Группы приемов письменной проверки знаний 5 страница

обстановка, откровенно-демонстративное визуальное прощупывание и без того перепуганных, готовящихся к ответу, дабы упредить даже малейшую возможность воспользоваться им шпаргалкой приводит к тому, что некоторые учащиеся от перенапряжения и избыточного волнения забывают не только хорошо известные прописные истины, но и забывают свое имя. Короче, такие экзаменаторы превращают итоговую проверку и оценку знаний, этот важнейший волнительный, даже праздничный этап учебно-воспитательного процесса в грубую антипедагогическую и античеловеческую акцию, процедуру, смахивающую на экзекуцию. С той лишь разницей, что экзаменующихся порют не розгой или ремнем и не по мягкому месту, а порют и хлещут их морально, по самому уязвимому., малозащищенному, самому ценному и невосполнимому, беспардонно, цинично и грубо порют душу, сердце, мозг. Швов и рубцов от таких экзекуций не видит никто, в том числе и получившие их, но они, в отличие от швов физических, не зарастают никогда, они остаются на всю жизнь. Сейчас учащимся дано право письменно и тайно оценивать профессиональные и человеческие качества своих наставников. Но результаты этой оценки, как правило, носят неопределенный, аморфный характер и главный их смысл сводится лишь к тому, чтобы набрать максимальное количество баллов. Однако, далеко не всегда набранное при таком анкетировании количество баллов находится в прямой связи с профессионализмом и человечностью проверяемого. Объясняется это рядом причин и, прежде всего, явным несовершенством, а порой и абсурдностью вопросов анкеты. Но этот вопрос требует особого обсуждения и рассмотрения.

5) С целью упрочения связей и преемственности среднего образования с высшим, а также подготовки школьников к вузовскому обучению в школе все более широкое место получает зачетная система проверки и оценки знаний. Выпускники школ, где эта система давно обрела достойное место в учебно-воспитательном процессе, быстрее и легче адаптируются к режиму вузовского обучения, успешнее учатся. В отличие от традиционных приемов школьной проверки и оценки знаний, зачетная система имеет свою специфику, особенности в процессе подготовки к ней и ее последующего проведения. Не забывая о том, что успех каждого мероприятия в определяющей мере зависит от качества подготовки к нему, учителю заблаговременно и абсолютно необходимо подготовить к зачету перечень

вопросов и ознакомить с ними учащихся. В противном случае, они к зачетной проверке и оценке знаний не смогут подготовиться. В итоге такая проверка вместо ожидаемой пользы может оказаться пустой и ущербной тратой времени, значение которой лишь будет сведено к формальной галочке о проведенном мероприятии.

В старших классах стали чаще применять зачеты во внеурочное время после изучения крупных разделов курса: дарвинизма, основ цитологии, генетики и селекции, экологии и учения о биосфере. Ученики заранее предупреждаются о проведении зачета, получают перечень основных вопросов и список дополнительной литературы. Вопросы должны быть разных (чаще трех) уровней сложности и акцентированы на проверку наиболее существенных знаний, умений обобщать, анализировать, сравнивать, конкретизировать, абстрагировать, устанавливать причинно-следственные связи, связи внутри- и межпредметные, связи теории с практикой, умение полученные знания реализовать в жизнь, ориентировать на систематизацию и переосмысление учебной информации. Составленный учителем план-график проведения зачетов надо своевременно довести до всех учащихся, однако не следует чрезмерно увлекаться зачетной системой, т.к., во-первых, ученики перестают систематически и напряженно готовить уроки, во-вторых, зачеты школьной программой не предусмотрены. Поэтому проводить их надо не чаще раза в четверть или: полугодие. Формы зачета разные:

  • а) Беседа после уроков с группой учащихся, примерно одинаковой по знаниям.
  • б) Зачет на уроке в виде фронтальной беседы, но перед ней надо дать на дом задания.
  • в) Зачет в виде письменной работы (ответы на вопросы).
  • г) Наблюдения за выполнением упражнений за столом. Это один из лучших методов контроля.
  • д) Написание диктантов по предмету в 4-8 классах.

