Группы приемов письменной проверки знаний 3 страница

  • - Обеспечить дифференцированное обучение и воспитание учащихся с учетом их потребностей, наклонностей, интереса и способностей.
  • - Достижение более высокого уровня биолого-экологической подготовки подрастающего поколения.
  • - Выявление природных задатков у учащихся и их профессиональное ориентирование.
  • - Более полное отражение в школьном курсе достижений науки и техники и отсюда более осознанный подход к выбору профессии.
  • - Это стимул самообразования и повышения творческого уровня, уровня квалификации и профессионализма учителей.

Нельзя заставлять учащихся посещать те предметы, которые они не избрали сами. Но некоторые учителя принуждают учащихся к посещению своих факультативов. Нередко такие учителя не ставят высокие оценки (4 и 5) в четверти тем учащимся, которые не ходят к ним на факультативные занятия. Основание - не ходит на факультатив, значит не интересуется предметом, а потому больше тройки не заслуживает. Это недопустимо, непедагогично.

Группа "ассистентов" создается для того, чтобы оборудовать и поддерживать в должном порядке биологический кабинет, живой уголок, пришкольный учебно-опытный участок. Несомненно, они должны выполнять то, что им посильно и органично связано с процессом обучения биологии. В частности, они изготавливают учебные пособия, приборы, инструменты, инвентарь, таблицы. Подготавливают раздаточный материал, клетки для мелких животных (кроликов, птиц и т.д.), полочки для комнатных растений (чаще декоративных цветов), помогают учителю в подготовке пособии к уроку, демонстрации их на уроке и уборке. Можно выделить заведующих кабинетом.

Массовые внеклассные занятия

Так как групповые внеклассные занятия охватывают небольшое количество учащихся, учитель организует массовые занятия, куда входят:

  • - Экскурсии, походы, экспедиции.
  • - Конференции, научные вечера, ролевые игры.
  • - Олимпиады, выставки, кино, газеты.
  • - Натуралистические кампании: Дни птиц, урожая, недели леса, 8 сада и т.д.
  • - Патрули "голубые", "зеленые".

Биологические экскурсии, комплексные экспедиции, туристские (экологические) походы

Летом особенно интересны многодневные биологические экскурсии, которые учащиеся обычно называют экспедициями. Они могут быть комплексными и специальными. Комплексные экспедиции проводятся с целью познания краеведческих вопросов по ботанике, зоологии, геологии, географии, по вопросам истории родного края и т.д. В руководстве таких экспедиций принимают участие несколько учителей предметников (чаще биологи и экологи). Во время экспедиции учащиеся передвигаются пешком или на лодках. Цель экспедиции -обследовать характерную для данной местности флору и фауну, собрать гербарии и коллекции для ботаники и зоологии, собрать семена и растения для выращивания на пришкольном коллекционном участке, определить места произрастания полезных растений (грибов, ягод), технических и лекарственных растений. В летних загородных лагерях благоприятные условия для проведения биологических экскурсии.

Конференции, научные вечера, ролевые игры

Одна из задач воспитания учащихся - приучить их делиться своими знаниями с другими. Одним из лучших и эмоциональных видов такой воспитательной работы и являются конференции, научные вечера, ролевые игры, выставки, проводимые по материалам, полученным в результате групповой внеклассной работы, а так же собранных при проведении внеклассных массовых занятий (экскурсий, походов, экспедиций). Они оказывают воспитывающее воздействие не только на слушателей, но главным образом и на исполнителей. Здесь учащиеся делают несколько (5-7) докладов 5-10-минутных. Небольшие доклады легче готовить и слушать. Эти мероприятия можно проводить или только в кружке, или в определенных классах или, наконец, во всей школе. На них следует приглашать и родителей учащихся, что создает атмосферу большей значимости и торжественности, повышает ответственность учащихся за подготовку и проведение порученного дела и весьма полезно для взрослых. Научные

