Современные технологии в обучении биологии

Блочно-модульное обучение. Сущность и принципы модульного обучения (модульность; структуризация содержания обучения на обособленные элементы; динамичность; гибкость; осознанная перспектива; разносторонность методического консультирования; паритетность.Отличие блочно-модульной технологии от других систем обучения. Структура блочно-модульного занятия. Достоинства, недостатки и ограничения блочно-модульной технологии обучения.

Технологии активизации деятельности учащихся (опорные сигналы и опорные конспекты, свободный выбор, опережение, преподавание крупными блоками).

Проблемное обучение. Сущность и специфика методов проблемного обучения. Методы проблемного обучения: метод проблемного изложения, частично-поисковый метод (эвристический), исследовательский метод обучения. Алгоритмы в деятельности педагога и учащихся при проблемном обучении. Проблемная ситуация и основные приемы создания проблемных ситуаций. Проблемный вопрос, проблемная задача, проблемное задание. Анализ достоинств и недостатков методов проблемного обучения. Условия эффективного применения проблемного обучения. Технология групповой проблемной работы (учебной дискуссии, диспута), характеристика этапов ее подготовки и проведение. Конструктивные приемы управления дискуссией: стимулирования активности участников диспута; обострение дискуссии; поддержания и направления дискуссии; торможения высказываний.

Технология развития критического мышления (ТРКМ). Сущность понятия «критическое мышление». Функции критического мышления (мотивационная, информационнаясистематизационная, оценочная). Основные методические приемы ТРКМ: стратегия INSERT (Interaktive Notation System for Enhaced Reading and Thinking) – маркировка текста. Графические организаторы (кластеры, денотатный граф, синквейн (пятистрочие), таблицы ЗУХ (знаю, узнал хочу узнать), толстые и тонкие вопросы, прием «Бортовой журнал» и др.), работа со словарем (глоссарием) и др..

Современных технологий при обучении биологии. Аудиовизуальные технологии обучения.. Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий. Типология учебных аудио-, видео- и компьютерных пособий и методика их применения. банк аудио-, видео- и компьютерных учебных материалов.

Информационные и коммуникационне технологии обучения. Основные понятия и определения предметной области - информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся.

Понятие педагогической диагностики.

Понятийный аппарат в диагностике: контроль, проверка, оценка, отметка. Диагностика обученности. Определение оценки и отметки в современных образовательных моделях. Функции оценки и отметки. Влияние оценки и отметки на формирование учебной деятельности и личностное развитие учащегося. Формирование адекватного отношение к отметке у субъектов педагогической ситуации. Методы стимулирования и мотивации деятельности: педагогическая оценка, поощрения, наказание, создание ситуаций успеха/неуспеха, соревнование, игра. Современные подходы к решению проблем диагностирования обученности учащихся: способы повышения стимулирующей роли 5-бальной шкалы; введение 12-бальной шкалы; опыт безотметочного обучения; разноуровневая диагностика на основе обязательных результатов обучения; применение проверочных заданий в тестовой форме.

Контроль знаний и умений учащихся по биологии. Формы организации обратной связи в обучении биологии. Требования к знаниям и умениям учащихся. Поэлементный анализ качества знаний учащихся.

Виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый.

Формы контроля эффективности обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная; устная, письменная, практическая формы контроля; зачет, экзамен.

Методы и приемы контроля эффективности обучения: методы устного контроля (беседа, рассказ, объяснение, чтение текста, доклад); методы письменного контроля (контрольная работа, диктант, реферат, опрос по карточкам; программированный контроль - с помощью ЭВМ, перфокарт, выполнение тестовых заданий; графический контроль - заполнение таблицы, составление схемы, создание рисунка); методы практического контроля (приготовление микропрепарата, выполнение опытов, лабораторная работа); самоконтроль. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.