Сравнение митоза и мейоза

Таблица 2

Биосинтез белка

Таблица 1

Вещества, участвующие в биосинтезе белка Значение
ДНК  
иРНК  
тРНК  
рРНК  
Рибосомы  
Ферменты  
АТФ  
Аминокислоты  

Задание 3.Из перечисленных тезисов выбрать те, которые соответствуют буквам А и Б

А. Для мембранных органоидов

Б. Для немембранных органоидов

1. Хранится генетический материал

2. Образуется веретено деления

3. Происходит синтез белка

4. Происходит окисление органических веществ

5. Содержит ферменты

6. Имеется гранулярная часть и гладкая

7. Образуются рибосомы

8. Накопление токсичных и питательных веществ

9. Полости не соединяются друг с другом

10. Органоид имеет свою молекулу ДНК

11. Полости соединены между собой

12. Внутренняя мембрана складчатая

13. В нем образуются лизосомы

14. Органоид имеет двойную мембрану и хранит наследственную информацию

15. Органоид занимает 50 % цитоплазмы

16. Органоид заполнен кариоплазмой

17. В нём происходит фотосинтез

18. Органоид образует центриоли

19. В органоиде имеются граны

20. Энергетическая станция клетки

Задание 4. Заполните таблицу 2.

Вопросы для сравнения Митоз Мейоз
1. Какие изменения происходят в ядре до начала деления (в интерфазе)?    
2. Каковы фазы деления?    
3. Характерна ли конъюгация гомологичных хромосом?    
4. Какое число дочерних клеток образуется?    
5. Какое число хромосом получает каждая дочерняя клетка?    
6. Где происходит данный процесс?    
7. Какое значение имеет для существования вида?    

Задание 5.Решите ситуационные задачи.

1.Студент положил препарат покровным стеклом вверх и подобрал освещение. Устанавливая объектив с увеличением 8х на расстоянии 1,5 см от препарата, студент безуспешно пытается найти в поле зрения изображение препарата, поднимая каждый раз тубус вверх, вращая макровинт. В чем заключается его ошибка?

2. Желая изучить микропрепарат небольшого размера, студент поставил препарат покровным стеклом вверх, подобрал освещение и установил объектив с увеличением 40х. Он опустил объектив почти вплотную к препарату, а затем, вращая макровинт, начал медленно поднимать тубус. Несмотря на многочисленные попытки, изображение не появлялось. В чем заключается его ошибка?

3.Сколько содержится адениновых, тиминовых, и гуаниновых нуклеотидов во фрагменте молекулы ДНК, если в нем обнаружено 950 цитозиновых нуклеотидов, составляющих 20% от общего количества нуклеотидов в этом фрагменте ДНК?

4.Сколько нуклеотидов содержит ген (обе цепи ДНК), в котором запрограммирован белок инсулин из 51 аминокислоты?

5. Хромосомный набор соматических клеток человека равен 46. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток перед началом мейоза, в профазе мейоза I и профазе мейоза II. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.

6. Известно, что молекулярная масса одной аминокислоты в среднем 100, молекулярная масса одного нуклеотида 345. Какова молекулярная масса гена, если в одной его цепи запрограммирован белок с молекулярной массой 1500?

7. В ядре каждой соматической (диплоидной) клетки у кролика содержится 22 пары хромосом, а у дрозофилы – 4 пары. Сколько содержится хромосом в каждой дочерней клетке, образующейся в результате митоза? Сколько хромосом содержится в половых клетках тех же организмов?

8. Фрагмент нуклеотидной цепи ДНК имеет последовательность А-А-Г-Т-Г-А-Ц. Определите нуклеотидную последовательность второй цепи и общее число водородных связей, которые образуются между двумя цепями.

9. Фрагмент иРНК содержит число нуклеотидов с аденином – 14, гуанином – 35, цитозином – 21, урацилом – 30. Определите число этих нуклеотидов в участке двуцепочечной молекулы ДНК, который служит матрицей для синтеза данного фрагмента иРНК.