Введение
СОДЕРЖАНИЕ
Альметьевск, 2012
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Основной профессиональной образовательной программы
БИОЛОГИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
"Общая биология и микробиология" следует рассматривать, наряду с дисциплиной «Биохимия», как первую ступень в серии дисциплин специальности 240901. Подробное изучение строения и функций прокариотической и эукариотической клетки, обмена веществ и превращение энергии в клетке, жизненных циклов клеток разного типа, способов размножения позволит студентам лучше усваивать материал специальных дисциплин.
Преподавание настоящей дисциплины следует сопровождать демонстрацией слайдов с применением мультимедийной техники.
Зачёт в 5 семестре и проверочные опросы в течение 6 семестра следует проводить в форме письменного опроса, что позволяет всесторонне проверить знания каждого студента.
В каждый билет экзамена, проводимого в конце 6 семестра, рекомендуется внести 3 вопроса из различных разделов дисциплины, обеспечив тем самым возможно более полную проверку знаний студента.
«АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
«общеобразовательного цикла»
по специальностям:
Составители: Сафиуллина Ф.Х., Гибадуллина Р.Р., преподаватели ФГОУ СПО «АПТ».
Учебно-методический комплекс по дисциплине название составлен в соответствии с примерной программой учебной дисциплины «Биология» для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России
Учебно-методический комплекс по дисциплине (УМКД) Биология адресован студентам очной формы обучения.
УМКД включает теоретический блок, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации.
стр. | |
1. Введение | |
2. Тематический план | |
3. Содержание дисциплины | |
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | |
5. Глоссарий | |
6. Информационное обеспечение дисциплины |
Учебно-методический комплекс по дисциплине Биологии (далее УМКД) – является частью основной профессиональной образовательной программы ФГОУ СПО «АПТ» по техническим специальностям ,разработанной в соответствии с примерной программой.
Дисциплина Биология относится к общеобразовательному циклу основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по техническим специальностям.
Цель изучения дисциплины:
освоение знанийо биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
овладение умениямиобосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденностив возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
· объяснять единство живой и неживой природы,
· характеризовать причины и факторы эволюции, изменяемость видов;
· решать элементарные биологические задачи;
· составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания);
· описывать особенности видов по морфологическому критерию;
· выявлять приспособления организмов к среде обитания,
· сравнивать биологические объекты и процессы) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
· анализировать и оценивать различные гипотезы о происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
· находить информацию о биологических объектах в различных источниках
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
· основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
· строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
· сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
· вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
· биологическую терминологию и символику;
В результате освоения дисциплины должны формироваться общие компетенции (ОК):
Общие компетенции (ОК) | |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Понимать ценности образования как средства развития культуры личности Оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять в практической деятельности и в повседневной жизни экологические требования |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Проводить сравнение структур, процессов, явлений, находить причины, следствия и исторические истоки, устанавливать системный характер процессов, объяснять факты, в свете общебиологических понятий. Определять методы и формы выполнения самостоятельных творческих заданий. |
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | Планировать и ставить эксперименты, обобщать их результаты, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения для их подтверждения или опровержения в рамках дисциплины. |
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Уметь пользоваться различными источниками информации, сопоставлять и анализировать их, выявлять закономерности, делать прогнозы и выводы. Систематизировать и организовывать информацию в виде таблиц, графиков, диаграмм и аудиовизуального ряда. Уметь передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | Использовать мультимедийный ресурс и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности. |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. | Владеть навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат. |
В ФГОУ СПО «Альметьевский Политехнический Техникум» на дисциплину Биология по техническим специальностям отводится 117 часов, в том числе 78 часов аудиторной нагрузки и 39 часов самостоятельной работы студентов. Освоение дисциплины требует обязательного выполнения студентами 7 точек рубежного контроля. По итогам изучения дисциплины дифференцированный зачет.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1