от момента образования зиготы до смерти. В ходе онтогенеза проявляется закономерная смена фенотипов, характерных для данного вида. Различают непрямой и прямой онтогенезы. Непрямое развитие (метаморфоз) встречается у плоских червей, моллюсков, насекомых, рыб, земноводных. Их зародыши проходят в своем развитии несколько стадий, в том числе личиночную. Прямое развитие проходит в неличиночной или внутриутробной форме. К нему относятся все формы яйцеживорождения, развитие зародышей пресмыкающихся, птиц и яйцекладущих млекопитающих, а также развитие некоторых беспозвоночных (прямокрылых, паукообразных и др.). Внутриутробное развитие происходит у млекопитающих, в том числе и у человека. В онтогенезе выделяют два периода – эмбриональный – от образования зиготы до выхода из яйцевых оболочек и постэмбриональный – с момента рождения до смерти. Эмбриональный период многоклеточного организма состоит из следующих стадий: зиготы; бластулы – стадии развития многоклеточного зародыша после дробления зиготы. Зигота в процессе бластуляции не увеличивается в размерах, увеличивается число клеток, из которых она состоит; стадии образования однослойного зародыша, покрытого бластодермой , и формирования первичной полости тела – бластоцели ; гаструлы – стадии образования зародышевых листков – эктодермы, энтодермы (у двухслойных кишечнополостных и губок) и мезодермы (у трехслойных у остальных многоклеточных животных). У кишечнополостных животных на этой стадии формируются специализированные клетки, такие как стрекательные, половые, кожно-мускульные и т.д. Процесс образования гаструлы называется гаструляцией .

Нейрулы – стадии закладки отдельных органов.

Гисто– и органогенеза – стадии появления специфических функциональных, морфологических и биохимических различий между отдельными клетками и частями развивающегося зародыша. У Позвоночных животных в органогенезе можно выделить:

а) нейрогенез – процесс формирования нервной трубки (головного и спинного мозга) из эктодермального зародышевого листка, а также кожного покрова, органов зрения и слуха;

б) хордогенез – процесс формирования из мезодермы хорды, мышц, почек, скелета, кровеносных сосудов;

в) процесс формирования из энтодермы кишечника и связанных с ним органов – печени, поджелудочной железы, легких. Последовательное развитие тканей и органов, их дифференцировка происходит благодаря эмбриональной индукции – влиянию одних частей зародыша на развитие других частей. Это связано с деятельностью белков, которые включаются в работу на определенных стадиях развития зародыша. Белки регулируют активность генов, определяющих признаки организма. Таким образом, становится понятным, почему признаки определенного организма появляются постепенно. Все гены никогда не включаются в работу вместе. В конкретное время работает лишь часть генов.

Форма контроля самостоятельной работы:

- Устный опрос

- Защита презентации и сообщений

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Что из перечисленного относится к эмбриогенезу?(выберите три правильных ответа)

1) оплодотворение 4) сперматогенез

2) гаструляция 5) дробление

3) нейрогенез 6) овогенез

2. Выберите признаки, характерные для бластулы ( три правильных ответа)

1) зародыш, у которого сформирована хорда

2) многоклеточный зародыш с полостью тела

3) зародыш, состоящий из 32 клеток

4) трехслойный зародыш

5) однослойный зародыш с полостью тела

6) зародыш, состоящий из одного слоя клеток

З. Соотнесите органы многоклеточного зародыша с зародышевыми листками, из которых закладываются эти органы