Владеть

Уметь

Знать

УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ№4

Производные зародышевых листков

Таблица 4

Зародышевые листки и их производные.

А) эктодерма:_______________________________________________________

Б) энтодерма:________________________________________________________

В) мезодерма:________________________________________________________

1) скелетная мускулатура

2) поджелудочная железа и печень

3) эпителий кожи

4) эмаль зубов

5) соединительная ткань

6) эпителий лёгких

7) органы зрения, обоняния

8) кровеносная и мочеполовая системы

3. Морфологические признаки зародыша на ранних стадиях развития:

А) гаструла:__________________________________________________

Б) нейрула:_______________________________________________________

1) эктодерма

2) энтодерма

3) мезодерма

4) хорда

5) нервная пластинка

6) бластопор (первичный рот)

Задание 4. Выберите верные утверждения

1) Первая стадия зародышевого развития называется бластулой.

2) Гаструла представляет двухслойный мешок.

3) Мейоз – это тип деления, в результате которого образуются половые клетки.

4) Процесс митоза состоит из двух последовательных клеточных делений.

5) Неполовые хромосомы называются аутосомами.

6) В результате первого деления мейоза образуются клетки с уменьшенным набором хромосом.

7) В конце интерфазы ядерная оболочка распадается, ядрышко исчезает.

8) В эмбриогенезе повторяются взрослые стадии предковых форм.

9) Лишенные ядра клетки эукариот могут существовать длительное время.

10) Онтогенез организма есть краткое повторение зародышевых стадий предков.

Задание 5. Закончите недописанные фразы

1) В процессе эмбрионального развития ткани зародыша оказывают влияние …

2) Индивидуальное развитие называется …

3) Онтогенез каждой особи есть краткое и быстрое повторение …

4) В эмбриональном периоде выделяют 3 основных этапа: дробление, гаструляция и

5) После завершения гаструляции у зародыша образуется комплекс осевых органов: нервная трубка, хорда и…

6) Процесс превращения в результате, которого у организма формируется признак взрослого животного, называется …

7) Развитие осевого комплекса органов называется …

8) Процесс появления и нарастания морфологических и функциональных различий между отдельными клетками и частями зародыша называется

9) Двухслойный зародыш называется …

10) Детерминация это ….

11) Тотипотентность это …

12) Различают следующие типы бластул…

13) В бластоцисте различают ….

14) Нейруляция это….

15) Спланхнотом это…

16) Образование двухслойного зародыша у позвоночных животных осуществляется следующими способами…

17) Пубертатный скачок это

18) В эмбриогенезе человека выделяют следующие критические периоды…

19) Лабильная детерминация характеризуется…

20) Канализация характеризуется….

 

Задание 6.Рассмотрите рисунок 7 и заполните таблицу 4.

 

Эктодерма Мезодерма Энтодерма
     

 

 

 

 

Рис.7. Начальные этапы гисто и органогенеза.

Раздел: Эволюционное учение, эволюция систем органов

Цель: изучив, данный раздел студент должен

· эволюционное учение Ч.Дарвина

· биогенетический закон Ф.Мюллера-Э.Геккеля

· примеры рекапитуляций

· ценогенезы и филэмбриогенезы

· понятие корреляций и координаций

· основные этапы закладки сердца и магистральных сосудов в подтипе позвоночных

· прогрессивные изменения в этом подтипе, связанные с усложнением в строении сердца, дифференцировки сосудов

· основные направления эволюции сердечнососудистой системы и гомологию органов

· закладку головного мозга у позвоночных животных

· строение головного мозга рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих

· определять онтофилогенетические пороки и их классификацию

· знаниями о закономерностях филогенетических преобразований органов сердечнососудистой, системы нервной систем для объяснения процессов формирования в онтогенезе человека основных аномалий развития

Основные понятия:эволюция, филогенез, аномалии развития, ценогенезы, филэмбриогенезы, рекапитуляция

