Группы приемов письменной проверки знаний 7 страница

б) Отобрать и написать необходимое количество вопросов фактологического, понятийного и творческого уровней сложности для индивидуальной и фронтальной проверки в отдельности и расположить их в нужной последовательности. При этом соотношение вопросов разных уровней сложности будет зависеть от объема и содержания проверяемого учебного материала, возраста, подготовленности и способностей проверяемых учеников, поставленных дидактических задач перед уроком и проверкой и т.д. Этот этап подготовки к проверке знаний чрезвычайно важен в первую очередь потому, что вопросы являются альфой и омегой каждой проверки. Следовательно, от их количества и особенно качества будет зависеть весь процесс тем более результаты проверки. Сколько необходимо заготовить вопросов, например, для проведения проверки на обычном уроке по изучению нового материала? Расчет простой. Для устной проверки усвоения домашнего задания при проверке 3-4 учеников их потребуется 9-12 (по 3 вопроса на каждого). При изучении нового материала с его последующим закреплением также следует проверить не менее 2-3 учеников, для чего потребуется не менее 4-6 вопросов (по 2 вопроса на каждого). Итого, 13-18 вопросов, к которым необходимо добавить не менее 20% так называемых резервных (запасных, подстраховочных) вопросов - это еще 3-4 вопроса. Всего получается 16-22 вопроса. Это минимальное количество, которого может явно не хватить для проведения полноценной проверки и оценки знаний. Но ведь и этого минимума вопросов в учебнике нет (их число в учебнике варьирует обычно от 2-3 до 5-7), поэтому их наибольшую долю учителю придется извлекать из дополнительных источников литературы. Короче, без использования обширной дополнительной литературы отобрать и выделить необходимый минимум полноценных вопросов невозможно, а, следовательно, невозможно подготовиться и провести качественную проверку и оценку знаний.

в) Наметить, каких учеников, в какой последовательности проверять и какие из отобранных вопросов задавать каждому ученику при индивидуальной и фронтальной проверке как традиционным, так и нетрадиционным путем. Здесь необходимо так подбирать проверяемых учеников, чтобы в это число в наименьшей мере попадали именно те, которые меньше всего или вовсе не ожидали, что на предстоящем уроке отчитываться придется именно им. Этот тактический прием учителя, его небольшая хитрость, рассчитанная на то, чтобы накрыть врасплох учеников, нерегулярно, от случая к случаю выполняющих домашние задания лишь тогда, когда, по их подсчетам, подойдет их очередь отчитываться за свои знания. Такой прием учителя сбивает с ритма "смекалистых" учеников, приучая их выполнять домашние задания систематически и добросовестно.

г) Тщательно продумать и в процессе проверки осуществить последовательность, продолжительность и сочетание разных видов, форм и приемов устной проверки с тем, чтобы она была наиболее разнообразной, интенсивной, оптимальной и охватывающей максимальное количество учащихся. Этот этап подготовки, нацеленный на оптимальное разнообразие применяемых форм и приемов проверки, является важнейшим критерием, зеркалом профессионализма и творческого мастерства учителя. Особенно важен этот этап подготовки перед проведением проверки и оценки знаний у учащихся младших и средних классов. Объясняется это тем, что оптимальное разнообразие и сочетание применяемых приемов проверки, снижая утомляемость и перенапряжение учащихся, способствует интенсификации самого процесса проверки и повышению качества ее конечных результатов.

д) Подготовить дидактические карточки-задания с вопросами трех уровней сложности (фактологический, понятийный, творческий), задачами, упражнениями (по 1 шт. на ученика), а также разноцветные оценочные жетоны для более оперативного, гласного, заинтересованного проведения фронтальной проверки в количестве 25-30 шт. каждого цвета (балла). Цвета распределить так: красный жетон-5, зеленый-4, желтый-3, черный-2. Всего 4 жетона х 5 комплектов х 30 учеников = 600 жетонов для одного класса.

Подготовка дидактических карточек и цветных оценочных жетонов позволяют резко интенсифицировать и оптимизировать процесс проведения проверки и охватить ей всех учащихся класса за сравнительно короткое время. Без этих вспомогательных, весьма

эффективных средств, полноценную проверку провести невозможно. Так что время и труд, затраченные на изготовление указанных средств, окупаются быстро и сторицей. Ведь лучшей наградой для каждого учителя является и сам процесс, и его результаты.

