Учебно-воспитательные задачи обучения биологии

Предпосылки введения естествознания как учебного предмета в общеобразовательную отечественную школу (1786 г). Первый отечественный учебник по естественной истории для народных училищ (В. Ф. Зуев), его характеристика.

Основные этапы развития отечественной методики обучения биологии

Методика обучения биологии как наука

II. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Определение методики обучения биологии как науки Объект, предмет, структура и задачи методики обучения биологии как науки. Роль методики обучения биологии в определении учебно-воспитательных задач, структуры и содержания школьного курса биологии, методов, организационных форм и материальной базы обучения биологии. Связь методики обучения биологии с другими науками: психологией, педагогикой, философией, биологическими науками и др.

Методы научного исследования в области методики преподавания биологии.Анализ теоретического и творческого наследия; изучение и обобщение передового опыта работы учителей, анализ школьной документации, педагогические наблюдения и педагогический эксперимент. Обобщения и выводы по результатам исследования. Классификация методов педагогического исследования: теоретические, эмпирические, общенаучные. Структура и этапы научно-педагогического исследования. Современные проблемы развития методики обучения биологии как педагогической науки.

Описательно-систематическое направление в развитии школьного естествознания. Школьная реформа 1804 года. Учебники по биологии, их характеристика.

Школьная реформа 1864 года. Биологическое направление в школьном естествознании и причины его развития. Развитие школьного курса биологии. Влияние методических идей А. Любена. Значение работ А. Я. Герда.

Школьное естествознание в первой половине ХХ века. Особенности программы по биологии, предложенной Д. Н. Кайгородовым и ее критика прогрессивными учеными-биологами. Роль В. В. Половцова и Б.Е. Райкова в развитии отечественной методики естествознания. Состояние школьного естествознания в начале становления советской школы (до 1932 г.) Принципы политехнического обучения и трудового воспитания учащихся. Исследовательский подход. Зарождение юннатского движения. Основные недостатки в преподавании биологии. Перестройка работы школы в 30-х годах ХХ века и дальнейшее совершенствование методики обучения биологии. Выдающиеся методисты этого периода. Пересмотр программы по биологии средней школы (1939 г.) и его последствия. Усиление связи преподавания биологии с жизнью. Создание при школах учебно-опытных участков. Развитие опытнической работы учащихся.

Проблемы содержания обучения биологии во второй половине ХХ века.

Совершенствование содержания обучения биологии в свете новых достижений цитологии, биохимии, генетики, экологии и задач охраны природы. Теоретические труды и пособия для учителей по частным методикам и их авторы. Введение в школу нового курса общей биологии в 60-70-х годах. Переход школы на новые учебники по биологии и их дальнейшее совершенствование.

Цель и задачи школьного биологического образования как основной элемент методической системы обучения биологии.

Обеспечение учащихся прочными и осознанными знаниями основ биологических наук, основ сельскохозяйственного производства и других отраслей народного хозяйства, связанных с биологическими науками. Воспитание учащихся в процессе обучения. Формирование научного мировоззрения. Патриотическое и интернациональное, экологическое, эстетическое, этическое и гражданское, трудовое, экономическое, физическое, гигиеническое воспитание. Взаимосвязь элементов воспитания. Развитие личностных качеств учащихся: логического мышления, речи, памяти, внимания, наблюдательности, интереса к изучению природы.

Формирование научного мировоззрения учащихся при обучении биологии. Осуществление нравственного, экологического, эстетического, этического, экономического, трудового воспитания школьников.