Подготовленные к зачету вопросы необходимо разделить по проверяемым темам, что нацелит и сориентирует учащихся на повторение основного зачетного раздела. Надо также на доступных понятных примерах ознакомить учащихся с требованиями, которые будут предъявляться к ответам учащихся. Существует целый перечень подобных требований, среди которых особое внимание надо обратить на следующие. Ответы должны быть четкими,

лаконичными, правильными, аргументированными конкретными и наглядными примерами, взятыми из учебника и из дополнительных источников литературы. Наряду с убедительностью и доказательностью, ответы также должны быть логичными и сопровождаться элементами внутри- и межпредметных связей и особенно связей теории с жизнью, практикой.

Каждый блок-раздел, по которому планируется проведение зачета, должен удовлетворять ряду требований. Вот некоторые из них:

  • а) Блок должен включать не все темы подряд, а лишь основные, логически и структурно связанные между собой.
  • б) Способствовать развитию у учащихся умения и навыков сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать выводы, а также способствовать развитию у учащихся биологических понятий.
  • в) Стимулировать и активизировать самостоятельную познавательность.

С учетом указанных требований учебный материал каждого блока биологии целесообразно разделить на оптимальное число зачетных разделов. По опыту учителей, освоивших проведение зачетной проверки знаний, количество зачетных разделов в зависимости от объема и сложности учебного материала блока варьирует от 5-6 до 7-8. По каждому выделенному блоку все проверяемые учащиеся должны иметь зачетные оценки. Очень важно заблаговременно и чем раньше, тем лучше, проинформировать учащихся об объеме зачетного материала, о конкретных сроках (день и час) сдачи зачета, об основных требованиях к знаниям, умениям и навыкам специальным и общеучебным, которые обязательно к ним будут предъявляться. Столь необходимую и важную предподготовку к зачету можно провести в виде устной информации, объяснения или инструктажа. В дополнение к устной предподготовке к зачету весьма целесообразно создать на самом видном месте в кабинете биологии или живом уголке специальный стенд "К зачету". Для проведения зачетов за первое полугодие такой стенд необходимо создать в начале учебного года, а для зачетов за второе полугодие или целый год - в конце первого полугодия или в начале второго. На этом стенде и будут выделены основные перспективные вопросы по всей зачетной системе проверки и оценки знаний. Подобный стенд, словно таблица умножения в арифметике, позволит учащимся заблаговременно не только познакомиться с комплексом требований, предъявляемых к зачету,

но и глубоко их осмыслить, проанализировать и прочно запомнить. Вот ориентировочное содержание-вопросник стенда:

а) Предъявляемые к зачету требования:

  • - умение самостоятельно и эффективно работать с учебником и дополнительной литературой;
  • - в процессе зачета рационально использовать различные средства наглядности;
  • - сравнивать, анализировать и обобщать научные факты, полученные из книги, а еще лучше - добытые самим учеником в процессе эксперимента и наблюдений.

Перечень отмеченных требований способствует развитию у учащихся комплекса важнейших качеств, среди которых приоритетными, несомненно, являются развитие и активизация познавательной самостоятельности и умения обобщения: и систематизации знаний.

б) Обязательное наличие биологической тетради-дневника, необходимой для фиксации результатов самостоятельной работы с учебником, дополнительной литературой, наблюдений, опытов и пр.

в) Четкость, ясность, лаконичность, убедительность, аргументированность и доказательность ответов,

г) Точные (а не ориентировочные, приблизительные) сроки сдачи зачета.

д) Обязательность проведения консультации перед зачетом.

е) На зачет обязательно принести биологическую рабочую тетрадь, чтобы учитель смог ее просмотреть.