е) Подготовить (желательно на ватманском или полуватманском листе) и вывесить в кабинете настенную ведомость для учета знаний учащихся в процессе проведения проверки. Настенная ведомость по сравнению с традиционным проставлением оценок в журнал учителя и дневники учащихся имеет ряд преимуществ. Главным из них является открытость и гласность оценивания знаний учащихся, оперативность проставления оценок и в связи с тем, что этот процесс осуществляется не одним учителем, а и его помощниками-ассистентами. Наконец, открытая настенная ведомость с оценками исключает всякие недоразумения, недомолвки, полутайны и тайны, столь характерные классному (учительскому) журналу.

ж) Выделить из числа наиболее успевающих учеников необходимое количество помощников-ассистентов: учетчиков знаний, консультантов, капитанов, экзаменаторов с тем, чтобы интенсифицировать и оптимизировать процесс проверки и оценки знаний на основе внедрения элементов коллективной системы (способа) обучения (КСО). Кроме того, этот прием интенсифицирует процесс проверки и учителю без этих помощников одному не в состоянии успешно провести весь объем проверки и оценки знаний. Этот прием также развивает у учащихся чувство ответственности за поручение учителя, способствует развитию их самостоятельности и, наконец, имея профориентационое значение, помогает учащимся в выборе своей будущей профессии.

- Методической наукой и школьной практикой к настоящему времени разработано и апробировано большое разнообразие видов, форм и приемов устной проверки и оценки знаний. Наибольший эффект в учебно-воспитательном процессе дает оптимальное разнообразие и рациональное сочетание видов, форм и приемов устной проверки и оценки знаний, применяемых с учетом возраста, подготовленности и индивидуальных особенностей (в первую очередь способностей) учащихся, объема и сложности учебного материала, оснащенности вспомогательными средствами (дидактические

карточки, оценочные жетоны, счетные машинки, компьютеры и т.д.), а также в зависимости от дидактических целей и задач, которые учитель ставит перед уроком и проверкой.

- Все разнообразие видов, форм и приемов устной проверки и оценки знаний по характеру их применения и эффективности конечных результатов условно можно разделить на традиционные и нетрадиционные (новаторские). К сожалению, последние пока еще очень робко и ограниченно используются лишь наиболее творчески работающими учителями-новаторами, хотя их эффективность, как правило, гораздо выше традиционных. Как показала школьная практика, комплексное использование традиционных и новаторских видов, форм и приемов устной проверки и оценки знаний позволяет в течение урока или его части проконтролировать вместо обычных 3-5 человек почти всех или всех учащихся класса. Это, несомненно, является мощным стимулом мотивации и активизации познавательной самостоятельности учащихся, эффективным средством интенсификации и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

159 :: 160 :: 161 :: 162 :: 163 :: 164 :: 165 :: 166 :: 167 :: 168 :: 169 :: 170 :: 171 :: 172 :: 173 :: 174 :: 175 :: 176 :: 177 :: 178 :: 179 :: 180 :: 181 :: 182 :: 183 :: 184 :: Содержание

184 :: 185 :: 186 :: 187 :: 188 :: 189 :: 190 :: 191 :: 192 :: 193 :: 194 :: Содержание

ТЕМА XX

Письменная традиционная проверка и оценка знаний

План

  1. Приемы письменной проверки знаний.
  2. Самостоятельное написание рефератов.
  3. Выводы.

Одним из существенных недостатков устной проверки и оценки знании является то, что ее результаты, т.е. устные ответы письменно не фиксируются (не протоколируются, не записываются на магнитофонную пленку). Как исключение, устные ответы лишь записываются на магнитофонную ленту при так называемом тихом магнитофонном опросе, применяемом в школьной практике В.Ф. Шаталовым и некоторыми сторонниками его системы. В итоге от устной проверки и оценки знаний без ее фиксации не остается никакого следа, доказательства. Поэтому при конфликтных ситуациях (а их бывает немало!) ученику на переводных или выпускных экзаменах и тем более