вечера и ролевые игры в отличие от конференции включают элементы большей художественности. Наука и искусство, как известно, родственные сферы деятельности: наука воздействует на разум, искусство на чувства, эмоции человека. В научные вечера и ролевые игры, кроме докладов, необходимо включать чтение, музыку, пение, ребусы и в ряде случаев кино. Но при этом надо твердо помнить, что это не литературно-художественный концерт, а учебно-методический биолого-экологический вечер, сердцевиной, педагогической основой которого является познавательный научный материал и результаты исследований учащихся. Цель научных вечеров - привлечь внимание к научному вопросу, теме, проблеме, заинтересовать ими, возбудить интерес, стремление, потребность в самостоятельном чтении дополнительной специальности научно-популярной и научно-художественной литературы. На научном вечере надо устраивать выставку таблиц, рисунков, опытов, стенды живых растений, животных, книг и т.д. Принципиально важное значение имеет и характер, и качество декоративного, эстетического оформления вечера. Поэтому сцену целесообразно украшать растениями, на стены вывешивать карты, картины, портреты, соответствующие теме вечера. В подготовку к вечерам важно вовлечь как можно больше учащихся для того, чтобы одни готовили доклады и иллюстрации к ним, другие готовили заметки для специального бюллетеня, третьи организовывали выставку книг, журналов, а также самостоятельных работ учащихся: результатов наблюдений, опытов, отчетов по экскурсиям, исследовательской деятельности, рефератов и т.д. Все это в комплексе взятое, конечно же, является очень эффективным средством пропаганды своего предмета. Многие учащиеся после такого вечера совсем по-другому начинают смотреть и относиться к биолого-экологической подготовке. Хорошо подготовленные, четко организованные и проведенные биологические вечера являются большим, памятным, на всю жизнь запоминающимся праздником.

По своему характеру и содержанию научные биологические вечера могут быть самыми разнообразными: занимательные по новинкам специальной литературы; тематические по пройденным темам, намеченным датам, юбилеям выдающихся ученых, передовиков; отчетно-обобщающие по материалам и результатам проведенных экскурсий, экспедиций, наблюдении, исследовательской деятельности в форме опытничества с разнообразными объектами (растительными, животными).

Примерный план подготовки и проведения научного вечера

  • - Подобрать актуальную интересную тему.
  • - Установить количество докладчиков, их доклады и точные темы.
  • - Определить средства наглядности (опыты, таблицы, картины, натуральные образцы и т.д.).
  • - Обязательно и тщательно прорепетировать основные этапы, узлы программы.
  • - Заблаговременно и на видном месте вывесить красочное объявление о вечере.

Вся эта работа должна проводиться самими учащимися, но не учителем. Ибо подготовка к вечеру приносит учащимся больше пользы, чем сам вечер.

Ролевые игры

В их основе заложено подражание (имитация) поступкам, действиям, деятельности специалистов разных профилей (биологических, сельскохозяйственных, экологических, медицинских, экономических и т.д.). О педагогической значимости игры как эффективном средстве обучения, развитая и воспитания учащихся писали многие педагоги (Ушинский, Макаренко, Сухомлинский). В игре развивается, формируется, приобретается обширный комплекс принципиально значимых, фундаментальных качеств характера у учащихся: инициатива, находчивость, ответственность, самостоятельность и т.д. Их достоинство в том, что они объединяют, сплавляют знания и умения. Ролевые игры могут быть проведены в форме научной конференции, пресс-конференции, семинара, научного вечера. Их характер и содержание определяется возрастом учащихся и спецификой изучаемого материала. Так, младшие школьники с удовлетворением исполняют роли охраняемых видов животных, растений и грибов. При этом каждый вид устами учащихся рассказывает о значении его в природе и жизни человека и обосновывает значимость и необходимость его сохранения. В старших классах ролевая игра представляет собой модель делового, профессионального общения специалистов разных профилей о взаимосвязи и взаимодействии природы и общества: ученых-экологов, геоботаников, административных работников -директоров, председателей и т.д.

Олимпиады

Это один из важнейших видов внеклассной работы учащихся, Ошибочно считают, что участие в олимпиаде - удел только сильных учащихся, ибо участие в ней посильно только хорошо успевающим учащимся. Участвовать в ней должны все учащиеся, т.к. это еще один способ, притом весьма эффективный, приобщения учащихся к предмету.

Вся работа по организации и проведению олимпиады делится на 3 части:

- Сообщается время и место проведения, число участников от класса, вывешивается список интересных задач, вопросов, тем сочинений, рассказов, репетировать их решение дома, в классе.

