Кодированный диктант о строении и функциях белков

Терминологический диктант по цитологии и генетике

Термины Ответы
1. Гибрид 1. Помесь.
2. Гамета 2. Половая клетка.
3. Гаплоидаия клетка 3. Клетка с одинарным набором хромосом.
4. Диплоидная клетка 4. Клетка с двойным набором хромосом.
5. Триплоидная клетка 5. Клетка с тройным набором хромосом.
6. Тетраплоидная клетка 6. Клетка с 4-кратным набором хромосом.
7. Гипоплоидная клетка 7. Клетка с некратно уменьшенным числом хромосом.
8. Гиперплоидная клетка 8. Клетка с некратно увеличенным числом хромосом.

и т.п. до 16 терминов, а лучше, 10 терминов в одном диктанте, чтобы легче оценивать ответы по прежней методике (за 2 правильных ответа 1 балл).

По окончании диктанта работы учеников (листки бумаги с номерами вопросов и ответами-терминами) сдаются учителю. После чего тот снова зачитывает вопросы, а учащиеся дают устные ответы и каждый может проверить свои ошибки. Ученики, не справившиеся с работой, выполняют ее дома и отвечают на следующем уроке. Есть и другие варианты выполнения терминологического диктанта. При этом ученик термины не выбирает, а придумывает их сам, поэтому и карточка с ответами не требуется. Учитель диктует подготовленные вопросы (например, на уроке о растениях из семейства пасленовых: "Какой орган картофеля употребляется в пишу?"), - а ученик вспоминает и записывает в своем листочке номер вопроса и ответ (или несколько ответов) - один или несколько правильных терминов (1. Клубень). В таком диктанте вместо вопросов можно использовать повествовательные предложения, пропуская в них отдельные термины. Например, в пищу у картофеля используется ...

Диктант кодированный применяется для проверки и оценки знаний по усвоению отдельных научных фактов. С этой целью учитель или диктует отдельные короткие предложения, или выдает ученикам листки с написанными в них предложениями, или с помощью кодоскопа проецирует на экран эти предложения. Во всех организационно-методических вариантах задания в каждом предложении пропущено (закодировано) одно или несколько слов, представляющих собой отдельные научные факты, которые ученикам и требуется определить и вписать в пропущенное место. Пример такого диктанта дан в таблице 19.

Таблица 19

Предложения с пропущенными словами Ответ
1. Фотосинтез протекает в... 1. Хлоропласты.
2. Синтез белка протекает в... 2. Рибосомы;
3. Энергия клетки аккумулируется в ... 3. АТФ.
4. Клеточный сок накапливается в ... 4. Вакуоли.

И т.д.

Цифровой диктант является разновидностью кодированного диктанта, отличаясь от последнего тем, что вместо пропусков надо подставить цифровые шифры правильного ответа. Как и при выполнении любого биологического диктанта при цифровом диктанте задание можно продиктовать, написать на листках бумаги или на доске, спроецировать на экране с помощью ТСО. Затем учитель задает первый вопрос (или диктует первое предложение), предлагает записать на листочке номер вопроса и радом цифровой шифр правильного ответа на этот вопрос (предложение). Так учащиеся оформляют ответы на другие вопросы.

Графический диктант

Для проведения графического диктанта каждому ученику необходимо провести на обычном тетрадном листе или его четвертинке-половинке горизонтальную линию длиной до 14-15 см. Затем разделить ее на равные части-отрезки длиной по 1 см (или две клетки) в каждой, пронумеровать сверху слева направо. После заготовки и разметки учениками линии учитель показывает на доске графические

шифры противоположных (правильных и неправильных) ответов. Так, прямая линия, точнее, отрезок - часть линии длиной в 1 см -может обозначать "да" или правильный ответ, а треугольник - "нет" или неправильный ответ. Вслед за показом шифров-ответов учитель дважды (чтоб лучше запомнить) произносит число предложений, равное числу отрезков-частей на линии, т.е. до 14-15. Например, в разделе "Растения" при проверке знаний по теме "Вегетативное размножение растений" на первый вопрос о лучшем способе размножения яблони следует неправильный ответ: "Отводками". На второй вопрос о лучшем способе размножения смородины следует правильный ответ: "Черенками". В результате получается линия с правильными и неправильными графически изображенными ответами:

Здесь первый ответ неправильный, остальные 2-15 - правильные. В качестве шифра (символа-знака) за неправильный ответ, кроме треугольника, можно любыми другими геометрическими и негеометрическими обозначениями: квадратом, прямоугольником, кругом и т.д.