абитуриенту трудно и даже невозможно доказать ни экзаменатору, ни конфликтной комиссии, что его знания оценили необъективно, тенденциозно. Особенно много таких конфликтных ситуаций бывает на вступительных экзаменах при большом конкурсе. Тут, чтобы принять заведомо слабых учеников и выпускников подготовительных курсов (к сожалению, такое бывает нередко), экзаменатор, действуя согласно данной свыше инструкции, имеющей почти что силу приказа, иногда вступает в сделку со своей совестью, всячески занижая оценки гораздо более сильным абитуриентам, поступающим на общих основаниях. Такие недоразумения и конфликты можно значительно сократить и даже свести к нулю путем замены в необходимых случаях устных экзаменов (в первую очередь, выпускные и вступительные) письменными по всем естественным дисциплинам, в том числе, и по биологии. Наряду с этим, не менее значительным преимуществом, о чем уже было сказано выше, письменной проверки и оценки знаний является и то, что она позволяет за небольшой промежуток времени (12-15 минут) проверить и оценить знания учащихся всего класса вместо 3-5 человек при устной проверке.

Большое разнообразие видов, форм и приемов письменной проверки и оценки знаний по характеру их новизны и уровню творческого подхода можно разделить на две группы: традиционные (обычные, массовые) и нетрадиционные (новаторские, менее распространенные).

Все три указанные в таблице 16 подгруппы письменной традиционной проверки и оценки знании можно осуществлять в классе на уроках и дома как раздельно, так и в сочетании. Как правило, освоение и использование этих подгрупп письменной проверки осуществляется в школьной практике в указанной последовательности: план, тезисы, конспект, диктант, сочинение, рефераты. Из них первые четыре формы проверки выполняются в основном в классе при самостоятельном изучении учащимися несложного описательного материала. Самостоятельно читая текст урока (уроков), учащиеся по заданию и под контролем учителя составляют или план, или тезисы, или конспект, которые потом проверяются или одним учителем, или его группой помощников-ассистентов. Диктант можно писать под диктовку учителя или одного из его помощников-ассистентов, или пользоваться записями на доске, сделанными учителем или его помощниками, или листками бумаги с записями, сделанными от руки

или напечатанными на машинке. Наконец, для этих целей ложно воспользоваться отображением записей на доске, экране, спроецированных кодоскопом, эпидиаскопом и другими ТСО.

Таблица 16

№ п/п Традиционные Нетрадиционные
Написание планов, тезисов, конспектов, диктантов, изложений, рефератов. Письменное заполнение-оформление дидактических карточек с безымянными (необозначенными, зашифрованными) рисунками.
Решение задач, примеров, упражнений Письменное воспроизведение по памяти учащимися опорных конспектов в классе по Шаталову
Письменные ответы на вопросы учителя, вопросы учебника, дополнительного источника Самопроверка и самооценка при самостоятельной работе учащихся с учебником
  Тестовая программированная проверка

Первые четыре формы письменной проверки (план, тезисы, конспект, диктанты) чаще выполняются по материалам учебника учащимися 6-8 классов, а 5 и 6 формы (сочинения и рефераты) - в основном по материалу дополнительных источников литературы при внеклассном чтении учащимися 9-11 классов. При составлении плана, тезисов, конспектов большую помощь оказывают разнообразные дидактические карточки, заготовленные заранее учителем и его помощниками-ассистентами. Эти дидактические карточки в зависимости от пяти этапов усвоения нового материала (восприятие, осмысление, запоминание, применение и результаты применения) условно можно разделить на 3 группы:

а) Дидактический материал для самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и осмысления нового материала без предварительного объяснения их учителем (1-2 этапы):

  • - карточки с заданием преобразовать текст учебника (материал одного или нескольких уроков) в план, или тезисы, или конспект, или таблицу, если возможно, сравнительную;
  • - карточки с заданиями преобразовать сопутствующий тексту учебника вспомогательный иллюстративный материал (графики, диаграммы, схемы, рисунки, таблицы) в словесные ответы;
  • - карточки с заданиями для наблюдения за демонстрационными наглядными пособиями;
  • - инструктивные карточки для проведения лабораторной работы., выполняемой по особой, отличной от учебника, методике.

