Владеть

Уметь

Знать

УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ №2

Раздел: Генетика

 

Цель:изучив данный модуль, студент должен

· основные генетические термины

· законы Менделя

· виды взаимодействия между аллельными генами

· виды взаимодействия между неаллельными генами

· закономерности наследования признаков при полном и неполном сцеплении

· закономерности наследования признаков, гены, которых локализованы в половых хромосомах

· формы изменчивости

· характеристику модификационой изменчивости

· характеристику комбинативной изменчивости

· характеристику мутационной изменчивости

· методы изучения наследственности у человека

· кариотип человека

· денверскую классификацию хромосом человека

· моделировать закономерности моногибридного и дигибридного скрещивания

· определять генотип родителей по фенотипу детей, что необходимо для прогнозирования проявления признаков в потомстве, механизмы взаимодействия между аллельными генами при наследовании групп крови по системе АВО

· объяснять причины и возможные механизмы появления генных и хромосомных болезней

· готовить отпечатки пальцев и ладоней

· анализировать дактило и пальмограмму в норме и при хромосомных заболеваниях

· определять половой хроматин на микропрепаратах

· составлять и анализировать родословные семей для выявления характера наследования нормальных физиологических и патологических признаков с установлением типа наследования и генотипов членов семьи

· методикой решения задач

· генетической терминологией

Основные понятия: Законы Г. Менделя, ген, генотип, геном, аллели, множественные аллели, плейотропное действие гена, эпистаз, полимерия, комплементарность, доминирование, сцепленное наследование, закон Т. Моргана, изменчивость.

Задание 1. Решите задачи.

1.Известно, что ген шестипалости (одной из разновидностей полидактилии) и ген, контролирующий наличие веснушек, — доминантные гены, расположенные в разных парах аутосом. Женщина с нормальным количеством пальцев на руках (с пятью пальцами) и с мило разбросанными веснушками на лице вступает в брак с мужчиной, у которого также по пять пальцев на каждой руке, но не от рождения, а после перенесенной в детстве операции по удалению лишнего (шестого) пальца на каждой руке. Веснушек на лице мужчины не было от рождения, нет и в настоящее время. В этой семье имеется единственный ребенок: пятипалый, как мать, и без веснушек, как отец. Высчитайте, какова была вероятность у этих родителей произвести на свет именно такого ребенка. Определите тип наследование

2.Известно, что катаракта и рыжеволосость у человека контролируются доминантными генами, локализованными в разных парах аутосом. Рыжеволосая женщина, не страдающая катарактой, вышла замуж за светловолосого мужчину, недавно перенесшего операцию по удалению катаракты. Определите, какие дети могут родиться у этих супругов, если иметь в виду, что мать мужчины имеет такой же фенотип, как и его жена (т. е. она рыжеволосая, не имеющая этой болезни глаз).

3.Женщина, страдающая сахарным диабетом (у ее родителей углеводный обмен не был нарушен), резус-положительная (ее мать также резус-положительная, тогда как отец ее — резус-отрицательный), и мужчина, не имеющий сахарного диабета (несмотря на то, что у его матери сахар в крови на протяжении последних 10 лет был значительно выше допустимой нормы, что позволяло ставить диагноз: ярко выраженный сахарный диабет), резус-положительный (известно, что его отец был резус-отрицательным), создали совместного ребенка резус-отрицательного, страдающего сахарным диабетом уже с детства. Сколько шансов было у ребенка появиться именно таким, если учесть всю имеющуюся в вашем распоряжении информацию о близких и дальних родственниках этого ребенка? Ген резус-положительности — доминантный ген (как и ген, контролирующий нормальный углеводный обмен).

4.Женщина, имеющая гипоплазию (истончение) эмали зубов, выходит замуж за мужчину, у которого такой же дефект. От этого брака рождается мальчик, не страдающий данной болезнью. Какова была вероятность появления в этой семье здорового мальчика, в отличие от своих родителей не страдающего гипоплазией эмали? Какова вероятность появления в этой семье здоровой девочки? Известно, что ген, ответственный за развитие гипоплазии эмали, — доминантный ген, локализованный в Х-хромосоме; ген, контролирующий отсутствие рассматриваемого заболевания, — рецессивный ген Х-хромосомы. Определите тип наследования.

5.У женщины, у которой отсутствует потоотделение (заболевание по-другому называется так: ангидрозная эктодермальная дисплазия), и мужчины, не имеющего указанного дефекта, рождается сын. Определите, унаследует ли ребенок болезнь матери или же мальчик будет таким же здоровым, как и его отец, если известно, что ген, ответственный за развитие этой болезни, — рецессивный ген, локализованный в Х-хромосоме. Рассчитайте: если вторым ребенком в этой семье будет девочка, нормально ли будут работать у нее потовые железы.

6.Известно, что ген гемофилии (несвертываемость крови) — рецессивный ген, локализованный в Х-хромосоме. Здоровая женщина, мать которой так же, как и она, была здоровой, а отец был гемофиликом, вышла замуж за мужчину, страдающего гемофилией. Появление, какого потомства можно ожидать от этого брака (относительно рассматриваемого заболевания)?

7.Известно, что ген гемофилии и ген дальтонизма — это рецессивные гены, локализованные в Х-хромосоме; расстояние между ними определено в 9,8 морганиды. Здоровая девушка, мать которой дальтоник, а отец — гемофилик, выходит замуж за здорового мужчину, родители которого здоровы (относительно рассматриваемых заболеваний). Определите, какова вероятность появления в этой семье здоровых детей (девочек, мальчиков).

8.Напишите типы гамет, которые образует особь с генотипом АаВвСс

 

Задание 2. Изобразите схему определения пола у человека.

1. Укажите соотношение полов у человека.

2. Укажите гетерогаметный пол и объясните, почему он так называется.

3. Какое значение для вида имеет соотношение полов, равное 1:1.

Задание 3. Заполните таблицу №3.