Группы приемов письменной проверки знаний 6 страница

Нетрадиционные приемы устной проверки и оценки знаний

1) Исследовательская проверка и оценка знаний применяется сравнительно редко, лишь при выполнении тех лабораторно-практических работ, где учащиеся сами опытным путем отвечают на поставленную учителем проблему. Наиболее приемлемы для проведения исследовательской проверки такие занятия, на которых все применяемые методы изучения нового материала используются в самой активной степени, благодаря чему ученики выступают в качестве исследователей. На основе использования дедуктивного частично-поискового или исследовательского подхода применяемых методов ученики осуществляют не репродуктивную подтверждающую деятельность, а продуктивно-открывающую. При таком подходе учитель, например, перед проведением опыта на тему "Минеральное питание растений" в кратком инструктаже дает учащимся задание путем опыта ответить самим на два основных вопроса:

  • а) В каких направлениях осуществляется продвижение растворов минеральных и растворов органических веществ?
  • б) По каким тканям передвигаются растворы минеральных и растворы органических веществ?

Исследовательская проверка и оценка знаний после выполнения данной работы (опыта) отличается от всех предыдущих тем, что она

сочетает в себе и словесные, и наглядные, и. наконец, практические методы. При этом она проводится не по готовому книжному материалу, а по материалу, полученному самими учащимися самостоятельно в результате выполненного опыта, где они применяли частично-поисковый и исследовательский подходы, т.е. выступали в роли исследователей.

2) Тихая проверка и оценка знаний применяется донецким учителем физики и математики Виктором Федоровичем Шаталовым. В начале урока по изучению и закреплению нового материала он дает задание всем учащимся класса воспроизвести по памяти опорные конспекты. На это он выделяет 10-12 минут. В это же время он приглашает к своему столу ученика и ведет с ним тихую беседу, чтобы не мешать работать остальным. Так, за 10-12 минут он устно проверяет и оценивает знания 3-4 учеников.

Достоинства тихой проверки:

  • а) Процесс проверки носит доверительный характер, поэтому даже самые робкие, застенчивые ученики, обретая уверенность, отвечают учителю логично, четко, доказательно, не боясь выглядеть невежей перед всем классом.
  • б) Тихая проверка и оценка знаний не мешает остальным учащимся воспроизводить по памяти опорный конспект.

Недостатки:

  • а) Учащиеся не приучаются выступать перед классом, аудиторией.
  • б) В течение урока тихой проверкой можно оценить знания у 3-4 человек.

3) Магнитофонная проверка и оценка знаний.

Также применяется В.Ф. Шаталовым как дополнительный прием проверки и оценки знаний. Для этого учащийся подходит к магнитофону, установленному в сторонке класса и тихо, чтобы не мешать остальным учащимся воспроизводить опорный конспект, проговаривает негромко, вполголоса основное краткое содержание опорного конспекта.

Достоинства:

  • а) Это наглядный вариант эффективного использования технических средств обучения (ТСО) в учебно-воспитательном процессе.
  • б) Этот прием приучает учащихся кратко, последовательно, точно излагать основное содержание учебного материала.
  • в) Не мешает остальным воспроизводить опорные конспекты.
  • г) Учащиеся более уверенно, чем при других формах ответа, записывают свой ответ на магнитофон.
  • д) При наличии нескольких магнитофонов можно резко повысить количество проверяемых (от 3-4 при одном магнитофоне, до 15-20 человек при 4-5 магнитофонах).
  • е) Слабые ответы проверяет только учитель, хорошие заслушивает весь класс. Это элемент щадящей педагогики, педагогики содружества и сотрудничества.

Недостатки:

  • а) Учащиеся не приучаются выступать перед классом, пользуются только словесным методом (рассказом, информацией).
  • б) При одном магнитофоне можно проверить и оценить не более 3-4 человек.
  • в) Во время записи ответа на пленку учитель не корректирует ученика.

4) Проверка проблемная.