Из форм организации и проведения проверки и оценки знаний по зачетной системе можно применять и индивидуальную, и групповую, и фронтальную. В связи с тем, что каждая из них имеет свои достоинства и недостатки, их можно использовать и раздельно, но все же наибольший эффект, как правило, чаще дает их рациональное сочетание. Так, требуя больших затрат времени., индивидуальная проверка и оценка знаний дает возможность комплексно выяснить знания учащихся. Поэтому ее проведение наиболее рационально лишь для проверки тех учащихся, которые часто пропускали уроки, редко и слабо отвечали на вопросы в процессе проверки домашних заданий. Напротив, групповая организация и проведение зачета обеспечивает возможность активизировать деятельность всех учащихся. И это объяснимо, ибо тут, наряду с традиционным учительским контролем, осуществляется самоконтроль. При самом

всеобъемлющем фронтальном зачете наибольший эффект дают письменные зачетные работы, реализовать которые можно по-разному. Это выполнение практических и лабораторно-практических работ, проведение и обобщение опытов и составление диаграмм, графиков, и выполнение рисунков, и заполнение таблиц и т.д. Проведение же устной проверки и оценки знаний при зачетной системе менее эффективно и поэтому она может быть использована в качестве дополнительного приема к письменной и практической проверке и оценке знаний. Наибольший эффект устная проверка при зачетной системе может обеспечить при оценке знаний учащихся по фундаментальным теоретическим вопросам раздела, ключевым, опорным понятиям, а также с целью установления связей внутри- и межпредметных, причинно-следственных и т.д. Заготовленные для устной проверки вопросы можно выписать на доске, или продиктовать их учащимся, или написать в виде карточек-вопросников и раздать их учащимся. Число вопросов может быть разным, но чаще в каждой карточке-варианте их вносят по 2-3 вопроса разных уровней сложности. Один из них должен иметь проблемный характер с тем, чтобы учащиеся смогли проанализировать и переосмыслить основу пройденного материала под углом зрения этой проблемы. Другие вопросы варианта должны носить фактологический характер, раскрывать какой-то (какие-то) факт, явление, закономерность, подлежащие более глубокому осмыслению и анализу. Аналогичные вопросы могут быть акцентированы на проверку умений и навыков или на решение упражнений, примеров, задач. Главная же цель практической проверки при зачетной системе сводится к установлению уровня умений и навыков учащихся в работе с натуральным материалом, микроскопами и препаратами, средствами наглядности, с книгой, рисунками и т.д. Для проверки и оценки знаний фактического материала (строение и функции клетки, тканей, частей, органов и т.д.) наиболее рациональна письменная форма зачета.

135 :: 136 :: 137 :: 138 :: 139 :: 140 :: 141 :: 142 :: 143 :: 144 :: 145 :: 146 :: 147 :: 148 :: 149 :: 150 :: 151 :: 152 :: 153 :: 154 :: 155 :: 156 :: 157 :: 158 :: Содержание

159 :: 160 :: 161 :: 162 :: 163 :: 164 :: 165 :: 166 :: 167 :: 168 :: 169 :: 170 :: 171 :: 172 :: 173 :: 174 :: 175 :: 176 :: 177 :: 178 :: 179 :: 180 :: 181 :: 182 :: 183 :: 184 :: Содержание

ТЕМА XIX

Устная проверка и оценка знаний

План

  1. Виды устной проверки знаний по времени их проведения.
  2. Формы устной проверки знаний.
  3. Подготовка учителя к устной проверке знаний.

Виды устной проверки знаний по времени их проведения

По времени, характеру, дидактическим целям и задачам устную проверку и оценку знаний условно можно разделить на следующие три вида:

1) Текущая (ежеурочная, поурочная, оперативная) проверка осуществляется постоянно на всех видах уроков и особенно на основных уроках, главной, доминирующей дидактической задачей которых является изучение нового материала. На таких уроках текущей проверке и оценке знаний, как правило, отводится его начальная, а точнее, следующая за введением часть, в большинстве источников методико-педагогической и ширпотребовской литературы называемой ухорежущим, не вписывающимся ни в какие рамки - каноны филологии - опросом, органично созвучным со следственно-криминальным термином - допросом. За последнее время эту часть, точнее, этап - элемент - компонент структуры урока стали определять более подходящими и полнее раскрывающими его суть терминами и словосочетаниями. Вот наиболее частые из них: проверка домашних заданий, проверка знаний, проверка и оценка знаний, проверка с целью актуализации опорных знаний и т.д. На наш взгляд, в наибольшей мере раскрывают содержание урока два последних определения. Поэтому в дальнейшем при рассмотрении данного вопроса мы будем пользоваться этой терминологией.

