МОДУЛЬ №3

Таблица 3

Сравнительная характеристика типов мутаций

Типы мутаций Причины их возникновения Примеры
Генные    
Хромосомные    
Геномные    

Задание 4. Ответьте на тестовые задания

Выберите один правильный ответ

1. ПРИЧИНОЙ ПОЯВЛЕНИЯ ПОТОМКОВ С ПЕРЕКОМБИНИРОВАННЫМИ ПРИЗНАКАМИ РОДИТЕЛЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ

1) локализация генов в одной и той же хромосоме

2) преобладание доминантных генов над рецессивными

3) взаимодействие генов

4) перемещение генов в разные гомологичные хромосомы в процессе мейоза

2. ХРОМОСОМНЫЙ НАБОР ЧЕЛОВЕКА СОДЕРЖИТ

1) 42 аутосомы и 4 половые хромосомы

2) 46 аутосом

3) 44 аутосомы и 2 половые хромосомы

4) 46 аутосом и 2 половые хромосомы

3. РАСПОЛОЖЕНИЕ ГЕНОВ, ОТВЕЧАЮЩИХ ЗА РАЗНЫЕ ПРИЗНАКИ, В РАЗНЫХ ПАРАХ ХРОМОСОМ ЯВЛЯЕТСЯ ЦИТОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ

1) закона гомологических рядов в наследственной изменчивости

2) гипотезы чистоты гамет

3) закона независимого наследования признаков

4) промежуточного наследования признаков

4. КАКОЕ СЛЕДУЕТ ОЖИДАТЬ СООТНОШЕНИЕ ПОТОМКОВ ПО ФЕНОТИПУ ОТ СКРЕЩИВАНИЯ СсЕе Х СсЕе

1) 1:1

2) 3:1

3) 1:1:1:1

4) 9:3:3:1

5. У ОСОБИ, ИМЕЮЩЕЙ ГЕНОТИП АаВВСС, МОЖЕТ БЫТЬ ГАМЕТ

1) АВВ

2) ВСс

3) АаВ

4) аВс

6. ТРИГЕТЕРОЗИГОТА

1) АаВвСс

2) ааВВсс

3) АаВВСс

4) ААВвСс

7. СУЩНОСТЬ ЗАКОНА НЕЗАВИСИМОГО НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО

1) Гены, находящиеся на одной и той же хромосоме, наследуются вместе

2) При скрещивании двух гомозиготных организмов, различающихся по одной паре признаков, новое поколение гибридов будет единообразным.

3) Расщепление по каждой паре признаков идет независимо от других пар признаков

4) Виды и роды, генетически близкие, характеризуются сходными рядами в наследственной изменчивости.

8. ХРОМОСОМЫ, ПО КОТОРЫМ САМКИ И САМЦЫ ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА

1) половые

2) гомологичные

3) аутосомные

4) гаплоидные

9. ГЕМОФИЛИЯ НАСЛЕДУЕТСЯ

1) по аутосомно-доминантному типу

2) аутосомно-рецессивному типу

3) сцеплено с Х- хромосомой

4) сцеплено с Y- хромосомой

10. ИСПОЛЬЗУЯ БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОД МОЖНО УСТАНОВИТЬ

1) тип наследования

2) характер наследования

3) роль среды в проявлении признака

4) роль наследственности и среды в проявлении признака

Задание 5. Составьте свою родословную по любому признаку и проанализируйте её.

Задание 6. Получите отпечаток ладони правой и левой руки и проанализируйте их с использованием дерматоглифического метода.

Задание 7. Какие виды хромосомных мутаций изображены на рисунке 1?

Рис. 1. Хромосомные мутации

Задание 8. Перед вами изображения двух клеток, окрашенных с целью выявления Х-полового хроматина (рис.2).

1) какая из этих клеток принадлежит здоровой женщине (А или Б)?

2) сколько Х-половых хромосом в кариотипе человека, соматическая

клетка которого изображена под буквой А?

Рис. 2. Соматические клетки человека

Задание 9. Изучите кариограмму человека (рис.3).

 

Рис. 3. Кариограмма человека

 

1) Сколько хромосом содержит кариотип этого человека?

2) Как называются хромосомы, расположенные в правом нижнем углу кариограммы?

3) Каким термином называются все остальные хромосомы?

4) Как называется хромосома, расположенная во втором сверху ряду с левого края?

5) Каков пол человека с этой кариограммой?

6) Каким хромосомным заболеванием страдает этот человек?

7) Напишите формулу кариотипа человека с такой кариограммой.

Задание 10. Определите тип наследования изучаемых признаков и генотип пробанда в следующих родословных (рис.4).

Рис. 4. Родословные человека

Задание 11. В одной семье имеется ребенок со следующими признаками: умственная отсталость, микроцефалия, “мышиный” запах, повышенный тонус мышц, судорожные эпилептиформные припадки, слабая пигментация кожи и волос

1) какое заболевание можно предположить?

2) как поставить диагноз?

3) какова вероятность появления в этой семье следующего ребенка с такой же патологией?

Задание 12. При дерматоглифическом анализе у пациента установлено следующее: на обеих ладонях имеется четырех пальцевая борозда, на 4 и 5 пальцах обеих рук имеются радиальные петли, главный ладонный угол составляет 77о. Какую наследственную патологию можно предположить у данного пациента? Какие дополнительные исследования следует провести?

 

Раздел: Биология развития

Цель: студент, изучив данный модуль должен