В отличие от обычной проверки и оценки знании при проведении проблемной задаются более сложные, вызывающие повышенное умственное (мыслительное) напряжение, в результате порождающие затруднительную (проблемную) ситуацию. Для разрешения таковой требуется неординарный творческий подход. Например, при изучении темы "Корень" из раздела "Растения" в качестве проблемного может быть такой вопрос: "Как можно управлять ростом и развитием корневой системы?". Проблемным высокотворческим этот вопрос будет потому, что, во-первых, лишь одного, притом, однозначного, ответа на него быть не может, во-вторых, ответы на этот вопрос потребуют от учащихся глубоких знаний не только по изучаемой теме "Корень", но и всего раздела "Растения" в целом. И знаний по целому комплексу смежных фундаментальных (физика, химия, математика, биология) и прикладных (земледелие, агрономия, агрохимия) наук. Поэтому ориентировочными на этот проблемный вопрос могут быть следующие, взаимосвязанные и взаимодополняющие ответы:

а) Пикировка или пересадка молодых растений (чаще 2-3 недельных сеянцев) овощных и плодовых культур под колышек (пику) или просто под указательный палец. В процессе пикировки удаляется от 1/4 до 1/3 длины центрального корешка, что способствует разветвлению и формированию наиболее развитых боковых всасывающе-проводящих корешков.

Л Окучивание растений, способствующее (стимулирующее) формированию наиболее развитой боковой мочковатой корневой системы.

в) Поливы: мелкий (поверхностный) и глубокий (основательный). Из них первый будет способствовать подъему особо активной всасывающей мочковатой части корневой системы к поверхности почвы. Наоборот, при глубоком увлажнении почвы (на глубину пахотного горизонта - на 25-35 см) наиболее активная мочковатая часть разрастается на глубину полива.

г) Разнообразные приемы предпосевной и предпосадочной обработки семян, корней рассады овощных, саженцев плодово-ягодных культур и клубней картофеля стимуляторами роста (гетероауксином, гиббереллином и др.), физическими агентами (лучами Рентгена, тепловыми нейтронами, быстрыми нейтронами, ультрафиолетовыми лучами, электричеством и т.д.).

Перечень подобного рода ответов на данный проблемный вопрос можно удвоить, утроить и даже удесятерить. Поэтому одному-двум-трем учащимся полностью раскрыть свой емкий, широкомасштабный вопрос весьма сложно. Это посильно лишь большей группе и даже всего коллектива (целого класса) учащихся.

5) Проверка с самооценкой знаний.

В отличие от всех рассмотренных приемов индивидуальной устной проверки и оценки знаний, этот прием способствует учащимся, наряду с обычной проверкой и оценкой знаний, осуществлять самим и самопроверку, и самооценку. Таким приемом, основанным на принципе педагогики содружества, в основе которого заложена идея партнерства и доверия, чаще всего пользуются творчески работающие учителя-новаторы. В итоге оценка учащегося складывается из одной внутренней оценки (самооценка ученика) и двух внешних, из которых одна - это оценка учеников-товарищей и вторая окончательная - это оценка учителя. Наиболее существенные достоинства этого приема проверки и оценки следующие:

а) Учащимся представляется возможность критично, как бы со стороны, взглянуть на себя, оценить свои знания. Эта возможность способствует развитию у учащихся целого комплекса положительных качеств: самостоятельности, ответственности, самоконтроля, чувства локтя, коллективизма, взаимовыручки, взыскательности к себе и к товарищам.

б) Приемы самопроверки и самооценки знаний частично исключают субъективизм, присущий при одной лишь оценке учителя.

в) Осуществляя в процессе самопроверки и самооценки часть функций учителя, ученики приобретают более реальное, конкретное представление о работе учителя. Поэтому этот прием способствует выбору профессии учителя., т.е. имеет профориентационное значение.

Недостатки:

а) Для эффективной реализации приема самопроверки и самооценки знаний требуется более длительная, напряженная и целенаправленная подготовка и учителя, и учащихся,

б) Слабо подготовленные учащиеся либо совсем не смогут проводить самооценку знаний, либо эта самооценка будет неадекватной их фактическим знаниям, умениям, навыкам.