б) Дидактический материал для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления и применения знаний (3-4 этапы):

  • - карточки с заданиями выполнить схему, график, рисунок, диаграмму;
  • - карточки с заданием решить упражнение, проблемную задачу;
  • - карточки с вопросами разных уровней сложности для раздумий, размышлений, обобщений.

в) Дидактический материал для самостоятельной работы учащихся с целью проверки применения знаний, умений и навыков:

- карточки с немыми рисунками; рисунки может заготовить учитель или учитель и его ученики-ассистенты из старых списанных учебников. Вырезанные из учебника рисунки наклеиваются на обычную писчую (или тетрадную) бумагу, а еще лучше, на плотную альбомную, ватманскую или полуватманскую бумагу. Рядом с рисунками пишется текст задания. Желательно заготовить не менее 2-4 вариантов этих дидактических карточек-рисунков. Это необходимо для получения более объективных результатов проверки и оценки знаний;

- тест-вопросник с альтернативными ответами (ответами на выбор). Роль такой проверки значительно возрастает при условии, если вопросы будут иметь разные уровни сложности. Тест следует разделить на две части. Тест-вопросник (без ответов) учитель выдает ученикам, а ответы на выбор лучше записать на пленку и с помощью кодоскопа спроецировать их на экран. По просьбе учителя учащиеся молча читают первый вопрос и отвечают на него. Так же проводится работа и с остальными вопросами. Этот вариант удобен для коллективной проверки знаний.

Таким образом, рассмотренные три группы дидактических материалов весьма эффективны для проведения комплексной проверки и оценки знаний, в том числе и при написании плана, тезисов и конспектов, самостоятельно прорабатываемых учащимися текстов уроков.

Диктанты по биологии по своему характеру и разрешаемым дидактическим задачам разнообразны, но чаще всего в школьной

практике используются три варианта: текстовый, терминологический, кодированный, реже цифровой и графический.

Все названные варианты диктантов проводятся для быстрой проверки и оценки знаний учащихся всего класса по нескольким наиболее важным и сложным урокам, или по целой теме, или по нескольким темам, или, наконец, по целому разделу (например, "Растения") курса. Текстовые диктанты можно проводить по-разному. Нередко при написании такого диктанта ученики письменно отвечают на вопросы, диктуемые учителем или заранее написанные на доске, или на отдельных листках-карточках, или кодоскопом, фильмоскопом, спроецированные на экране.

Каждый из четырех организационно-методических приемов преподнесения вопросов учителем имеет свои особенности (достоинства и недостатки). Так, диктовка вопросов учителем в своем темпе должна быть сориентирована на средних учащихся. Здесь учащиеся не записывают вопросов, а лишь пишут их порядковый номер очередного вопроса и дают краткий ответ. В качестве примера можно привести текстовый диктант, проводимый после изучения темы "Вегетативное размножение" (табл. 17).

Таблица 17

Текстовый диктант по теме "Вегетативное размножение"

Вопросы Ответы
1. Что такое (вегетативное размножение"? 1. Регенеративное размножение.
2. Как размножается земляника? 2. Усами.
3. Как размножается смородина? 3. Черенками.
4. Как размножается крыжовник? 4. Отводками.
5. Как размножается картофель? 5. Клубнями.
6. Как размножается яблоня? 6. Прививкой.
7. Что такое "подвой"? 7. Растение, на которое прививают.
8. Что такое "привой"? 8. Часть растения (почка, черенок), которую прививают.
9. Что такое "окулировка"? 9. Прививка глазком (почкой).
10. Когда надо окулировать? 10. В фазу активного сокодвижения.

Диктант терминологический применяется с целью проверки знаний научных терминов. По мере занятий по любой теме (темам), разделу (разделам) биологии постоянно накапливается много неизвестных новых терминов, без четкого и глубокого знания которых осложняется и затрудняется усвоение нового материала. Этот

терминологический груз может оказаться со временем столь громоздким и тяжким, что дальнейшее по-настоящему осознанное изучение предмета может оказаться проблематичным. Чтобы такого не произошло, следует регулярно, по мере необходимости проводить терминологические диктанты, которые, пожалуй, по своей эффективности превосходят любые другие приемы не только письменной, но и устной проверки к оценке знаний по биологии. В качестве примерного терминологического диктанта по цитологии и генетике можно выполнить следующий (табл. 18).

Таблица 18