Тема 1.2. Строение и функции клетки.

Задания для самостоятельного выполнения

1.Подготовить сообщение и презентацию на тему:«Витамины, ферменты, гормоны их роль в организме», используя различные

( печатные, электронные ) источники информации.

2. Выполнить задание.

Одна из цепей участка молекулы ДНК имеет следующее строение: ЦАА-АЦЦ-ААА-ГГГ-АЦГ. Изобразите соответствующий ей участок второй цепи. Изобразите схему редупликации данного участка молекулы ДНК.

Форма контроля самостоятельной работы:

- Устный опрос

- Защита презентации и сообщений

- Проверка рабочей тетради

- Проверка решения задачи.

 

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Какие элементы преобладают в составе живых организмов? Каково их биологическое значение?

2. Какова биологическая роль воды в клетке?

3. Значение минеральных веществ в клетке.

4. Охарактеризуйте строение молекул углеводов в связи с их функциями в клетке.

5. Охарактеризуйте строение молекул липидов в связи с их функциями в клетке.

6. Охарактеризуйте строение молекул белков в связи с их функциями в клетке.

7. Докажите справедливость утверждения о том, что белки составляют основу жизни.

8. Где расположены молекулы ДНК в клетке, каково их строение и какую роль они играют?

9. Охарактеризуйте строение, виды, функции молекул РНК.

10. Каково строение и значение АТФ в клетке?

 

Основные понятия и термины по теме: клетки бактерий, клетки грибов, клетки растений, клетки животных, прокариотические клетки, эукариотические клетки.

План изучения темы:

1. Строение и функции клетки.

2. Прокариотические и эукариотические клетки.

3. Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Наука, изучающая строение и функции клеток, называется цитология. Клетки могут отличаться друг от друга по форме, строению и функциям, хотя основные структурные элементы у большинства клеток сходны. Любой организм развивается из клетки. Это относится к организмам, появившимся на свет как в результате бесполого, так и в результате полового способов размножения. Именно поэтому клетка считается единицей роста и развития организма.Современная систематика выделяет следующие царства организмов: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Основаниями для такого разделения являются способы питания этих организмов и строение клеток.

1.Биологи выделяют две большие систематические группы клеток – прокариотические и эукариотические. Прокариотические клетки не содержат настоящего ядра и ряда органоидов. Эукариотические клетки содержат ядро, в котором находится наследственный аппарат организма. Прокариотические клетки – это клетки бактерий, синезеленых водорослей. Клетки всех остальных организмов относятся к эукариотическим.

2.Бактериальные клетки имеют следующие, характерные для них структуры – плотную клеточную стенку, одну кольцевую молекулу ДНК (нуклеотид), рибосомы. В этих клетках нет многих органоидов, характерных для эукариотических растительных, животных и грибных клеток. По способу питания бактерии делятся на автотрофов, хемотрофов и гетеротрофов. Клетки растений содержат характерные только для них пластиды – хлоропласты, лейкопласты и хромопласты; они окружены плотной клеточной стенкой из целлюлозы, а также имеют вакуоли с клеточным соком. Все зеленые растения относятся к автотрофным организмам.У клеток животных нет плотных клеточных стенок. Они окружены клеточной мембраной, через которую происходит обмен веществ с окружающей средой. Клетки грибов покрыты клеточной стенкой, отличающейся по химическому составу от клеточных стенок растений. Она содержит в качестве основных компонентов хитин, полисахариды, белки и жиры. Запасным веществом клеток грибов и животных является гликоген.

Практическое занятиене предусмотрено.

Форма контроля самостоятельной работы:

- Проверка таблицы.

- Проверка рабочей тетради.

- Проверка конспекта.

- Устный опрос.

 

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Составить таблицу

 

Органоид клетки Особенности строения Функция
     
     

Тема 1.3. Вирусы как внеклеточные формы жизни.

Основные понятия и термины по теме:вирусы, вирусология, нуклеопротеид, капсид, суперкапсид, бактериофаг,горизонтальный путь передачи, вертикальный путь передачи.

План изучения темы:

1.Происхождение и история открытия вирусов.

2.Значение вирусов.

3.Химический состав вирусов.

4.Взаимодействие вируса с клеткой.

Краткое изложение теоретических вопросов:

1.Вирусыпредставляют собой автономные генетические структуры, неспособные развиваться вне клетки.

Впервые существование вируса (как нового типа возбудителя болезней) доказал в 1892 году русский учёный Д. И. Ивановский,он описал необычные свойства возбудителя болезни табака-табачной мозаики. В дальнейшем, Ф. Леффлер и П. Фрош обнаружили возбудитель ящура. И, наконец, в 1917 году Ф. де Эрелль открыл бактериофаг-вирус, поражающий бактерии. Так были открыты вирусы, растений, животных и микроорганизмов. В результате возникла наука, изучающая неклеточные формы жизни- вирусология.

2.Вирусы играют большую роль в жизни человека. Они являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растений. Они передаются при непосредственном физическом контакте, воздушно-капельным, половым путём и другими способами. Вирусы могут также переноситься другими организмами (переносчиками): так, вирус бешенства переносится собаками, рогатым скотом, летучими мышами и другими млекопитающими.

Более десяти групп вирусов патогенны для человека. Среди них имеются как ДНК-вирусы (вирус оспы, группа герпеса, аденовирусы (заболевания дыхательных путей и глаз), так и РНК-вирусы (гепатит A, полиомиелит, ОРЗ, грипп, корь, свинка), (энцефалит, желтая лихорадка)). К вирусным заболеваниям относится вирус иммунодефицита человека, вызывающий СПИД.

3. Просто организованные вирусы (нуклеопротеиды) могут состоять только из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и нескольких белков, окружающих оболочку вокруг НК. Белковая оболочка носит название капсид. У некоторых вирусов помимо белковой оболочки капсида существует и углеводная или липопротеиновая оболочка- суперкапсид.

Геном вирусов может быть представлен как однонитчатыми ,так и двунитчатыми молекулами ДНК, и РНК.

4. При проникновении вируса в цитоплазму клетки, сначала происходит связывание его с белком-рецептором, находящимся на поверхности клетки.

Рецепторный механизм проникновения вируса в клетку обеспечивает специфичность инфекционного процесса. Сам процесс начинается когда вирусы начинают размножаться, т.е. происходит редупликация вирусного генома и самосборка капсида.

Выделяют два типа взаимодействия вируса с клеткой: 1) Горизонтальный-путем выхода вирусной частицы из одной клетки и внедрения в другую клетку;

2) Вертикальный- из поколения в поколение в результате встраивания в хромосому клетки-хозяина.

Лабораторные работы/ Практические занятия«не предусмотрено»