Самостоятельная работа учащихся по написанию рефератов

Завершающим и самым важным и сложным методическим приемом умелого чтения учебника и дополнительной литературы является реферирования прочитанных источников, самостоятельная подготовка рефератов, умение все наиболее ценное из прочитанного абстрагировать, обобщать, систематизировать, анализировать и делать из него выводы. Написание учащимися рефератов носит поисково-исследовательский характер, здесь мы сталкиваемся с конкретной формой эффективной и целенаправленной организации самостоятельной познавательной деятельности, где и находит свое приложение творческий подход в учебно-воспитательном процессе.

По своему характеру и целенаправленности бывает два типа рефератов. К первому из них относятся рефераты, написанные по одному источнику (текст урока или уроков, одна или несколько тем, статья научная, учебная, учебно-методическая, публицистическая, рассказ художественный, учебный и т.д.). В основе такого реферата заложено краткое содержание проферированного источника, его

основа, стержень, идея. Примером таких рефератов служат реферативные журналы разных профилей, рефераты к написанным статьям, рефераты к депонируемым статьям и т.д. Такие рефераты в основном пишут школьники по материалам внеклассного чтения. Ко второму типу относятся рефераты, освещающие один узкий или широкий вопрос, проблему, но написанные по нескольким или многочисленным самым разнообразным литературным источникам (статьи газет, журналов, научных сборников, материалы монографий, справочников, энциклопедических изданий и т.д.). Такие рефераты чаще пишут аспиранты, научные сотрудники, преподаватели вузов. Студенты в качестве таких рефератов пишут обобщающие курсовые, дипломные работы. И школьники по заданиям учителей школ г.Тамбова (№№ 7, 19, 21 и др.) ввели за правило последний урок каждого месяца или последний урок большой крупной темы проводить по теме "Новое в биологии", "Урок открытых мыслей" по Шаталову, наиболее активные уроки - ролевые и деловые игры, КВН, диспуты, конференции. На таких уроках учащиеся, особенно старших классов (9-11), докладывают свои рефераты по самым актуальным проблемам биологии, медицины, сельского хозяйства и затем их обсуждают. Обычно таких свободных уроков, базирующихся на основе рефератов, подготовленных учениками, проводится в учебном году до 8-10. Жизнь и школьная практика показали, что знания, получаемые учащимися в процессе реферирования, более устойчивы, глубоки, осознанны. К тому же у учащихся формируется и развивается целый комплекс других ценных качеств: они овладевают логическим мышлением, грамотностью (чем страдают многие не только школьники, но и студенты и их наставники!), точной образной речью. Темы для реферирования можно подбирать самые разные, важно, чтобы они были злободневны, актуальны, органично связаны со школьной практикой и, конечно же, соответствовали возрасту и подготовленности учащихся. Так, учащимся 9 класса можно предложить рефераты о спорте и здоровье человека, о вреде курения, наркомании, алкоголизма. Не менее важны темы об умении властвовать собой, о роли эмоций, о проблеме долголетия, об экологической и природоохранной проблемах и их решении и т.д. К реферированию надо шире привлекать учащихся, начиная с 8 класса, а в 9-11 классах реферирование должно быть обязательным компонентом учебно-воспитательного процесса, обязательным организационно-методическим приемом

внедрения поисково-исследовательского подхода в развитии познавательной самостоятельности у учащихся. О своих рефератах учащиеся старших классов могут докладывать не только на заключительных уроках месяцев, темы, тем, разделов, но и на общешкольных научных вечерах, разнообразных конкурсах, конференциях, олимпиадах. Не менее важно и то, что учитель, которому удалось внедрить реферирование в процесс изучения биологии, учится, растет и совершенствуется сам, ибо внедрять и руководить такой работой сможет лишь высокоэрудированный наставник.

Итак, проверка и оценка знании учащихся по результатам реферирования учебной и дополнительной литературы позволили установить целый комплекс эффективного воздействия на учащихся:

а) Резкое возрастание интереса к биологии (вот он, прием мотивации!) как к науке и как к школьному предмету, и школьники школ, где это уже используется (№№ 6, 7,12,13, 19,21,32 и др.), являются постоянными участниками и призерами биологических олимпиад, конкурсов.

б) Значительная часть выпускников этих школ успешно поступает в вузы.

