Медицинское значение клещей, обитающих на территории Забайкальского края

Таблица 7

Значение простейших в возникновении заболеваний.

Таблица 6

Владеть

Уметь

Знать

УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ № 6

Раздел: Паразитология

Цель: изучив данный модуль, студент должен

· особенности строения паразитических форм, относящихся к типу Простейшие, их жизненные циклы, способы заражения человека, профилактика заражения

· особенности строения паразитических форм, относящихся к типу Плоские, их жизненные циклы, способы заражения человека, профилактика заражения

· особенности строения паразитических форм, относящихся к типу Круглые черви, их жизненные циклы, способы заражения человека, профилактика заражения

· строение и развитие клещей

· морфологические отличия разных стадий клещей

· особенности морфологии, биологии и экологии насекомых – переносчиков и возбудителей заболеваний человека.

· идентифицировать паразитических представителей различных типов и классов, имеющих медицинское значение

· обосновывать способы заражения и диагностики

· разрабатывать меры личной и общественной профилактики.

§ паразитологической терминологией

Основные понятия: паразиты - истинные, ложные; хозяин - окончательный, промежуточный, дополнительный; инвазионная стадия, переносчики – специфические, механические

Задание 1. В виде схемы изобразите жизненный цикл малярийного плазмодия.

Задание 2. В виде схемы изобразить жизненный цикл лентеца широкого

Задание 3. Заполните таблицу 6.

Название простейшего: русское, латинское Возбудителем, какого заболевания является Способ заражения
     

Задание 4.Заполните таблицу7.

Название клеща: русское, латинское Возбудителем, какого заболевания является Переносчиком, какого заболевания является
     

Задание 5.Определите вид клеща (рис. 16). Дайте его систематическое положение. Ареал. Медицинское значение

Рис. 14 Клещ

Задание 6.Решите следующие ситуационные задачи.

1. К Вам на прием привели больного, недавно вернувшегося из-за границы. Он жалуется на периодические приступы лихорадки. Через каждые двое суток температура повышается до 400С и держится на таком уровне 6-12 часов. Осмотр выявил увеличение печени и селезенки. Вы направили больного в лабораторию, где было выявлено уменьшение количества эритроцитов, а в самих эритроцитах были обнаружены внутриклеточные паразиты, находящиеся на разной стадии развития и имеющие характерное строение. Назовите заболевание, которым страдает больной, систематическое положение паразита.

2. К Вам на прием пришел больной, который жалуется на жидкий стул с кровью. Вы направили его в лабораторию и при микроскопическом исследовании фекалий были обнаружены слизь, кровь, гной и большое количество паразитов очень крупного размера (30-200 мкм), содержащих две сократительные вакуоли и два ядра. Назовите заболевание, которым страдает больной, способ заражения, меры профилактики.

3. Вы проходите врачебную практику в одном из городов Средней Азии. К Вам на прием пришел больной, у которого на открытых частях тела имеются длительно незаживающие раны. Вы направили больного в лабораторию и в мазках отделяемого из язв были обнаружены мелкие внутриклеточные паразиты. Это подтвердило предварительный диагноз. Назовите заболевание, которым страдает больной, способ заражение, систематическое положение паразита на латинском языке.

4. К Вам на прием пришел больной, который жалуется на частый жидкий стул с примесью крови и слизи. Вы направили больного в лабораторию. При микроскопировании мазков фекалий были обнаружены крупные простейшие, содержащие эритроциты, и четырехядерные цисты этих простейших. Назовите заболевание, которым страдает больной, дайте его систематическое положение на латинском языке

5. На прием пришла больная, у которой наблюдается зуд, жжение, и обильные выделения из влагалища. Врач направил больного в лабораторию, и в мазках из отделяемого мочеполовых путей было обнаружено жгутиковое паразитическое простейшее. Назовите заболевание, которым страдает больная, способ заражения, меры профилактики.

6. Больной, проживающий несколько лет на Дальнем Востоке, приехал в город Казань. На приеме он пожаловался врачу на боли в груди, кашель с мокротой, одышку, повышенную температуру тела. Врач предположил, что больной страдает парагонимозом. Какие нужно провести лабораторные анализы для подтверждения диагноза, что должно быть обнаружено при микроскопии?

7. При паталогоанатомическом исследовании в организме умершего был обнаружен гельминт следующего строения, за брюшной присоской находится разветвленная матка, за ней – округлый яичник, в задней части тела – два розетковидных семенника. Назовите гельминта, дайте его систематическое положение на латинском языке.