Формы фронтальной устной проверки и оценки знаний

В отличие от рассмотренных приемов индивидуальной проверки и оценки знаний, фронтальная дает наибольший эффект на уроках заключительных как контрольно-четных, так и обобщающих.

Традиционные приемы фронтальной проверки

  1. проверка без подготовки;
  2. проверка с подготовкой;
  3. проверка комбинированная.

Принципиально отличаются от индивидуальной проверки как спецификой их проведения, так и характером их достоинств и недостатков. Специфика их проведения состоит в том, что учитель задает вопрос (вопросы) не одному вызванному к доске ученику, или ученику, сидящему за партой (столом), а ученикам всего класса. Подготовленные к фронтальной проверке учащиеся, же взывая и не якая, должны молча поднимать руки, тем самым показывая учителю свою готовность к ответу. Из этого, как правило, леса рук учитель по своему усмотрению разрешает отвечать на его вопросы тем ученикам, которых он наметил еще при подготовке к уроку. И проверка идет тихо, деловито, результативно. Столь подготовленных, вышколенных (в лучшем смысле этого слова) учеников, организованную и высокоэффективную проверку и оценку знаний на высочайшем

профессиональном уровне всегда проводила учитель биологии гимназии №12 г.Тамбова Лидия Ильинична Ивина и другие учителя школ №№ 7, 19,21, Там, где ученики не подготовлены к такой проверке, ее результат невысок, ибо каждый вопрос учителя сопровождается громким и затяжным шумом учащихся, нетерпеливо якающих и взывающих к учителю дать им возможность показать свои знания.

Всем приемам традиционной фронтальной проверки и оценки знаний характерны свои достоинства и недостатки.

Достоинства:

  • а) Фронтальная проверка и оценка знаний косит массовый (общеклассный или групповой) характер, поэтому можно довольно быстро, в течение 15-25 минут заключительного урока проверить и оценить знания всех или почти всех учащихся класса.
  • б) В процессе проверки работают все или почти все учащиеся, но при условии, что учитель привлекает к проверке и тех учеников, которые умышленно не спешат поднимать руки.
  • в) Фронтальная проверка способствует повышению эффективности индивидуальной проверки.
  • г) Активизируется состязательность между учащимися в подготовке к ответу.
  • д) Способствует высокому эмоциональному настрою, являющемуся мощным фактором мотивации обучения, фактором познания истины.

Недостатков у фронтальной проверки не меньше, чем достоинств:

  • а) В связи с напряженностью проведения фронтальной проверки и дефицитом времени оценки нередко бывают неаргументированными, субъективными, непрокомментированными, тайными или полутайными для учащихся.
  • б) Расходуется много времени на анализ и проставление оценок.
  • в) Предоставляется мало возможностей для взаимопроверки, взаимоконтроля, самопроверки и самооценки.
  • г) Ученики, как правило, дают необоснованные, односложные, неубедительные, недоказательные ответы, не приучаются излагать мысли логично, аргументировано, доступно, четко, в виде связного рассказа.
  • д) Невозможно полностью провести проверку и выявить знания ученика.
  • е) При необоснованном проведении всего урока фронтальной проверкой отвечают обычно одни и те же наиболее подготовленные ученики. Остальные, это в основном слабоподготовленные или вовсе неподготовленные ученики, от безделья и незанятости начинают откровенно скучать и зевать. Поэтому все приемы проверки, в том числе и фронтальная, наибольший эффект дают в сочетании с другими.

Нетрадиционные приемы фронтальной проверки и оценки знаний

1) Фронтальная проверка и оценка знаний с использованием разноцветных оценочных жетонов.