- Отбор и формирование количественного и качественного состава команд и запасных участников (около одной трети класса) и проведение самой олимпиады. Задания должны быть актуальные, интересные, но обязательно посильные для большинства. Непосильные, заведомо трудные задачи убивают веру у учащихся в свои силы и отрицательно влияют на их интерес к предмету.

-Подведение итогов и объявление результатов олимпиады должны быть не в классе и не на перемене, а на самом видном месте. При объявлении результатов необходимо назвать победителей и места, занятые отдельными командами, классами. Очень важна процедура награждения победителей. Класс можно наградить грамотой, дипломом, учащихся - книгами, ценными подарками и обязательно в торжественной обстановке, тогда это запомнится навею жизнь.

Натуралистические кампании

Не только важными видами внеклассной работы, но и не менее ценными видами общественно-полезной работы учащихся. В школьной практике наиболее распространены: Недели леса, сада, охраны природы, Дни птиц, урожая и т.д. Обычно они проводятся в течение 1-2 недель. Для более четкого и результативного проведения этих работ необходимо создать несколько групп (звеньев). Одна из них будет работать в живом уголке, наводя в нем чистоту, порядок, высаживая или пересаживая растения. Вторая группа заготавливает все необходимое для посадки декоративных и плодовых растений вокруг

школы, на пришкольном участке, на селе, в своих палисадниках, садово-огородных участках и т.д. Третья группа может работать в городских скверах, парках, садах; четвертая будет работать на пришкольном учебно-опытном участке: готовить почву, сеять, сажать, учитывать растения, наводить порядок. Перед работой учащихся обязательно надо проинструктировать и показать, провести тренировки, как правильно выполнять запланированные виды работ (обработка почвы, подготовка ее к посадке, посеву, техника посева и т.д.).

День зеленого строительства лучше провести в одно из воскресений. Подготовка к Дню птиц начинается на уроках зоологии в 7 классе. Учащиеся изготавливают синичники, скворечники. День птиц - большой праздник и проводится обычно в мартовские каникулы, когда начинается прилет птиц. Результаты своей работы учащиеся оформляют в виде рукописных журналов.

Индивидуальные внеклассные занятия

Из них наиболее распространены: опытничество, наблюдения, внеклассное чтение. Среди учащихся всегда найдутся те, кто проявит повышенный интерес к изучаемому предмету.

Такие учащиеся добровольно берут у учителя индивидуальные задания по проведению исследовательской деятельности в форме опытничества, наблюдений, чтению дополнительной литературы. У них, как правило, имеются свои домашние уголки, они держат птиц, ежей, ужей, аквариумы, кроликов, кур и т.д. Так что индивидуальные внеклассные занятая по существу являются добровольной разновидностью домашних и внеурочных работ. О первых двух видах внеклассных работ - опытничестве и наблюдениях - уже шла речь при рассмотрении практических методов. Поэтому рассмотрим третий вид - внеклассное чтение. Оно способствует развитию и формированию мышления, грамотности, расширяет кругозор, повышает интерес к предмету. Оно воспитывает стремление к постоянному общению с самым главным кладезем знаний - книгой. Рекомендуя ту или иную книгу, учитель должен знать ее достоинства и недостатки, предупреждая о последних учащихся. Списки книг для самостоятельного чтения необходимо вывешивать в кабинете биологии и школьной библиотеке. Важно с первых лет изучения предмета приучать учащихся к систематическому, целенаправленному чтению сначала

научно-популярной, а затем и специальной литературы. Красиво оформленный список литературы для чтения - первый шаг в системе работы с литературой. В список включаются доступные источники главным образом из школьной и близлежащих библиотек. При помощи учащихся в кабинете можно собрать со временем хорошую библиотеку по своему предмету. Учитель организует регулярное обсуждение прочитанного. Формы обсуждения могут быть разными: доклады о прочитанном на уроке, кружке, читательской конференции, ролевых играх, научном вечере. Читательские конференции полезно проводить регулярно - один раз в месяц. Для лучшего запоминания прочитанного источника учащимся младших классов дается задание изложить основное содержание книг в виде краткой аннотации или конспекта. Учащимся старших классов написать отзывы, рефераты о прочитанных книгах. Учителя считают, что реферат можно подготовить лишь учащимся старших классов. Однако опыт показывает, что уже семиклассник справляется с рефератом по одной-двум книгам. В старших классах учащиеся готовят рефераты, используя большее количество источников. Подготовка рефератов является одним из видов самообразования. Тематику рефератов учитель разрабатывает и сообщает уже в сентябре, чтобы учащиеся могли приступить к работе как можно раньше. Реферат - это краткое изложение содержания книги, статьи или иного источника. Рефератом также называется доклад, подготовленный на основе анализа нескольких литературных источников. Большую часть материала надо излагать в свободном пересказе, а не цитировать. Реферат отличается от тематического конспекта тем, что в реферате не только дается обобщение изученной литературы, но и проявляется умение автора реферата оценить разные точки зрения по избранной проблеме, а главное, высказать свое личное отношение к проблеме. Эпиграф к реферату, его правильный выбор показывает понимание самого существа вопроса. Учитель либо сам составляет перечень возможных эпиграфов и предлагает их на выбор учащимся, либо называет литературные источники, где можно наши эпиграфы.