8. К Вам на прием пришел больной, который жалуется на боли в области печени. Лабораторный анализ выявил в фекалиях больного крупные желтовато-коричневые овальные яйца размером 135 х 80 мкм с толстой оболочкой, на одном из полюсов яиц легко различима крышечка, на другом плоский бугорок. Назовите гельминта, которым заражен больной, заболевание, способ заражения.

9. К Вам на прием пришел больной, который жалуется на расстройство пищеварения, малокровие, общую слабость. Копрологический анализ выявил членики с маткой, имеющей большое количество (17-35) ответвлений, которая была заполнена яйцами. Назовите гельминта, которым заражен больной, способ заражения, меры профилактики заболевания.

10. Капрологический анализ выявил бесцветные яйца овальной формы размером 40-50 мкм с двумя оболочками, между которыми находятся нити – филаменты и онкосфера с шестью крючьями. Назовите гельминта, которым заражен больной. Способ заражения.

11. К Вам на прием пришел больной, который жалуется на расстройство пищеварения малокровие, общую слабость. Лабораторный анализ выявил в фекалиях больного членики с маткой, имеющей небольшое количество (7 – 12) ответвлений, которая была наполнена яйцами. Назовите гельминта, которым заражен больной, способ заражения, меры профилактики.

12. В мазках кала обнаружены крупные овальные яйца с толстой темно-коричневой оболочкой, которая имела неровную бугристую наружную поверхность. Каким гельминтом заражен больной? Способ его заражения, меры профилактики.

13. Продолжительность жизни остриц около одного месяца. Объясните, почему больные иногда страдают энтеробиозом в течение нескольких месяцев?

14. В семье выявлен больной аскаридозом. Фельдшер предложил госпитализировать его в участковую больницу, чтобы от него не заразились остальные члены семьи. Правильно ли поступил фельдшер? Если да - приведите доказательства, нет - приведите доказательства.

15. В поступившем в лабораторию препарате обнаружены вытянутые бесцветные яйца размером 50 – 60 мкм с тонкой гладкой оболочкой. Одна сторона яиц выпуклая, а другая – более уплощенная. В некоторых яйцах видна личинка. Яйца, какого гельминта обнаружены в препарате?

16. В терапевтическое отделение районной больницы на 10-й день болезни поступил больной с предварительным диагнозом неспецифического полиартрита. Больной жалуется на повышенную температуру, отеки век и лица, головные и мышечные боли, боли в области суставов, крапивницу. Кишечное расстройство, общую слабость. Проведенный анализ крови выявил увеличение количества эозинофилов. Были выполнены лабораторные исследования, которые позволили изменить диагноз. Какие лабораторные исследования были проведены, и что при этом было обнаружено? Каким гельминтозом заражен больной?

17. Ваш приятель после посещения городской бани начал ощущать на тыльной стороне рук зуд, особенно усиливающийся ночью. При осмотре рук на коже были обнаружены извилистые тонкие полоски беловато-грязноватого цвета.

1) какая болезнь может быть заподозрена?

2) Как можно подтвердить предполагаемый диагноз?

3) Кто является возбудителем этой болезни?

18.Туристическая группа при взаимном осмотре участников похода обнаружила членистоногих животных, которые имели следующее строение. Размер 3-4 мм, коричневое нерасчлененное на отделы тело овальной формы, суженное спереди, глаза отсутствуют, имеют четыре пары ходильных ног, на спинной стороне ближе к переднему концу тела виден щиток, который у одной части животных занимает всю спинную поверхность, а у другой только ее переднюю часть.

1) К какому классу, отряду, семейству, виду относятся животные, обнаруженные туристами?

2) К какому полу относятся обнаруженные ими животные?

3) Какое заболевание может быть передано этими животными, и каким образом?

19. Вернувшись, домой после посещения леса, студент обнаружил присосавшегося к телу клеща. Он имел следующее строение: темно-коричневое тело длиной 3мм сужено кпереди и имеет яйцевидную форм, переднюю часть спины покрывает короткий щиток, который имеет светлый эмалевый рисунок с бурыми пятнами, по краям щитка на уровне второй пары ног расположены глаза.

1) К какому семейству и роду относится обнаруженный клещ?

2) Самцом или самкой является обнаруженный клещ и почему?

3) Какое заболевание может быть передано этим клещом?

