Темы рефератов
1. Эпоха Просвещения и ее влияние на формирование политико-правовой мысли.
Методические рекомендации:
Для более эффективного проведения аудиторных занятий студент должен заранее подготовиться к ним и обладать достаточным набором теоретических знаний по теме. Для этого необходимо раскрыть характерные черты Просвещения, как общекультурного движения перехода от феодализма к капитализму. Рассматривая политико-правовое учение Вольтера следует осветить следующие вопросы: 1) основные труды; 2) понимание свободы и равенства; 3) отношение к католической церкви; 4) образ монарха. Рассматривая политико-правовое учение Ш. Монтескье следует осветить следующие вопросы: 1) основные труды; 2) учение о законах; 3) соотношение закона и свободы; 4) правила составления законов; 5) форма государства (республиканская, монархическая, деспотическая); 6) обоснование политической свободы; 7) теория разделения властей.
Рассматривая политико-правовое учение Ж.-Ж. Руссо следует осветить следующие вопросы: 1) основные труды; 2) учение об этапах общественного неравенства; 3) об общественном договоре; 4) учение о народном суверенитете и его гарантиях; 5) организация государственной власти.
Необходимо познакомиться с фундаментальным трудом Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Необходимо выделить принципы уголовного процесса и назначения наказания, предложенные Беккариа и увязать их с концепцией гуманизма свойственной эпохе Просвещения.
Следует раскрыть особенности немецкого Просвещения. Изучить взгляды С. Пуфендорфа о сущности и происхождении верховной власти. Познакомиться с высказываниями X. Томазия о соотношении права и морали и теорией «полицейского государства» X. Вольфа.
Терминологическое задание.
Впишите в рабочую тетрадь и усвойте содержание следующих понятий: Просвещение, разделение властей.
Самостоятельное практическое задание.
1. Начертите в тетради для практических и самостоятельных работ схему: «Основные направления политико-правовой мысли эпохи Просвещения».
2. Письменно ответьте на вопросы:
- Какие принципы, по мнению Вольтера, должны быть положены в основание справедливого общественного порядка?
- Что, по мнению. Ж.-Ж. Руссо разделяет естественное состояние жизни людей и период социальной организации?
- Почему политические решения Ж.-Ж. Руссо наиболее правильно определять как «просветительские»?
- В чем, по вашему мнению, социально-исторический феномен французского Просвещения и его значение для западной политико-правовой традиции.
- Можно ли говорить о том, что естественное право в трактовке Пуфендорфа преобразуется в универсальную социальную этику и почему?
- Какими тремя актами, по утверждению Томазия, опосредовано возникновение государства?
Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 5, 10, 17, 30, 44, 50, 51, 66]