При такой проверке ученик сразу же после ответа на вопрос учителя получает от него соответствующий (адекватный) качеству ответа балловый жетон-оценку. Оценочный жетон представляет собой или квадратик с длиной сторон 3x3, 4x4 см., или компактный прямоугольник с длиной сторон 3x4, 4x5 см. Изготовить такие жетоны можно из различных материалов: цветной пленки или цветной (точнее, разноцветной!) плотной ватмановской или полуватмановской бумаги, или из плотного бумажного картона, или, наконец, из отходов цветной (чаще искусственной) кожи. На заготовленных (нарезанных ножницами) квадратиках пишут шариковой ручкой соответствующие цвету жетона баллы: красный жетон - 5, зеленый, желтый - 3, черный - 2. Заготовить следует по 30-40 жетонов каждого балла, а всего 120-140 шт. Этот прием с оценочными жетонами по сравнению с обычным (без жетонов) имеет целый комплекс весьма существенных достоинств. Вот некоторые из них:

а) Гораздо оперативнее, чем при обычной проверке, можно проверить и оценить, притом более объективно и гласно учащихся всего класса, Такую проверку учитель-биолог гимназии №12 успевает весьма качественно провести в зависимости от объема и сложности учебного материала, от возраста и подготовленности учащихся в течение 10-15 минут.

б) Учащиеся сами по количеству и достоинству набранных (умственным трудом честно заработанных) жетонов оценивают себя и сами же полученные средние оценки проставляют в заранее подготовленную настенную ведомость. Поэтому эти оценки, в отличие от обычной (безжетонной) проверки не являются для учащихся и их родителей тайной или полутайной. Здесь все открыто, гласно,

демократично, исключает даже малейший повод или намек на всякие домыслы, недоразумения, кривотолки.

в) Азарт, состязательство учащихся получить как можно больше оценочных жетонов, причем, ни каких попало, а зелено-красных порождает такой накал страстей и эмоций, что для незанятости, безделья и скуки тут просто нет места.

г) Доверие, оказываемое учителем для самопроверки и самооценки учащимися своих знаний путем подсчета баллов по набранным жетонам не только экономит время на столь рутинное дело, каковым для учителя является подведение результатов проверки и оценки знании, но и воспитывает у учащихся чувство ответственности и своей полноценности. Ни один учитель, долгие годы оказывавший доверие учащимся, не зафиксировал ни одного случая злоупотребления учащимися его доверием.

2) Фронтальная проверка и оценка знаний в форме КВН.

Проводится по принципу популярной телепередачи Клуба веселых и находчивых или Клуба знатоков. Для этого учитель заблаговременно (за 2-3 недели) до намеченной проверки осуществляет целый комплекс подготовительных работ. Определяется раздел, например, "Стебель". Подбирается дополнительная литература, материалы, средства наглядности, особенно натуральные образцы. В начале урока учитель объявляет, что сегодня 6-й класс необычный, он не просто класс, а Клуб веселых и находчивых знатоков. По заранее продуманной схеме-сценарию учащиеся класса делятся на группы (команды) с капитаном во главе. Для удобства создания таких групп объединяются учащиеся, сидящие за двумя соседними столами. Число таких команд по 4 человека в каждой будет зависеть от количества учащихся в классе. Например, в классе с количеством учеников 20-24 человека таких команд будет 5-6. Каждая из созданных команд получает по несколько (чаще 2-3) вопросов разного уровня сложности (фактологический, понятийный, творческий). На обдумывание ответов на вопросы выделяется 4-5 мин, после чего капитан каждой команды зачитывает вопросы и дает на них ответы команды. После заслушивания ответов капитанов всех команд учитель дает правильный ответ. На так называемую разминку, как правило, расходуется первая половина урока. Во втором туре проверки и оценки знаний, т.е. во второй половине урока, каждая команда получает по 4 дидактических карточки с вопросами, зашифрованными рисунками,

незаполненными тезисами и прочими заданиями, раскрывающими основное содержание пройденной темы. Получив карточку-задание, каждый ученик команды дает устные ответы своему капитану и тот оценивает их, пользуясь простой таблицей, согласно которой оценка каждого члена команды складывается из самооценки, оценки капитана и оценки учителя.