в) Сами учителя получают от своих учеников столько информации, сколько сами без их участия никогда бы не получили. Другими словами, обогащая знаниями учащихся, учитель стал в неменьшей мере обогащаться и сам.

г) Благодаря самостоятельному внеклассному чтению с последующим написанием, проверкой и обсуждением рефератов учитель по-настоящему стал знать интересы и способности учащихся класса. Следовательно, написание рефератов с последующей их проверкой способствует разрешению одновременно и принципа коллективного обучения (КСО, самостоятельное добывание знаний) и принципа индивидуального, дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения. И что особенно важно - укрепляется обратная связь. А отсутствие полноценной обратной связи и поныне остается острой проблемой учебно-воспитательного процесса, проблемой реализации важнейшего дидактического принципа и требования к современному уроку биологии.

д) Учащиеся, регулярно проводящие реферирование прочитанной литературы, логично и четко излагают свои мысли не только устно, но и письменно, они эрудированнее, биологически и экологически грамотнее, в целом культурнее своих сверстников-оклассников, не проводящих реферирования.

е) Учитель, приобщивший учащихся к внеклассному чтению и реферированию, подключив учащихся к накоплению информации, был сам в курсе многих новинок в области биологии, всего мощного потока информации. А поток этот столь могуч, что за каждые 5-8 лет объем открытий и достижений в области науки удваивается.

184 :: 185 :: 186 :: 187 :: 188 :: 189 :: 190 :: 191 :: 192 :: 193 :: 194 :: Содержание

194 :: 195 :: 196 :: 197 :: 198 :: 199 :: 200 :: 201 :: 202 :: 203 :: 204 :: 205 :: 206 :: 207 :: 208 :: 209 :: 210 :: 211 :: 212 :: 213 :: 214 :: 215 :: Содержание

ТЕМА XXI

Нетрадиционная письменная проверка и оценка знаний

План

  1. Виды нетрадиционной письменной проверки.
  2. Тестовая проверка.
  3. Выводы.

Дидактические карточки в настоящее время широко используются в школьной практике как эффективный нетрадиционный прием письменной проверки и оценки знаний учащихся по биологии. В связи с тем, что учащиеся в процессе обучения овладевают знаниями на различных уровнях (фактологическом, понятийном и творческом), и дидактические карточки следует также заготавливать соответственно этим уровням сложности изучаемого материала. Наряду с этим, в учебном процессе для проведения проверки и оценки знаний используются карточки разных видов и содержания: карточки-рисунки, карточки-таблицы (особенно сравнительные), карточки-вопросники, карточки текстовые, карточки-графики, карточки-диаграммы и т.п. В качестве примера приведем карточки-таблицы фактологического, понятийного и творческого уровней.

Таблица 20

Дидактическая карточка-таблица фактологического уровня при изучении раздела "Растения"

№ п/п Вопросы Ответы
Что используется в пишу у картофеля? Клубень
Какой видоизмененный стебель у хрена? Корневище
Что используется в пищу у редиса? Корнеплод

Таблица 21

Дидактическая карточка-таблица понятийного уровня при изучении темы "Способы размножения" раздела "Растения"

Вид растений Формы размножения Способы размножения
Смородина Вегетативное Черенками
Земляника Вегетативное Усами
Крыжовник Вегетативное Отводками
Подосиновик Бесполое Спорами

И т.д.

Дидактические карточки с заданиями высшего, (творческого) уровня, в отличие от карточек с заданиями фактологического и понятийного уровней, чаще используются для домашней работы, т.к. для их выполнения требуется больше времени. Здесь необходимо длительное обдумывание, осмысление и хорошее знание исходного материала. В качестве примера можно привести сравнительное изучение мейотического и митотического деления половых и соматических клеток, заполнить полученные данные в таблицу, отметив черты сходства и различия между этими процессами.

Используя дидактические карточки разных уровней сложности, учитель дифференцированно подходит к учащимся. Карточки для менее подготовленных, слабых должны содержать, в первую очередь, вопросы менее сложного фактологического уровня для стимулирования их развития добавить к ним по одному вопросу понятийного и сложного уровней. Для учащихся ординарных (условно отнесем их к группе среднеуспевающих) в дидактической карточке преобладающими должны быть вопросы фактологического и понятийного уровней, затем два-три вопроса творческого уровня.

Использование дидактических карточек всех видов и уровней сложности является высокоэффективным средством оптимального проведения индивидуальной, групповой и фронтальной проверки и оценки знаний.

Письменное воспроизведение по памяти учащимися опорных конспектов по Шаталову.