20. При возвращении сына из спортивной секции мать обнаружила в его волосах мелких бескрылых насекомых. Микроскопическое исследование показало следующее: насекомые имеют полупрозрачное сероватое тело размером 3,6 мм сплющенное в спинно-брюшном направлении, на голове имеется пере усиков, от тела отходят три пары ног, брюшко намного шире груди, и его боковые вырезки глубоко заходят вглубь тела, а края брюшка сильно пигментированы.

1) К какому виду относятся обнаруженные насекомые?

2) Возбудители, какого заболевания, и каким образом могли быть переданы при укусе этих животных?

3) Назовите признаки, по наличию или отсутствию которых можно сказать, подвергался ребенок укусам или нет?

4) Где расположены, и какой вид имеют яйца этих насекомых?

21. При паталогоанатомическом исследовании гражданина без определенного места жительства на его теле были обнаружены мелкие насекомые. Микроскопическое исследование показало следующее: насекомое имеет сплющенное с боков тело размером 3 - 4 мм; голова, грудь и брюшко плавно переходят друг в друга, все тело покрыто щетинками ноги разного размера (задние крупнее).

1) К какому отряду относятся обнаруженные насекомые?

2) Переносчиками, какого заболевания могут быть эти насекомые?

Задание 7. Выполните тестовые задания

Выберите один правильный ответ

1. ДИАГНОЗ АМЕБИАЗА СТАВИТСЯ НА ОСНОВАНИИ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ В ФЕКАЛИЯХ

1) четырехядерной цисты

2) мелкой вегетативной формы

3) крупной вегетативной формы

4) макрогаметоцита

2. ВОЗБУДИТЕЛИ КОЖНОГО ЛЕЙШМАНИОЗА ПРОНИКАЮТ В ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

1) контактно-бытовым путем

2) воздушно-капельным

3) трансмиссивным

4) внутриутробное заражение через плаценту

3. ВОЗБУДИТЕЛЬ ТРИХОМОНОЗА ПРОНИКАЕТ В ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА ПУТЕМ

1) алиментарным

2) трансмиссивным

3) половым

4) через фекалии

4. МЕСТО ЛОКАЛИЗАЦИИ БАЛАНТИДИЯ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА

1) тонкий кишечник

2) толстый кишечник

3) кровь

4) печень

5. ПУТЬ ПРОНИКНОВЕНИЯ В ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА ВОЗБУДИТЕЛЯ ЛЯМБЛИОЗА

1) пищевой (алиментарный)