№ п/п Ф.И. ученика самооценка оценка капитана оценка учителя средняя оценка
Грачев В. 4,7

После того, как все члены команды дадут ответы своему капитану, тот отвечает на свои вопросы членам своей команды и та оценивает их, проставляя в таблицу. В конце урока собравший заполненные таблицы-ведомости всех команд учитель выставляет в них свою лучшую и общую (среднюю) оценку. Структура заключительного урока, на котором была проведена нетрадиционная устная фронтальная проверка по форме КВН, ориентировочно такова:

  1. Введение - 2-3 мин.
  2. Групповая игра-разминка - 20-22 мин.
  3. Проверка и оценка знаний в группах по дидактическим карточкам -15-17 мин.
  4. Выставление средних и общих оценок учителем в журнал и учащимися в настенную ведомость -3-4 мин.

Достоинства такой проверки:

а) Проверяются и оцениваются более объективно, чем при обычной фронтальной проверке, знания всех учеников класса.

б) Взятые из дополнительной литературы вопросы вызывают повышенную заинтересованность учащихся.

в) Внедряемые в рассматриваемую форму проверки элементы коллективной системы обучения (КСО) позволяют каждому ученику выступить не только в роли учащегося, но и учителя. Следовательно, эта форма проверки имеет и профориентационное значение, способствуя заблаговременному выбору учащимися своей будущей профессии.

г) Сложная и поныне недостаточно разработанная сторона - компонент учебно-воспитательного процесса, каковой является проверка и оценка знаний, при указанной форме ее реализации снимает

чрезмерную нервозность, беспокойство, устраняет конфликтные ситуации, свойственные обычным формам проверки.

д) Интенсифицируется и оптимизируется учебно-воспитательный процесс, развивается познавательная самостоятельность, развивается речь, вырабатываются умения и навыки логично и ясно выражать свою мысль, определять главное.

е) Такая форма проверки, от начала и до конца пронизанная элементами ролевой игры и новаторства, снимает усталость и переутомляемость., порождает положительные эмоции, что в конечном итоге способствует самому главному в учебе - это повышенный истинный интерес и даже радость учащихся. Однако, у столь перспективной новаторской формы проверки есть свои сложности и недостатки, прямо или косвенно ограничивающие и сдерживающие более широкое внедрение ее в школьную практику: а) подготовить и эффективно провести такую проверку посильно лишь учителям высокого профессионального уровня, творческого склада ума и беззаветно любящим свой непомерно тяжкий труд; б) для подготовки к такой проверке учителю обязательно надо подключить и переработать большой объем дополнительной литературы. В отличие от обычной проверки, в основе которой положен материал учебника, на подготовку такой проверки потребуется не менее 2-3 недель напряженного труда, который учитель должен выполнять одновременно и параллельно со своей обычной и ежедневной традиционной работой. Подготовка к таксой проверке будет проводиться в сверхурочное вечернее и ночное время. И главное, что за столь длительную, напряженную высокотворческую сверхурочную деятельность (подготовку) учитель в лучшем случае может быть вознагражден морально. Следовательно, столь нужная, важная, высокоэффективная форма данной проверки посильна только великим энтузиастам, до фанатизма любящим свое дело и детей.

3) Фронтальная проверка и оценка знаний в форме "Игра-цепочка".

Данная проверка может проводиться по материалу нескольких уроков, целой темы, нескольких тем и, наконец, целого раздела. Поэтому перед ее проведением учитель должен дать ученикам конкретное задание подготовить соответствующий раздел и дать учащимся вопросы по этому разделу. В противном случае, такая проверка без подготовки к ней окончится пустой тратой времени. Провести эту

проверку можно на любых уроках, но наиболее целесообразными и эффективными для нее, конечно же, будут уроки заключительные.

"Игра-цепочка" проводится так: учитель задает первый вопрос любому ученику, а тот, правильно ответив, задает свой вопрос любому другому ученику (чаще - соседу) и т.д. Если кто-то не справлялся с ответом (отмолчался или неверно ответил), то учитель разрешает поднять руку и ответить тому, кто знает правильный ответ, и игра продолжается до тех пор, пока не охватит учеников всего класса. Если же позволяет время и в этом есть необходимость, такой же цикл-цепочку вопросов-ответов можно повторить и так до тех пор, пока учитель не убедится в том, что полученные результаты игры-цепочки вполне достаточны для более достоверной и объективной оценки знаний или отдельной группы учеников, иди всех учеников класса. При этом оценки следует ставить лишь тем, кто задавал наиболее интересные и важные с познавательной, воспитательной и развивающей точки зрения вопросы, а также правильно, аргументировано, доказательно, убедительно и четко отвечал на вопросы.