Такая проверка и оценка знаний проводится В.Ф. Шаталовым и его сторонниками-последователями в начале второго урока по формированию новых знаний в течение 12-15 минут. Одновременно с

этим учитель проводит устную тихую (простую или комбинированную-уплотненную) и магнитофонную проверку и оценку знаний.

Воспроизведение опорных конспектов учащимися по памяти позволяет учителю в очень сжатый период (12-15 мин) проверить и оценить знания у всего класса. При этом группа помощников-ассистентов помогает учителю проверять воспроизведенные опорные конспекты и тем самым ускоряется сам процесс проверки и оценки знаний. К достоинству данного приема проверки следует отнести и то, что на его проведение не требуется дополнительного времени.

Самопроверка и самооценка знаний является эффективным приемом активизации познавательной самостоятельности учащихся, интенсификации и оптимизации учебно-воспитательного процесса. При самостоятельной работе с учебником или дополнительной литературой с целью самопроверки и самооценки усвоения знаний целесообразно составить и заполнить текстовые таблицы. В результате учащийся, внимательно прочитав и осмыслив текст, тут же заполняет таблицу и самообнаруживает, какие параграфы, понятия, вопросы он усвоил слабо или не усвоил вовсе и, следовательно, должен вновь обратиться к учебнику и дополнительной литературе, чтобы устранить пробелы в усвоении базового материала. Кроме того, для еще более эффективной самопроверки и самооценки приобретенных знаний, наряду с текстом учебника, очень важно использовать вспомогательный материал учебника: вопросы, рисунки, графики, диаграммы, таблицы, упражнения, задачи, примеры, сопровождающие текст учебника. И, наконец, существенным подспорьем для самопроверки и самооценки знаний, конечно же, являются дополнительные вопросы, поставленные учителем. Для этой же цели не менее полезно, самостоятельно прорабатывая основную и вспомогательную часть учебника и отвечая письменно (или устно) на дополнительные вопросы учителя или своих товарищей, делать некоторые рисунки, схематические зарисовки, обязательно подписывая их.

Подготовленные для самопроверки и самооценки знаний таблицы могут быть самыми разнообразными и по форме, и по содержанию, но в их основе должен быть обязательно заложен основополагающий принцип сравнения. И это объяснимо, решительно все и лучше всего познается только в сравнении. Например, целесообразно с целью самопроверки и самооценки знаний составлять и заполнять таблицы по сравнению естественного и искусственного отбора, форм

борьбы за существование, по строению и функциям компонентов и органоидов клетки, по сравнению структур и функций ДНК п РНК, гетеротрофов и автотрофов, по фазам митоза и мейоза и многих, многих других тем. Еще эффективнее и конструктивнее будет проводиться самопроверка и самооценка при условии, если составляемые сравнительные таблицы будут сопровождаться рисунками. Работа по заполнению таблиц имеет большое значение для более вдумчивого осмысленного чтения текста, глубокого анализа, обобщения и выводов. Все ответы учащихся, полученные в результате самопроверки и самооценки, необходимо оценивать дифференцированно, выставляя отметки не только в классный журнал, но и в настенную ведомость. Как правило, учащиеся в процессе самопроверки предъявляют к себе, своим знаниям такие требования, что оценки учителя и их товарищей или группы ассистентов, чаще бывают выше отметок, полученных при самопроверке.

Тестовая проверка и оценка знаний.

Результатом всех выше рассмотренных приемов нетрадиционной и традиционной устной и письменной проверки является балльная (экспертная) оценка. Экспертом может быть учитель, методист, инспектор, преподаватель вуза и, наконец, при самооценке - сам учащийся. Преимущество балльной опенки выражается во многом. При помощи ее представляется возможность оценить любую работу: и простую, и сложную как воспроизводящего (репродуктивного) характера, так и творческую (продуктивную). При этом оцениваются не только отдельные фрагменты, характеристики, параметры работы, но и вся работа в целом, во всей ее полноте и совокупности. И это объяснимо, ибо здесь учитывается и знание базового материала, и культура речи, и логика, и аргументированность, и доказательность ответа. Также представляется возможность при балльной оценке установить способность учащегося доказывать и опровергать, высказывать суждения, гипотезы и находить пути их проверки. При балльной оценке нередко действует и обратная связь, поэтому учитель может от начала до конца проследить ход мысли ученика и в нужный момент прийти к нему на помощь. Он может определить, какие новые элементы знаний ученик усвоил, какие может усвоить с помощью дополнительных разъяснений, консультаций, а какой материал остается для него малодоступным и недоступным, т.е. установить зону (порог) ближайшего развития ученика. Однако, существенным