При подготовке реферата целесообразно использовать 3 группы источников: госдокументы, монографии и справочники, периодическую печать. Перед написанием реферата учитель должен обязательно провести инструктивную беседу (инструктаж) о работе с литературой, как делать выписки из литературы. Выписки из текста могут

быть дословными, их называют цитатами. Цитаты чаще всего выписывают из госдокументов и работ классиков. Целесообразно делать выписки на отдельных листках и складывать их в конверты или в папки, на которых обозначены соответствующие пункты плана. Не все собранное надо включать в реферат, нужно отобрать и располагать собранное по плану, не пугаясь, что некоторый материал не войдет в текст. План реферата может быть составлен по-разному; либо хронологически, тогда текст рассматривается в исторической последовательности, либо описательно, тогда тема расчленяется на составные части, либо аналитически, когда тема исследуется в ее причинно-следственных связях, взаимозависимых проблемах. В плане должно быть введение и заключение. Список литературы можно составлять по-разному: алфавитным, систематическим, хронологическим способами. Так как школьные рефераты должны быть короткими (не более 20-40 страниц), то лучше подойдет алфавитное расположение литературы. Самое существенное в работе над рефератом заключается в обобщении собственных наблюдений и исследований. Учащиеся должны излагать мысли своими словами. Консультантом может быть учитель, руководитель кружка, родитель, студенты, учащиеся старших классов, имеющие опыт написания рефератов. Их помощь может быть разнообразной: в составлении плана, подборе литературы, в написании отзыва на завершенный реферат.

К написанию реферата привлекаются все желающие независимо от оценок по предмету. Одну и ту же тему можно дать 2-3 учащимся. Примерно за месяц до окончания занятий проводится защита работ. Она должна проходить празднично, в течение нескольких дней в зависимости от числа докладчиков. Это волнующее событие особенно для докладчиков. Требования к докладу: краткость сообщения (5-7 минут) и использование информативного материала: слайдов, фото, таблиц, схем, графиков, натуральных образцов. На защите рефератов присутствуют не только учащиеся, учителя, но и родители, консультанты, родственники.

1. Внеклассные занятия разнообразны, сложны и важны в формировании гармонически развитого человека.

2. Они, за исключением факультативных, являются добровольными для учителя и учащихся. Поэтому столь трудоемкая,

требующая обширных и разносторонних знаний, умения эти знания реализовать на практике, проводится лишь учителями-энтузиастами, до фанатизма любящими свою работу, свой предмет и детей.

3. Внеклассная работа в большей мере, чем классно-урочная, учит детей самим добывать знания, самостоятельно учиться. Это требование к современной биолого-экологической подготовке и воспитанию учащихся сегодня является основным.

При изучении данной темы учащиеся должны получить

1. Знания - внеклассные занятия по биологии и их место в системе форм обучения и воспитания. Виды внеклассных работ и их зависимость от специфики предмета. Организация и структура внеклассных занятий и их связь с уроком. Формирование у учащихся знаний, умений и навыков при проведении внеклассных работ.

2. Умения - организовать внеклассную работу по предмету, возбудить у учащихся активный познавательный интерес, определить эффективную методику проведения, выявить результативность работы и использовать ее на уроках.

Вопросы для закрепления темы:

  1. Каким путем можно воспитать у учащихся творческую инициативу и коллективизм в процессе внеклассной работы?
  2. От чего зависит специфика внеклассной работы?
  3. При каких условиях достигается ее эффективность?