На основных уроках текущая проверка и оценка знаний проводится в зависимости от разных причин (объем и сложность учебного материала, возраст, способности и подготовленность учащихся, качество подготовки учителя к этому этапу урока и к уроку в целом и т.д.) в течение 10-15 мин.

Специальные методические и психолого-педагогические исследования, а также опыт учителей-новаторов и школьная практика в целом показали, что текущая проверка и оценка знаний является базовой, фундаментальной. В общеобразовательной средней школе этот вид проверки и оценки знаний как ведущий, доминирующий проверен временем и применяется широко (школярство!). Но в вузах, где основная ставка-упор делаются на доверие, самостоятельность, самодисциплину, самоконтроль-самопроверку, самооценку своих действий, этот вид проверки и оценки знаний практикуется от случая к случаю. Однако, вузовская практика последних лет со всей убедительностью показала, что ставка на доверие и самостоятельность себя не всегда оправдывает и поэтому служит одной из главных причин, расхолаживающих многих студентов, особенно младших курсов.

2) Поэтапная (тематическая, за темы, блок тем, разделы и т.д.) проверка и оценка знаний осуществляется на заключительном (контрольно-оценочном) уроке темы в течение всего часа.

3) Итоговая (зачетно-экзаменационная) проверка и оценка знаний является основной в вузах. В школе же эта проверка, кроме выпускных классов, до недавнего времени нередко носила формальный характер, ибо она как бы подкрепляла, а еще точнее, формально закрепляла результаты многолетней текущей и поэтапной проверки. Однако, за последнее время в школьной практике все шире пробивает себе дорогу, особенно в старших классах, одна из разновидностей итоговой проверки - это зачетная система проверки и оценки знаний. Более подробное и аргументированное отношение к оценке данной разновидности итоговой проверки в школе уже дано в разделе нашей работы "Пути совершенствования проверки и оценки знаний". К ранее высказанному лишь добавим, что внедрение фрагментов вузовской проверки и оценки знаний в среднюю школу, пожалуй, имеет больше достоинств, чем недостатков. При этом главным достоинством является практическое решение главнейшей проблемы разобщенности процессов обучения в средней и высшей школах. С этой точки зрения внедрение зачетной вузовской системы проверки и оценки знаний в среднюю школу следует рассматривать в качестве связующей ниточки, мостика, интегрирующих обучение школ и вузов. Но жизнь, а с нею мысль и помыслы-дерзания человеческие на месте не стоят. Поэтому сейчас все чаще стали призывать к тому, чтобы упразднить итоговую проверку и оценку знаний, т.е. сессии с

их зачетами и экзаменами в вузах. Сторонники столь смелых и дерзких предложений аргументируют и мотивируют это тем, что, мол, настоящего эффекта - зеркала успеваемости студентов сессионные экзамены не давали и не будут давать впредь. Объясняется это тем, что год от года традиционные экзамены все больше и больше напоминают собой карточную игру, лотерею. Так что они являют собой не скорее объективное отражение фактических знаний студентов, а являются наглядным показателем незаслуженного везения одним (имеются в виду с прохладцей учащиеся студенты) и еще более незаслуженного, прямо-таки фатального невезения другим (добросовестно и напряженно учащимся студентам). По своему многолетнему опыту работы в вузе могу лишь отчасти согласиться со сторонниками этой точки зрения и столь крамольного, прямо-таки революционного предложения. Согласиться с тем, что в жизни и на экзаменах, как на одной из сторон ее проявления, может случиться всякое, может, что называется, и бес попутать. Может и слабенький студент по шпаргалке иногда проскочить, получив свою заветную, спасительную троечку-выручалочку. Может и сильный, трудолюбивый студент вместо желанной (да и справедливой!) пятерки получить четверку, а то и тройку. Повторяю, все это было, есть и будет впредь. Но будет ни как правило, а как исключение или досадное недоразумение. Но ведь правил-то, как известно, без исключений нигде, никогда не было и не будет. Так что опытного, в совершенстве знающего свой предмет экзаменатора ни один, даже самый прожженный лодырь-ловкач-шпаргальщик вокруг пальца не обведет и за блестяще, по-левитански прочитанную шпаргалку, но ни на один из вопросов экзаменатора (а вопросы в таких случаях будут обязательно!) не ответившего, больше двойки не подучит. И как бы ни пытался доказать этот горе-студент, что он блестяще, не менее, чем на пятерку, ответил на вопросы билета, его шансы изменить мнение экзаменатора равны нулю. Таким образом, получить положительную оценку только по шпаргалке, без тщательной предварительной подготовки, невозможно. И это легко объяснимо, ибо шпаргальщик обычно не говорит, не доносит ответ, а, приклеившись к шпаргалке, от начала и до конца просто зачитывает ее. Кроме того, он не использует в своем ответе (точнее, прочтении шпаргалки) дополнительный материал программы, не устанавливает связей прочитанного материала ни по горизонтали, ни по вертикали. Короче, шпаргальщик во время