недостатком балльной оценки является ее субъективность, т.к. она всегда является следствием мнения и суждения какого-то эксперта или, в лучшем случае, следствием мнения и суждения нескольких независимых экспертов. Следовательно, разные эксперты могут по-разному оценивать одну и ту же работу: одни - оценить ее как выдающуюся, другие - как хорошую, третьи - как посредственную, четвертые - как никчемную, плохую. Короче, тут срабатывает принцип: сколько голов, столько и умов, сколько разных умов, столько и разных мнений, суждений и, следовательно, разных оценок. Потому во всем мире шли поиски приемов и форм таких форм и методов проверки и оценки знаний, которые хотя бы частично, а еще лучше, полностью, исключали бы существенный принципиальный недостаток балльной оценки - ее фатальную субъективность. Такие поиски объективных приемов и методов проверки и оценки знаний и побудили американца Дж. М. Раиса более ста лет тому назад (в 1894 г.) прибегнуть к тестам. Правда, аналогичная идея возникла еще раньше, в 1864 г. у англичанина Джона Фишера. Массовое же тестирование началось в 1914 г. и в ряде случаев, например, в США, тесты получили очень широкое, почти лидирующее применение в процессе проведения проверки и опенки знаний учащихся. Мало того, в США 50% выпускников школ ежегодно по собственному желанию выполняют задания теста CAT. Этот тест помогает каждому оценить уровень своей подготовленности по общепринятым критериям, сравнить свои результаты со средними по стране и в соответствии с этим выбрать учебное задание для продолжения образования и получения профессии. По результатам итоговой тестовой проверки и оценки учащиеся могут сопоставить качество разных учебников, методических систем обучения, получить сведения о динамике и эволюции образования молодежи. Проверка может проводиться по одному тесту или по двум разным тестам: один из них характеризует общественно необходимый уровень знаний, умений и навыков, а второй -способность применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Здесь первый тест - основной, базовый; второй - повышенный. В отличие от других приемов проверки и оценки знаний, тестирование:

  • а) не требует больших затрат времени и у проверяемых, и у проверяющих, что дает возможность в относительно короткое время проверить большой объем учебного материала;
  • б) позволяет применять статистические методы исследования, определять достоверность полученных результатов, дает возможность судить в известной мере об уровне общей подготовки у учащихся.

Однако, наряду с отмеченными достоинствами, тестовая программированная проверка и оценка знаний имеет немало весьма существенных пробелов и недостатков. Вот лишь некоторые из них:

  • а) Тестирование не в состоянии учесть творческий потенциал личности, т.к. ответы на все вопросы заранее составляются (программируются) экспертами, поэтому новаторские подходы и решения выпадают из оценки.
  • б) Позволяя судить о результатах знаний, тесты не дают возможности узнать, как ученик подошел к ним, овладел ими.
  • в) Тестирование исключает возможность проверить, а тем более научить ученика свободно владеть речью, пользоваться языком науки.

Таким образом, не противопоставлять надо тестовую проверку традиционным приемам проверки, а разумно, рационально их сочетать. Необходим разумный синтез, а поэтому каждому современному учителю необходимо владеть арсеналом традиционных и новаторских приемов проверки и оценки знаний, чтобы в нужный момент выбрать из них наиболее адекватный поставленной дидактической цели и задачам.

"Тест" - английское слово, в переводе на русский язык означает проверка, исследование, испытание, проба. В педагогике тестами называются стандартные задания, по результатам выполнения которых оценивают знания, умения, навыки или личные качества исследуемого лица. Более конкретно тесты - это задания, включающие ряд вопросов и несколько вариантов ответа на них для выбора в каждом конкретном случае одного верного. Тестовые задания подразделяются на открытые (неограниченные) и закрытые (ограниченные). В открытых заданиях ученик сам вписывает короткий ответ, в закрытых он выбирает ответ из нескольких (2-4-х и больше) заранее заготовленных экзаменатором вариантов, среди которых правильным будет только один. Вот некоторые примеры открытых тестов:

  • а) Картофель размножается чаще.... резке ....
  • б) Капуста размножается чаще .... а огурцы.....