121 :: 122 :: 123 :: 124 :: 125 :: 126 :: 127 :: 128 :: 129 :: 130 :: 131 :: 132 :: 133 :: 134 :: 135 :: Содержание

135 :: 136 :: 137 :: 138 :: 139 :: 140 :: 141 :: 142 :: 143 :: 144 :: 145 :: 146 :: 147 :: 148 :: 149 :: 150 :: 151 :: 152 :: 153 :: 154 :: 155 :: 156 :: 157 :: 158 :: Содержание

ТЕМА XVIII

Проверка, оценка и учет знаний по биологии

План

  1. Значение проверки, оценки и учета знаний по биологии.
  2. Функции проверки и оценки знаний.
  3. Требования, предъявляемые к проверке и оценке знаний.
  4. Пути совершенствования проверки и оценки знаний.

Значение проверки, оценки и учета знаний по биологии

Систематическое проведение проверки, оценки и учета знаний учащихся существенно активизируют учебно-воспитательный процесс, повышающий качество преподавания биологии. Вот почему проверка и оценка знаний - неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в школе. От объективности, полноты, точности и обоснованности полученных результатов всего процесса обучения зависит эффективность работы учителя и школы в целом. Лишь на основе подведения и анализа итогов проверки и оценки знаний учителю представляется реальная и конструктивная возможность - корректировать, регулировать и, что особенно важно, прогнозировать весь комплекс учебной деятельности школьника, выбирать наиболее рациональные методические приемы и средства оптимального воздействия на него. При этом не следует забывать о том, что проверка и оценка знаний учащихся служит и объективным показателем результативности педагогической деятельности учителя. Профессиональные, отшлифованные до совершенства навыки проверки и оценки знаний являются одним из важнейших компонентов педагогического мастерства учителя, который пронизывает все этапы учебно-воспитательной деятельности и органично связан со всеми формами организации процесса обучения и применяемыми методами. Следовательно, проверка и оценка знаний - это не только и не столько акция подведения определенных итогов учебно-воспитательного процесса, это, выражаясь языком земледельца, не только пожинание, уборка выращенного долгожданного урожая, но это и стержень, связывающий всю учебно-воспитательную каждодневную деятельность учителя и придающий ей целостный и целенаправленный характер.

Незаменимость и значимость проверки и оценки знаний еще состоит и в том, что через оценивание в учебно-воспитательный процесс вводятся ни с чем несравнимые по своему воздействию эмоции и чувства. Правда, эмоции и чувства, порождаемые проверкой и оценкой знаний, могут иметь не только положительный, но и отрицательный характер. И обусловлено это, в первую очередь, психологическим микроклиматом как в отдельно взятом классе, так и в школе в целом. А потому на фоне положительных доброжелательных взаимоотношений между учащимися, с одной стороны, а также

между учащимися и учителями с другой, даже отрицательные оценки не порождают конфликтов и обид, а воспринимаются как должное и, что особенно важно, выполняют весь комплекс педагогических функций. При напряженных взаимоотношениях не только отрицательная, но и положительная оценка, как правила, воспринимаются неадекватно и отторгаются. Это доказывает огромное значение доброжелательных отношений между учеником и учителем, неопровержимую силу и верность идеи педагогики сотрудничества, идеи, в основе которой положено не формальное, а настоящее доверие, оказываемое учителем своим ученикам. Методическая наука и особенно изучение, анализ и обобщение передового опыта учителей-новаторов России и Тамбовщины показали, что проверка и оценка знаний учащихся занимают особое, ключевое место в профессионализме каждого учителя. Поэтому в процессе подготовки будущих учителей особое внимание необходимо обращать на формирование у них самых передовых, наиболее перспективных форм и методов проверки и оценки знаний, не игнорируя при этом традиционные, временем и практикой отобранные и проверенные. У высокопрофессионального, доброжелательного учителя обычно нет понятия о плохой дисциплине, о карающем мече - двойке, ибо на уроках такого учителя царит радость общения, радость интересной, увлекательной работы. И если на уроке нет дисциплины, учащиеся скучают и бездельничают, а учитель весь урок призывает их к порядку, то в этом виноват учитель, не сумевший методически правильно построить урок, заинтересовать учащихся.