Достоинства:

а) За 10-12 минут можно успешно провести такую проверку и оценку знаний у учащихся всего класса.

б) В процессе проведения проверки и оценки знаний, благодаря ее игровому подходу и характеру, удается создать (причем, непроизвольно, спонтанно) и благоприятный настрой, накал состязательности и в целом эмоциональный подъем, необходимый для всех этапов наиболее эффективного усвоения нового материала (восприятие, осмысление, запоминание, закрепление, применение).

в) Этой формой проверки можно воспользоваться при изучении любой темы, для детей любого возраста, но целесообразнее использовать ее для оценки знании у детей средних и старших классов. Наилучшие результаты при таком варианте могут быть получены при изучении материала, содержащего много разнообразных понятий, терминов, биологических особенностей и технологии возделывания различных культурных растений (полевых, овощных и плодово-ягодных). Например, морфоанатомическое строение и физиологические функции клетки, биологические особенности и технология вегетативного размножения плодовых и ягодных культур и т.д.

г) Способствует развитию умения четко, понятно, быстро и кратко формулировать и задавать вопросы, а также логично, убедительно, доказательно отвечать на вопросы.

4) Фронтальная проверка и оценка знаний путем загадывания и отгадывания биологических загадок.

Для проведения такой проверки надо не только в совершенстве знать учебный материал, но и постоянно много и целенаправленно читать дополнительную литературу. Загадки и их отгадывание целесообразнее использовать при закреплении нового материала и особенно при тематической обобщающей проверке на заключительных уроках (контрольно-оценочных, обобщающих). Так, при подведении итогов изучения растений из семейства крестоцветных можно с успехом воспользоваться следующими загадками:

  • - На грядке за амбаром разросся стебель шаром (кольраби).
  • - Девица белолица, солнца не выносит, зонтик себе просит (цветная капуста),
  • - На плечах Игнашки сорок три рубашки, все из ткани отбеленной, а поверх пиджак зеленый (белокочанная капуста).

Использование загадок на уроках биологии способствует созданию проблемных ситуаций, эмоционального подъема, активизирует познавательную деятельность, повышает интерес к предмету и учебе в целом.

Ценные в познавательном и развивающем отношении загадки по биологии можно подобрать из различных источников информации, среди которых существенным является журнал "Биология в школе".

В отличие от индивидуальной проверки и оценки знаний, фронтальная, как традиционная, так и нетрадиционная формы проверки, наиболее целесообразны на заключительных (и котрольно-оценочных, и обобщающих) уроках при повторении основных понятий темы (тем), раздела, курса, без которых невозможно усвоение нового материала. Например, на уроке "Формы размножения" следует провести повторение и обобщение материала, изученного в 6-8 классах в разделах "Растения", "Животные", "Человек и его здоровье". Поэтому за одну-две недели перед проведением фронтальной проверки и оценки знаний учащимся дается конкретное домашнее задание, повторить по каждому разделу соответствующие темы. Например, по учебнику "Растения" надо повторить темы "Вегетативное размножение побегами", "Вегетативное размножение растений корнями и