В открытых тестах ответами в пропущенных местах предложения могут быть не только слова или словосочетания, но и цифры. Для этого выполняется на доске или на листке схематичный рисунок

любого органа растения (побег, цветок и т.д.), составные части которого обозначены (зашифрованы) цифрами. Эти цифры и надо правильно вписать в пропуски предложения открытого текста. Открытые тексты также целесообразно использовать для проверки усвоения терминов. Для удобства и оперативности обработки таких тестов термины необходимо выписывать в алфавитном порядке.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков с использованием открытых тестов активизируют самостоятельную познавательность у учащихся. К недостатку открытых тестов следует отнести значительные рутинные затраты времени, расходуемые на заполнение тестов и обработку результатов.

Тесты ценны тем, что каждому школьнику дается возможность четко представить объем обязательных требований к овладению знаниями по каждой теме изучаемого курса, объективно оценить свои успехи. Тесты можно использовать в разных случаях: при организации самопроверки и самооценки, при повторении ранее изученного материала, при закреплении нового материала и т.д.

Тестовая проверка и оценка знаний может быть эффективной при условии, если она осуществляется с учетом комплекса обязательных требований, среди которых наиболее важными являются следующие:

  • а) Валидность (или адекватность целям проверки). При составлении теста выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний. Если учащиеся при работе с тестом (заданием) знают и выделяют существенные признаки, а не второстепенные, формальные, то он отвечает критерию валидносги.
  • б) Определенность. После прочтения задания учащийся должен четко понять, какие действия необходимо выполнить, какие знания продемонстрировать. Определенными считаются задания, когда на их вопросы отвечают не менее 70% учащихся.
  • в) Простота. Формулировка тестов заданий и ответы на них должны быть четкими и краткими. Показателем простоты является быстрота выполнения задания.
  • г) Однозначность. Тест-задание должен иметь единственно правильный ответ - эталон.
  • д) Равнотрудностъ. Она определяется стабильностью результатов и вопросов во всех вариантах одного и того же задания.

Тестовые задания должны обеспечивать проверку и оценку знаний и умений на трех уровнях усвоения нового учебного материала: узнавания и воспроизведения; применения в знакомой (стандартной) ситуации; применение в новой (неординарной) ситуации или творческого применения. Такая дифференциация требований к тестам обеспечивает оптимальную загрузку учащихся разной подготовки и способностей, обеспечивает посильной работой слабых, формируя у них положительное отношение к учителю, предмету, учебе. Если доля правильных ответов для группы или целого класса учащихся превышает 75%, то можно считать, что данный фрагмент (компонент) знании и умений усвоен и не нуждается в дальнейшей отработке со всеми учащимися. Нет возможности и необходимости в данной работе рассматривать все многообразие приемов и вариантов тестовой проверки и оценки знаний, умении и навыков по биологии, поэтому кратко рассмотрим некоторые наиболее эффективные и чаще применяемые в школьной практике. По механизму проведения тестовую проверку условно можно разделить на две подгруппы: 1) проверка без дешифратора; 2) проверка с дешифратором.

1) Тестовая программированная проверка и оценка знаний без дешифратора.

Итак, тест - это вариант, комплекс, набор определенного (5-10) количества вопросов и еще большего количества ответов, специально подбираемых (программируемых) учителем для изучаемого блока (блоков). Для каждого блока (тема или ее часть) при такой проверке учитель готовит несколько (чаще 3-4) вариантов тестов по 5, а еще лучше, по 10 вопросов в каждом тесте. Количество вопросов в тесте находится в прямой корреляции с качеством проверки и оценки знаний, т.е. чем больше вопросов, тем достовернее и надежнее получаемые результаты проверки. Количество вариантов теста определяется объемом и сложностью проверяемого материала, а также уровнем подготовленности и способностей учащихся. По сложности учебный материал в основном подразделяется на 3 уровня: фактологический, понятийный и творческий. К вопросам теста учителем также в качестве ответов в зависимости от специфики проверяемого материала подбираются соответствующие понятия, термины, используя которые, учащиеся дают краткие и четкие ответы. Эти варианты тестов по 10 вопросов в каждом учитель на отдельных тетрадных листках -дидактических карточках выдает каждому ученику или заранее до

начала урока выписывает их в виде столбца на доске, или с помощью кодоскопа и других ТСО проецирует изображение тест-вопросника на экране. С целью экономии времени учащиеся, не переписывая вопросы, лишь отвечают на них и ответы располагают в той последовательности (нумерации), в какой расположены вопросы. Например, по теме "Стебель", раздел "Растения" (см. табл. 22).

Таблица 22