экзамена напоминает собой канатоходца, который, чтобы не свалиться, не может отклониться в сторону ни на миллиметр. И, конечно же, на вопросы экзаменатора шпаргальщик либо отвечает партизанским безмолвием, либо несет ахинею.

Рассматриваемые виды проверки и оценки знаний имеют разный смысл и поэтому реализуют разные функции. Так, текущая оценка обычно констатирует знания в узкой области, ее образовательно-познавательная функция сводится к выявлению уровня усвоения учащимися простых понятий в пределах урока. Но чаще она должна нести воспитательный заряд, реализуя воспитательные функции. Конкретно эти функции должны проявляться в том, что одних следует поощрять за упорство, трудолюбие, прилежание, за первые достижения, обнадеживающие результаты. Других следует критиковать за леность, расхлябанность, неорганизованность, несерьезное отношение к учебе. Поэтому оценки, несущие отрицательный заряд, не всегда могут быть адекватны ответу учеников. Итоговая же проверка и оценка знаний, в первую очередь, реализует образовательно-познавательную функцию и поэтому ее главная дидактическая задача должна заключаться в объективной констатации уровня усвоения учащимися основных сложных понятии, выявления глубины знаний, умений и навыков учащихся переосмысливать проработанный за четверть, полугодие или год материал, установить умения учащихся абстрагировать, анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, делать выводы.

Итак, из рассматриваемых видов проверки и оценки знаний в средней общеобразовательной школе используются все три вида, при этом ведущей, приоритетной из них является поурочная. На ее проведение расходуется времени при изучении любого раздела биологии в 2,5-3,5 раза больше, чем на поэтапную (тематическую). Например, при изучении раздела "Растения" текущая проверка должна проводится примерно на 80 уроках из 100 уроков по программе, тематическая - на 8-10 уроках (равна числу тем раздела), а итоговая - 3-5 уроков.

Формы устной проверки и оценки знаний

В школьной практике издавна применяются две основных наиболее распространенных формы проверки и оценки знаний. В свою очередь, по уровню творческого подхода и частоте применения

каждая из форм включает две группы приемов проверки и оценки знаний: традиционные и нетрадиционные (новаторские). Более наглядно эту классификацию форм и приемов устной проверки и оценки знаний можно представить в виде таблицы 15.

Из таблицы видно, что обе формы устной проверки и оценки знании включают 16 приемов, из которых 6 - традиционных, 10 -новаторских. В указанной последовательности и рассмотрим эти формы индивидуальной устной проверки.

Таблица 15

Формы устной проверки и оценки знаний

Индивидуальные Фронтальные
Традиционные Традиционные
Проверка без подготовки Проверка без подготовки
Проверка с подготовкой Проверка с подготовкой
Проверка комбинированная Проверка комбинированная
Новаторские Новаторские
1) Проверка исследовательская Проверка-КВН
2) Проверка тихая (тихий опрос) Проверка исследовательская
3) Проверка магнитофонная Проверка с самооценкой
4) Проверка проблемная Проверка-игра-цепочка
5) Проверка с самооценкой Проверка проблемная

Традиционные приемы устной проверки и оценки знаний

1) Проверка традиционная без предварительной подготовки перед ответом на вопрос учителя. Ученик, вызванный к доске, или сидящий за партой-столом, получив вопрос учителя, отвечает сразу, без какой-либо подготовки.