листьями", "Размножение водорослей". По учебнику "Животные" по вторить темы "Размножение гидры", "Размножение и развитие насекомых". По учебнику "Человек и его здоровье" повторить "Размножение в органическом мире", "Оплодотворение". При проведении фронтальной проверки положительные оценки выставлять только тем ученикам, которые отвечали несколько раз. При этом четко, убедительно и доказательно раскрывали сущность вопросов, т.е. демонстрировали глубокие и осознанные знания, показав умения обобщать и систематизировать их, рационально использовать в нестандартных ситуациях. Кроме того, учащиеся, претендующие на хорошие и отличные оценки за устные ответы при индивидуальной и фронтальной проверке должны еще выполнить на доске диаграммы, рисунки, схемы. Далее они должны объяснить, раскрыть значение и функции изображенных на рисунке объектов, установить их взаимосвязь. Наконец, показать в ответах умение полученные знания внедрять в практику. Учителю при всех приемах устной проверки вопросы задавать корректно, без насмешек, издевок, подсидок, помня всегда о том, что проверка-опрос - это не допрос. Иронизировать, высмеивать, тем более публично отчитывать за неверный ответ - это отбить вообще всякое желание учащегося отвечать, и не только отвечать, но и учиться. Не менее важным показателем культуры и такта учителя при проведении проверки является его умение слушать отвечающего. Этим умением он учит и воспитывает весь класс, учит внимательно слушать товарища, подмечать ошибки в его ответах, корректировать его ответ, высказывая свое мнение. В случае же, если учащийся отвечает неверно, учителю не следует и далее испытывать свое терпение и терпение всего класса. Здесь учителю необходимо вежливо прервать ученика и предоставить возможность классу скорректировать неправильный ответ, поправить ошибку. Если же учащийся в ответе что-то упускает, пропускает, то дополнение или уточнение лучше сделать после того, как ученик ответит. Так следует поступать для того, чтобы не прерывать его мысль, не ущемлять самолюбия, особенно, старшеклассника. При этом целесообразно разрешить всем ученикам делать дополнения и уточнения к устному ответу товарищей не только в устной, но и в письменной форме.

Вопросы для всех приемов индивидуальной и фронтальной проверки и оценки знаний должны быть глубоко продуманы по форме и содержанию, подготовлены с учетом возраста, подготовленности и

способностей учащихся В зависимости от этого одни вопросы должны быть менее сложными, носить фактологический характер, другие - более сложными, касающимися существа и функциональных особенностей, явлений - это вопросы понятийного уровня. Самым же подготовленным и тем более одаренным ученикам вопросы должны иметь самый высокий творческий уровень сложности. В ответах на такие вопросы предусматриваются и умения анализировать, обобщать, систематизировать, устанавливать связи внутри- и межпредметные, связи теории с практикой, подводить итоги.

Не только у учителей, начинающих свою педагогическую деятельность, но и учителей опытных, устная проверка и оценка знаний не заинтересовывает, не увлекает учащихся, если вопросы расплывчаты, скучны, малопонятны, неинтересны, ибо повторяют вопросы учебника. Следовательно, одним го требований, предъявляемых к вопросам, должна быть их актуальность, оригинальность, принципиальная новизна, теоретическая и практическая значимость.

К сожалению, и поныне в биологии преобладает устная проверка и оценка знаний, что вносит однообразие в учебно-воспитательный процесс, резко снижает интерес к предмету, не способствует более глубокому и объективному выявлению знаний, умений и навыков у учащихся. Поэтому перед подготовкой к устной проверке целесообразно, принципиально важно параллельно с подготовкой вопросов составить такие задания, которые предусматривали бы при ответе учащихся сочетания устного ответа с краткими письменными комментариями, записями, выполнением рисунков, составлением таблиц, диаграмм, графиков и их объяснения, наконец, сочетание ответа с фактической работой, а еще лучше, с проведением скоротечного опыта, наблюдения.

Подготовка учителя к устной проверке и оценке знаний

Для успешного проведения устной проверки и оценки знаний необходима заблаговременная и тщательная подготовка учителя. Нет возможности и необходимости давать единую на все случаи рецептуру подготовки ко всему комплексу видов, форм, методов и приемов устной проверки. Поэтому рассмотрим наиболее общие, принципиально важные приемы подготовки:

а) Определить и выделить главный базовый учебный материал, необходимый для проверки. Кстати, этот начальный

фундаментальный этап подготовки к любой проверке нередко вызывает затруднения не только у учителей, начинающих свою деятельность, у учителей с недостаточным стажем и опытом педагогической работы, но и у учителей достаточно опытных. И это объяснимо, ибо камнем преткновения во всякой сфере деятельности, а в педагогической тем более, всегда была и будет впредь проблема определения и выделения основы, главного стержня учебного материала. От этого во многом и будет зависеть успех и оценка знаний.