Учебно-методическое и информационное обеспечение практики по зоологии.
Тематика самостоятельных учебно-исследовательских работ
1. Фауна наземных позвоночных животных различных местообитаний района практики.
2. Наблюдение за жизнедеятельностью отдельных видов птиц в гнездовой период.
3. Наблюдение за суточным поведением птиц или других позвоночных животных.
4. Наблюдение за питанием лесных птиц. Питание птенцов. Суточная ритмика кормления птенцов. Состав и количество пищи. Кормодобывающая деятельность взрослых птиц.
5. Ихтиофауна водоемов разного типа (реки, озера, пруды).
6. Размерно-возрастной состав рыб водоемов различного типа.
7. Влияние растительного покрова на пространственное размещение (вертикальное и горизонтальное) птиц. Размещение птиц и кормовые ресурсы территории.
8. Суточная активность представителей отдельных групп позвоночных. Звуковая активность (птицы, некоторые амфибии), трофическая (амфибии, рептилии, птицы, млекопитающие).
9. Учет и описание фауны позвоночных животных хвойных или смешанных лесов.
10.Описание полета различных видов птиц (полет, движение крыльев, шум крыльев при полете, форма стаи птиц и т.д.).
11.Население отдельных групп наземных позвоночных (амфибий, рептилий, птиц, мелких млекопитающих) различных местообитаний.
12.Жизненные формы (экотипы) различных групп позвоночных животных и их адаптации к среде обитания, способам передвижения, и добывания пищи, трофике.
Приведенный примерный перечень тем самостоятельных работ может быть значительно расширен к конкретизирован в зависимости от места и времени проведения практики. Широко практикуется выполнение студентами самостоятельных работ по тематике научной работы руководителя практики.
10. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики).Составление отчета по индивидуальному заданию, выступление на конференции с отчетом, организация стендовых докладов по итогам практики.
Для зачета по летней полевой практике студент должен представить:
1. Полевой дневник с описанием экскурсий по следующей схеме:
Дата _____________________
Погодные условия ________________________
Описание биотопа __________________________________________
Маршрут с описанием встреченных видов _______________________
Список позвоночных животных населяющих биотоп _______________
2. Письменный отчет по теме индивидуальной работы и устный отчет на заключительной конференции.
3. Собранный и оформленный коллекционный материал по позвоночным животным.
4. Определение предложенных руководителем ЛПП видов птиц на зачетной экскурсии.
5. Зачет латинских названий изученных на ЛПП позвоночных животных.
Основная литература:
1. Абдурахманов Г.М. Основы зоологии и зоогеографии: Учебное пособие для студ. высш. уч. зав./ Г.М. Абдурахманов / – М.: Академия, 2004.
2. Константинов В.М. Зоология позвоночных: Учебник для студентов биол. факультетов./ В.М. Константинов / – М.: Академия, 2005.
3. Лабораторный практикум по зоологии позвоночных: Уч. пособие. – М.: Академия, 2004. – 272 с.
4. Константинов В.М. Сравнительная анатомия позвоночных животных. / В.М. Константинов / – М.: Академия,2005
Дополнительная литература:
1. Природа России: Мультимидийное учебное пособие
2. Мир животных: Мультимидийное учебное пособие.Артемов, А. К. Развивающее обучение математике в начальных классах / А. К. Артемов. – Самара, 1997. – 43 с.
3. Энциклопедия животных: Мультимидийное учебное пособие
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
1) Зоология позвоночных. Часть 1. Низшие хордовые, бесчелюстные, рыбы, земноводные, Наумов Н.П., Карташев Н.Н.
http://wvsrvv.tnu.in.ua/studv/books.php?do=file&id=3758
2) Общая зоология. Учеб. для студ. биол. спец. вузов, Левушкин СИ., Шилов И.А http://citvread.ru/nauka/3794-obshhava-zoologiya.html
3) Бродский А.К., Общая экология http://ecoportal.ru/books.php?id=43
4) М. В. Гальперин, Общая экология http://ecoportal..ru/books.php?id=108
5) Степановских А. С, Общая экология: Учебник для вузов http://ecoportal.ru/books.php?id=l 01
6) "Зоология позвоночных", Бахарев В.А. http://portal.grsu.bv/portal/?p=/FACULT/BiOL/UCHHB/p zoo
7) Зоология позвоночных. Учебник, С. П. Шаталова, В. М. Константинов http: / / www. bookmate. г u/bo oks/2 3 2978
8) Латинский язык и основы терминологии: Учебное пособие, Рудова А.И. http://portal.o,ersen.ru/coiTiponent/option,coiTi mtree/task,viewlink/link id.l 0306/ltemid,50/
9) Купчинаус Н.Э., Зубцовский Н.Е., Введение в латинский язык и биологическую терминологию, Учебное пособие http://www.booksy.ru/description72910.htm
10) ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ МИРА И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ЗАПОВЕДНОГО ДЕЛА, В.В.Дёжкин http://www.biodat.ru/doc/lib/degkin2.htm
11) "Эволюция важнейших систем органов позвоночных"
http://wvw.edustroiig.ru/as/catalog/webdesciiption/6291.htiTi
12) Р. Кэрролл. Палеонтология и эволюция позвоночных. В трех томах. Том 3 http://www.4tivo.com/educatioa/2942-r.-kjerro]l. ■paleontologiia-i.htrnl
13) Левушкин С.И., Шилов И.А. Общая зоология: учеб. пособие для студ.биол. спец. вузов (CD) – 2007. Режим доступа: htpp: //cityread.ru/nauka/3794-obshhya-zoologiya.html. - свободный, регистрация. - Загл. с экрана.
14) Бахарев В.А. Зоология позвоночных Электронный учебник (CD) Гродно. – Изд-во Гродненского ун-та, 2008.
15) Зоология позвоночных животных (CD). – 2007. Режим доступа: http://vertebrates.iatp.by/index.html. - свободный, регистрация. - Загл. с экрана.
16) Общие закономерности строения и функционирования живых организмов (растения, животные и человек) (CD). – 2007. Режим доступа: http://www.ebio.ru/. - свободный, регистрация. - Загл. с экрана.
12. Материально-техническое обеспечение практики:Использование помещения лаборатории биоиндикации и биомониторинга БГУ и зоологического кабинета ЕГФ.
1. Микроскопическая техника, микро- и макропрепараты.
Обеспеченность микротехникой кабинета достаточная для проведения лабораторно-практических занятий. Микроскопы и микропрепараты используются при изучении низших хордовых животных. Микротехника дает возможность студентам сформировать представление о возникновении характерных признаков животных. Микроскопы и лупы необходимы, также, в исследовании формирования кожных покровов и их производных, при изучении темпов роста рыб, гистологического сходства хрящевых и гомойотерных позвоночных животных и т.п.