Задание 1.Выполнить тестовые задания

Выберите один правильный ответ

1. МОРФОЛОГИЧЕСКИМ ПРИЗНАКОМ КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ РЫБ ЯВЛЯЕТСЯ

1) два круга кровообращения

2) трехкамерное сердце

3) четырехкамерное сердце

4) двухкамерное сердце

2. ПОЛНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО И ВЕНОЗНОГО КРОВОТОКА ХАРАКТЕРНО ДЛЯ

1) ланцетника

2) млекопитающих

3) рыб

4) рептилий

3. ПРИСУТСТВИЕ БОТАЛЛОВА ПРОТОКА У ВЗРОСЛЫХ ОСОБЕЙ ХАРАКТЕРНО ДЛЯ

1) хвостатых амфибий и черепах

2) млекопитающих

3) птиц

4) ланцетника

4. IV ПАРА АРТЕРИАЛЬНЫХ ЖАБЕРНЫХ ДУГ ПРЕОБРАЗУЕТСЯ В

1) сонные артерии

2) дуги аорты

3) легочные артерии

4) спинную аорту

5. VI ПАРА АРТЕРИАЛЬНЫХ ЖАБЕРНЫХ ДУГ ПРЕОБРАЗУЕТСЯ В

1) сонные артерии

2) дуги аорты

3) легочные артерии

4) боталлов проток

6. ДВА КРУГА КРОВООБРАЩЕНИЯ ПОЯВЛЯЕТСЯ У

1) млекопитающих

2) рыб

3)амфибий

4) птиц

7. СОННЫЕ АРТЕРИИ НЕСУТ КРОВЬ

1) смешанную

2) артериальную

3) венозную

4) голубую

8. ИНТЕГРИРУЮЩИЙ ОТДЕЛ ГОЛОВНОГО МОЗГА У РЕПТИЛИЙ

1) передний

2) средний

3) промежуточный

4) задний

9. ДРЕВНЯЯ КОРА ВПЕРВЫЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ У

1) рыб

2) амфибий

3) рептилий

4) млекопитающих

10. МОЗОЛИСТОЕ ТЕЛО СОЕДИНЯЕТ ПОЛУШАРИЯ ПЕРЕДНЕГО МОЗГА У

1) рыб

2) рептилий

3) амфибий

4) млекопитающих

11. Ихтиопсидный тип головного мозга характерен для

1) млекопитающих

2) птиц

3) рептилий

4) амфибий

5) рыб

12. НОВАЯ КОРА ПЕРЕДНЕГО МОЗГА ВПЕРВЫЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ У

1) рыб

2) амфибий

3) рептилий

4) млекопитающих

13. МОЗЖЕЧОК ПЛОХО РАЗВИТ У

1) рыб

2) амфибий

3) птиц

4) млекопитающих

14. Предпочка полностью развивается и функционирует как самостоятельный орган у

1) личинок рыб

2) у земноводных

3) пресмыкающихся

4) млекопитающих

15. Первичные почки формируются и функционируют у

1) рыб

2) птиц

3) млекопитающих

4) пресмыкающихся

16. Вторичные почки функционируют у

1) млекопитающих

2) рыб

3) личинок рыб

4) у земноводных и рыб

17. Почки человека располагаются

1) в туловищной области

2) тазовой области

3) брюшной полости

4) поясничной области

18. У человека за сутки фильтруется

1) 150 л плазмы крови

2) 200л плазмы крови

3) 10л плазмы крови

4) 1500 л плазмы крови

19. Первичные половые клетки обособляются в эмбриогенезе на стадии

1) зиготы

2) дробления

3) гаструляции

4) нейруляции

Выберите несколько правильных ответов

20. ВРОЖДЕННЫЕ ОНТОФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ПОРОКИ СЕРДЦА У ЧЕЛОВЕКА

1) шейная эктопия сердца

2) зеркальное (правостороннее) положение сердца

3) брюшная эктопия сердца

4) грудная эктопия сердца

5) расширение предсердий

6) персестирование боталлова протока

21. ВРОЖДЕННЫЕ ОНТОФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ПОРОКИ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА

1) анэнцефалия

2) гидроцефалия

3) агирия

4) голопрозэнцефалия

5) прозэнцефалия

6) пахигирия

23. Для зауропсидного типа головного мозга характернО

1) хорошо развитые большие полушария

2) хорошо развитые мозг и мозжечок

3) появляются полосатые тела

4) появляется древняя кора

5) хорошо выражена асимметрия мозга

24. Филогенетические пороки развития нервной системы у человека

1) анэнцефалия

2) микроцефалия

3) рахисхис

4) полидактилия

5) альбинизм

25. типы почек, развивающихся в процессе индивидуального развития у амниот

1) пронефрос

2) протонефрос

3) мезонефрос

4) экзонефрос

5) метанефрос

6) эндонефрос

26. Аномалии развития половых органов женщины связанные с филогенезом половой системы

1) нарушение редукции вольфовых каналов

2) удвоение матки

3) отсутствие матки

4) отсутствие яйцеводов

5) двурогая матка

27. У плацентарных млекопитающих Мюллеров канал дифференцируется В

1) собственно яйцевод

2) копулятивные органы

3) матку

4) влагалище

5) яичники

Определите соответствующие пары

28. АРТЕРИАЛЬНЫЕ ЖАБЕРНЫЕ ДУГИ ПОЗВОНОЧНЫХ ПРЕОБРАЗУЮТСЯ

1. II пара. а) легочная артерия

2. III пара. б) сонные артерии

3. IV пара. в) дуги аорты

4. VI пара. г) редуцируются

29. У НАЗЕМНЫХ ПОЗВОНОЧНЫХ ПРОИСХОДИТ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ

1.передние кардинальные вены а) коронарный синус сердца

2.правый кювьеров проток б) яремные вены

3.левый кювьеров проток в) верхней полой вены

 

Задание 2:Ответьте на вопросы.

1. Дайте определение филогенеза.

2. У каких организмов впервые появляется кровеносная система?

3. Назовите основные аномалии и пороки развития артериальных сосудов.

4. Назовите основные аномалии и пороки развития нервной системы.

Задание 3: Рассмотрите рисунок 8, перенесите в альбом и заполните недостающие элементы.

 

 

Рис.8. Развитие нервной системы в эмбриогенезе у позвоночных животных

 

Задание 4: Заполните таблицу 5