Межфирменная научно-техническая кооперация в инновационных процессах
Постоянный рост стоимости проведения НИОКР способствует развитию межфирменной кооперации. Наиболее популярными формами объединений компаний в сфере реализации инновационных процессов являются альянсы, консорциумы, совместные предприятия.
Альянсы.Научно-техническим альянсом принято называть устойчивое объединение нескольких фирм различных размеров между собой и/или с университетами, государственными лабораториями на основе соглашения о совместном финансировании НИОКР, разработке или модернизации продукции
Научно-технические альянсы подразделяют на научно-исследовательские, создаваемые для реализации определенного научного проекта, и научно-производственные, создаваемые для разработки и производства новой продукции. Если в таком сотрудничестве участвуют партнеры из разных стран, то альянсы становятся международными. Создавая технологию вне жестких национальных границ, альянсы снижают влияние и число страховых факторов, рисков, ограниченности ресурсов, жесткости государственного регулирования.
Различают горизонтальные (фирмы одной отрасли) и вертикальные (фирмы разных отраслей) научно-технические альянсы.
Участники альянса вносят свои вклады в виде интеллектуальных, материальных и других ресурсов, а после достижения результатов получают по соглашению свою долю интеллектуальной собственности. В спектре организационных форм альянсы занимают промежуточную ступень между неформальной кооперацией и полным слиянием. Управление осуществляется либо одним из ведущих членов, либо специально назначенным координационным комитетом.
Консорциум — временное объединение крупных фирм (компаний) в рамках межфирменной кооперации, предполагающее совместное финансирование, проведение стратегических НИОКР, разработку технологий и стандартов в течение определенного периода времени.
Консорциум предполагает разделение ответственности между компаниями-учредителями, равные права партнеров и централизованное управление.
В рамках консорциума для их участников становится возможным использовать следующие преимущества:
- выполнить исследования, которые нельзя было провести самостоятельно из-за значительных затрат и рисков;
- распределить расходы на выполнение НИОКР между несколькими фирмами-участниками;
- объединить дефицитные трудовые и материальные ресурсы фирм-участников для выполнения НИОКР.
Отличительные черты консорциумов: хозяйственная самостоятельность участников консорциума; обязательное распространение результатов исследований и ноу-хау между участниками для дальнейшего самостоятельного производства; участие в составе консорциумов университетов и других вузов; возможность участия одного участника в нескольких проектах консорциума; большое количество входящих в консорциум компаний и фирм.
Совместные предприятия (СП). Международное совместное предприятие может быть определено как институт межфирменного сотрудничества в разработке, производстве или маркетинге продукта, которое пересекает национальные границы, не основано на краткосрочных рыночных трансакциях и предполагает значительный и продолжительный вклад со стороны партнеров в виде капитала, технологии или других активов. Во многих случаях ответственность в управлении разделена между фирмами-партнерами. Это определение не включает другие альтернативные виды международной экономической деятельности, такие как экспорт; прямые зарубежные инвестиции, предполагающие полный внутрифирменный контроль за деятельностью по производству и разработке продукта; продажа технологии посредством лицензирования.
Формы сотрудничества между фирмами разных стран:
1) отдельная корпорация, в которой владение акциями распределено между партнерами;
2) партнерство между делящими риск субподрядчиками и первичными подрядчиками или приобретение одной фирмой пакета акций другой фирмы;
3) субподрядные отношения, распространяющиеся на разработку продукта и его производство;
4) партнерство в маркетинге продуктов, произведенных преимущественно одной фирмой.
Типы технологически ориентированных СП:
· сотрудничество между фирмами только в исследованиях;
· обмен испытанными технологиями в рамках единой продуктовой линии или через многие продукты; эти СП особенно известны в мировой микроэлектронной промышленности и роботостроении благодаря распространенной здесь практике перекрестного лицензирования;
· совместная разработка одного или более продуктов (в коммерческом самолето- и моторостроении, в отдельных сегментах телекоммуникационной, микроэлектронной и биотехнологической индустрии);
· сотрудничество посредством выполнения различных функций или стадий жизненного цикла изделий, присущее ряду международных СП в области биотехнологии, фармакологии, в сталелитейной промышленности и автомобилестроении.
Причины популярности совместных предприятий:
· резкое увеличение стоимости исследований и разработок, необходимых для доведения нового продукта или процесса до рынка, во многих высокотехнологичных отраслях;
· технологическая конвергенция;
· сокращение продолжительности жизненных циклов продуктов во многих высокотехнологичных отраслях повысило необходимость быстрого проникновения на глобальные рынки с новыми продуктами; одновременное представление продукта во множестве промышленно развитых стран сегодня существенно для коммерческого успеха;
· важность контроля за техническими стандартами для достижения коммерческого успеха делает быстрое проникновение нового продукта на многие рынки особенно значимым в микроэлектронике, производстве компьютеров и телекоммуникационного оборудования;
· существенным фактором, объясняющим нынешний рост внутреннего и международного сотрудничества, является центральная роль относительно небольших начинающих фирм в коммерциализации новых технологий.