2) Проверка традиционная., но с предварительной подготовкой ученика. В данном случае вопрос ставится перед всеми учащимися класса и дается 2-3 минуты на подготовку к ответу. По истечении отведенного на подготовку времени вызывается отвечать один ученик к доске или с места. Остальные учащиеся слушают, дополняя, корректируя, уточняя, отрицая или, наконец, одобряя ответ. Несомненно, нет оснований указанные два подхода-приема индивидуальной устной проверки противопоставлять. Наилучший эффект, конечно же, может дать их рациональное, интенсифицирующее и оптимизирующее сочетание на процесс и конечные результаты проверки и

оценки знаний. Исходя из этого принципа, на одном и том же уроке, на любом его этапе и особенно на этапе по проверке опорных знаний, учитель одного ученика может спросить без подготовки к ответу, другого - с подготовкой. Здесь разные условия для ответов двух учащихся будут определяться рядом причин и факторов: уровнем сложности (проблемности) задаваемого вопроса (фактологический, понятийный, творческий), возрастом и подготовленностью каждого конкретного ученика, его индивидуальными природными, умственными качествами и чертами характера. Отсюда следует, что ответы на менее сложные вопросы фактологического характера целесообразнее давать экспромтом, без подготовки, а на вопросы более сложного творческого характера - с подготовкой.

Рассматриваемые приемы устной индивидуальной проверки широко используются в школьной практике потому, что они имеют целый комплекс достоинств, наиболее значимые из них следующие:

а) Ее можно проводить во всех классах, при любой материально-технической оснащенности кабинета биологии и школы в целом.

б) Она способствует логически мыслить и излагать материал, преодолевать застенчивость и робость, держаться и выступать перед аудиторией, развивает умение отстаивать свою точку зрения, развивает и укрепляет голос, дикцию

Однако, наряду с достоинствами, такая проверка и оценка знаний страдает не меньшим шлейфом недостатков, из-за которых нередко снижается качество учебно-воспитательного процесса, теряется интерес учащихся к предмету и учебе в целом. Наиболее частыми недостатками являются следующие:

а) За урок представляется возможность проверить и оценить знания не более, чем у 3-4 учеников. Это очень мало.

б) Во время ответа у доски или с места остальные учащиеся, как правило, бездельничают, скучают, изнывая от незанятости. Об этом безделье, кстати, так метко сказал Василии Александрович Сухомлинский. Да и анкетирование учащихся школ г. Тамбова показало, что более половины из них не слушали ответы других, другая половина учащихся объясняла свою пассивность и безделье тем, что слушать ответы товарищей им совсем неинтересно, ибо в них повторяется то, что на предыдущем уроке уже рассказал учитель и, к тому же, об этом написано в учебнике.

в) Редко контролируемые при такой проверке учащиеся (20-30 и более человек в классе один раз за 8-10 уроков) нерегулярно, от случая к случаю, готовятся лишь к тому уроку, когда по их простым расчетам и предположению учитель должен их спросить.

г) Будучи чуть ли не единственным приемом, индивидуальная устная проверка и оценка знаний занимает на уроке почти половину всего времени. Не только у начинающих, неопытных, но и с большим стажем работы учителей и поныне уроки по их бюджету времени нередко делятся на две, далеко неравноценные по своим дидактическим задачам части:

- изучение нового учебного материала, которое в той или мере заинтересовывает значительную часть учеников;

- устная проверка и оценка знаний (этот пресловутый опрос!), при проведении которой, как правило, царит скука н безделье. В итоге индивидуальная устная проверка и оценка знаний особенно слабых, неподготовленных учеников, вызываемых к доске или отвечающих с места, занимает лидирующее положение по потере учебного времени. Это противоречит требованиям экономить драгоценное время урока, требованиям не терять зря ни минуты. Мало того, ведущие учителя-новаторы, в том числе и В.Ф. Шаталов, и Л.И. Ивина и многие другие, стремятся экономить на уроке не только минуты, но и секунды. С этой целью они разрешают ученикам, особенно акселератам, не вставать при ответе или, если это необходимо, выходить к доске по проходу, чтобы не встречаться с учеником, идущим от доски и т.д.