2) трансмиссивный

3) контактно-бытовой

4) половой

6. МЕСТО ЛОКАЛИЗАЦИИ ПАРАЗИТИЧЕСКОЙ ИНФУЗОРИИ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА

1) тонкий кишечник

2) толстый кишечник

3) печень

4) кровь

7.ЛИЧИНОЧНАЯ СТАДИЯ КОШАЧЬЕГО СОСАЛЬЩИКА ИНВАЗИОННАЯ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

1) редия

2) мирацидий

3) метацеркарий

4) церкарий

8. ЧЕЛОВЕК ЗАРАЖАЕТСЯ ТЕНИОЗОМ

1) через грязные руки

2) через немытые овощи и фрукты

3) через плохо прожаренное или проваренное финнозное мясо

4) через сырую воду

9. АУТОИНВАЗИЯ ХАРАКТЕРНА ДЛЯ

1) трихомонады

2) бычьего цепня

3) свиного цепня

4) аскариды

10. ВОЗБУДИТЕЛЕМ ДИФИЛЛОБОТРИОЗА ЯВЛЯЕТСЯ

1) бычий цепень

2) карликовый цепень

3) широкий лентец

4)свиной цепень

11. ЗАРАЖЕНИЕ ЭНТЕРОБИОЗОМ ПРОИСХОДИТ

1) несоблюдение правил личной гигиены

2) через воду

3) через мясо

4) питье сырой воды из естественного водоёма

12. ЧЕЛОВЕК ЗАРАЖАЕТСЯ ЭХИНОКОККОЗОМ

1) через немытые овощи и фрукты

2) через плохо прожаренное мясо

3) при общении с собаками

4) при употреблении в пищу рыбы

13. ЧЕЛОВЕК ЗАРАЖАЕТСЯ ТРИХИНЕЛЛЕЗОМ

1) через грязные руки

2) через мясо

3) через рыбу

4) через овощи и фрукты

14. ЧЕСОТОЧНЫЙ КЛЕЩ ЯВЛЯЕТСЯ

1) возбудителем заболевания

2)резервуаром и переносчиком заболевания

3) резервуаром и переносчиком туляремии

4) переносчиком заболевания

15.ТАЁЖНЫЙ КЛЕЩ ЯВЛЯЕТСЯ

1) возбудителем заболевания

2) резервуаром и переносчиком спирохет возвратного клещевого тифа

3) резервуаром и переносчиком вируса весенне-летнего энцефалита

4) возбудителем чесотки

16. БЛОХИ ЯВЛЯЮТСЯ ПЕРЕНОСЧИКАМИ

1) спирохет возвратного тифа

2) бактерий сибирской язвы

3) бактерий чумы

4) бактерий туляремии

17. ПЛАТЯНАЯ ВОШЬ ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРЕНОСЧИКОМ

1) вируса желтой лихорадки

2) бактерий холеры

3) риккетсий сыпного тифа

4) бактерий брюшного тифа

18. НАСЕКОМЫЕ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ МИАЗ

1) головная вошь

2) блоха

3) москит

4) вольфартова муха

Выберите два правильных ответа

19. ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ ЛЁГОЧНОГО СОСАЛЬЩИКА У ЧЕЛОВЕКА НА НАЛИЧИЕ ЯИЦ ИССЛЕДУЮТ

1) кровь

2) фекалии

3) мокроту

4) слюну

5) мочу

20. ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕКАЛИЙ ЧЕЛОВЕКА НА НАЛИЧИЕ ЯИЦ ПРИМЕНЯЮТ ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ

1) лентеца широкого

2) карликового цепня

3) свиного цепня

4) эхинококка

5) бычьего цепня

21. НАСЕКОМЫЕ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ МЕХАНИЧЕСКИМИ ПЕРЕНОСЧИКАМИ ВОЗБУДИТЕЛЕЙ ЗАБОЛЕВАНИЙ

1) комнатная муха

2) платяная вошь

3) таракан

4) лобковая вошь

5) клоп

22. ГОЛОВНАЯ ВОШЬ ЯВЛЯЕТСЯ

1) переносчиком бактерий чумы

2) переносчиком сыпного тифа

3) возбудителем миаза

4) возбудителем педикулеза

5) переносчик энцефалита

Выберите три правильных ответа

23. ПРИСПОСОБЛЕНИЯМИ К ПАРАЗИТИЗМУ У СОСАЛЬЩИКОВ ЯВЛЯЮТСЯ

1) наличие тегумента

2) присоски

3) слепо замкнутый кишечник

4) личиночный партеногенез

5) желточники

6) гермафродитные членики

24. ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ КЛАССА ЛЕНТОЧНЫЕ ЧЕРВИ ЯВЛЯЮТСЯ

1) Hymenolepis nana и Alveococcus multilokularis

2) Opisthorchis felineus и Taenia solium

3) Diphyllobothrium latum и Echinococcus granulosus

4) Taeniarhynchus saginatus и Taenia solium

5) Fasciola hepatica и opisthorchis felineus

25. БИОГЕЛЬМИНТАМИ ЯВЛЯЮТСЯ

1) трихинелла и острица

2) аскарида и свиной цепень

3) бычий цепень и трихинелла

4) лентец широкий и свиной цепень

5) свиной цепень и бычий цепень

6) бычий цепень и аскарида

Рекомендации по подготовке к итоговому контролю знаний

Формы контроля знаний по окончании курса – экзамен, который проводится в два этапа: 1) тестирование;2) устный ответ по экзаменационному билету. Билет включает в себя четыре задания: три теоретических вопроса и одну ситуационную задачу. Для успешной сдачи экзамена рекомендуется соблюдать несколько правил.

1. Подготовка к экзамену должна проводиться систематически, в течение двух семестров.

2. Интенсивная подготовка должна начаться не позднее, чем за месяц-полтора до экзамена: распределите вопросы таким образом, чтобы успеть выучить или повторить их полностью до начала сессии.

3. Данные 3-4 дня перед экзаменом рекомендуется использовать для повторения следующим образом: распределить вопросы на первые 2-3 дня, оставив последний день свободным. Использовать его для повторения курса в целом, чтобы систематизировать материал, а также доучить некоторые вопросы (как показывает опыт, именно этого дня обычно не хватает для полного повторения курса).