д) При устной индивидуальной проверке игнорируется возраст учащихся, когда вместе с ними из класса в класс переходят одни и те же формы и методы проверки, т.е. так называемый опрос и в 4 классе, опрос и в ,10-11 классах. Пожалуй, трудно найти другую сферу умственной деятельности, где бы однообразие являлось доминирующим фактором не месяц и не год, а целые 10-11 лет учебы в школе. В то же время известно, что любое однообразие, даже самое прекрасное (будь то род деятельности или лакомство) всегда приносит обратный результат. И школьная практика тому яркое подтверждение. Несовершенство и однообразие проверки и оценки знаний приводят к тому, что учащиеся утрачивают интерес и к предмету, и к учителю, и к учебе в целом. В итоге отличники деградируют в хорошистов, а потом и в посредственных, слабо успевающих учеников.

Для устранения (конечно, частичного) недостатков двух первых приемов устной индивидуальной проверки и оценки знаний учителя, особенно более опытные, нередко прибегают к более интенсивной комбинированной (уплотненной) проверке и оценке знаний.

3) Комбинированная (уплотненная) проверка и оценка знании. Ее особенности заключаются в том, что к доске одновременно вызывается несколько (3-4) учеников, каждый из которых получает разные задания. Затем один из них отвечает на задаваемые учителем вопросы. Другой в это же время на доске чертит и заполняет схему или таблицу, третий выполняет рисунок (или рисунки) по теме урока, четвертый проводит скоротечный опыт (опыты), пятый составляет на доске план своего ответа, подбирает средства наглядности (таблицы, натуральные образцы, муляжи, макеты и т.д.). После проведения индивидуальной устной проверки и оценки знаний учитель сам, а еще лучше с помощью группы ассистентов, заранее сформированной из наиболее активных учащихся, оценивает (оценивают) результаты заданий, выполненных остальными учащимися на доске (у доски). В процессе такой проверки учителю за 12-15 минут представляется реальная возможность оценить знания у 8-9 учеников, т.е. вдвое f больше, чем при обычной проверке. По опыту многих учителей-биологов школ г. Тамбова такой прием проверки и оценки знаний с неменьшим успехом можно использовать и на заключительных как контрольно-учетных, так и обобщающих уроках. Достоинства этого приема заключаются в том, что:

  • а) представляется возможность экономнее расходовать время на его проведение;
  • б) в 2-3 раза возрастает число проверяемых учащихся;
  • в) представляется возможность формировать и развивать практические умения и навыки в составлении планов, тезисов, написании таблиц, схем, диаграмм, рисунков, умения самостоятельно подбирать средства наглядности и использовать их при ответе.

Наряду с весьма существенными достоинствами, рассматриваемый прием имеет и недостатки:

а) В процессе проверки учителю приходится постоянно и напряженно следить и за учениками, работающими у доски, и за всем классом, и, конечно же, слушать отвечающих. Это делать нелегко и посильно лишь учителям с большим опытом, учителям, в

совершенстве владеющим современной методикой, и в совершенстве знающим свой предмет.

б) Ученики, работающие у доски, не участвуют в работе класса, не отвечают устно и поэтому оценка получается недостаточно объективной.

Еще в начале 60-х годов к современному уроку было предъявлено требование о том, чтобы наибольшая часть нового материала усваивалась учащимися на уроке. Поэтому многие учителя стали высказывать предложения о том, чтобы сократить время для проведения устной проверки и оценки знаний, приурочив ее (проверку) к другому этапу урока. Например, к этапу изучения нового материала, особенно при проведении лабораторных работ, решении примеров, задач, упражнений. При рассматриваемых приемах индивидуальную проверку можно осуществлять либо только словесным методом, либо словесным и наглядным, либо словесным, наглядным и практическим.