За последние годы нередко высказывается мнение об упразднении проверки и оценки знаний и внедрении в школьную и вузовскую практику так называемого безоценочного обучения школьников и подготовки специалистов высшей квалификации вообще и учителей в частности. Одним из главных аргументов подобной точки зрения является проблема конфликтности, которая будто бы в основном порождается проверкой и особенно оценкой знаний. В свою очередь, -как давно установлено медиками, конфликтность вызывает шлейф недугов и заболеваний, из-за которых значительная доля школьников (по разным источникам от 40-50% до 80-90%) теряет свой самый главный капитал - здоровье. Оппоненты указанной тенденции, считая безоценочное обучение преждевременным, несостоятельным и бесперспективным, категорически с этим не согласны. Они считают,

что все учащиеся и школьники не могут быть освобожденными от строгой и объективной проверки и оценки знаний. Вполне логично, по их мнению, что все учащиеся в течение всего периода учебы должны подвергаться проверке и оценке и воспринимать ее как должное, как обязательный и ничем незаменимый прием учебно-воспитательного процесса, прием, без которого получить прочные знания невозможно. При этом важно, чтобы учащихся как можно раньше (начиная с младших классов, что отрицают многие учителя-новаторы: В.А. Сухомлинский, В.Ф. Шаталов и др.) приучались безболезненно и адекватно воспринимать всякую оценку и тем более отрицательную, давать самооценку. Конечно, в идеале, когда учителю удастся подготовить учащихся объективно и взыскательно оценивать свои знания, тогда, видимо, на смену внешнему (учительскому) проверочно-оценочному контролю для таких школьников и студентов может быть вполне вероятна внутренняя (ученическая, студенческая) самопроверка и самооценка знаний. Но это в перспективе, хотя учителя-новаторы элементы такого подхода все настойчивее используют в своей практике. Традиционная проверка и оценка знаний важна и необходима еще и потому, что она повышает социальную ответственность учителя как полномочного представителя общества, которое доверило ему первостепенной важности и сложности дело обучения и формирования гармонически развитых будущих граждан страны. Кроме того, проверка и оценка знаний как неотъемлемый блок полноценного учебно-воспитательного процесса на современном этапе обязателен еще и потому, что он прежде всего служит на протяжении длительного и тернистого образовательного пути своеобразным, весьма проверенным и надежным ориентиром, путеводной звездой. Вот тому доказательства:

1) Проверка и оценка знаний ориентируют их в результатах и своего труда, и труда своих товарищей, помогают им глубже познать друг друга и себя, вернее и критичнее оценить свои силы и возможности, свои успехи и недоработки.

2) Проверка и оценка знаний - это живые и наиболее эффективные формы повторения и закрепления учебного материала. Проверять, не повторяя, и повторять, не проверяя, одинаково невозможно. При правильной проверке знания не только контролируются и уточняются, но и повторяются, совершенствуются, анализируются, обобщаются и, наконец, систематизируются.

3) Своевременно и систематически проводимая проверка дисциплинирует учащихся, повышает у них чувство ответственности за учебу. Такова уж психология учащихся. Они могут старательно и систематически учиться лишь в том случае, если знают, что их работу проверяют, оценивают, замечают прилежание и рост. Вместе с тем, эпизодичность проверки и тем более отсутствие ее дезорганизуют учащихся.

4) Проверка и оценка знаний способствуют выработке у учащихся привычки и устойчивых навыков к самопроверке и самооценке своих действий.

5) Систематичность проверки и оценки знаний подчеркивает важность и актуальность проверяемого учебного материала,

6) Проверка и оценка знаний - не только волнующий момент в жизни учащихся, но и момент, порождающий так необходимый всплеск эмоций, прямо или опосредованно возбуждающих и стимулирующих мыслительную деятельность, но это и постоянный двигатель, мощная мотивация самостоятельной познавательности учащихся. Однако, столь комплексное и конструктивное воздействие на учебно-воспитательный, процесс проверка и оценка знаний могут оказывать при условии их системной и разносторонней функциональности. Кроме того, функциональная разносторонность проверки и оценки знаний предметно и аргументированно раскрывают и показывают их доминирующую роль и значимость в учебно-воспитательном процессе.

Функции проверки и оценки знаний

На всех этапах учебно-воспитательного процесса от его начала и до завершения проверка знаний призвана выполнять следующие функции: контролирующую, оценочную, обучающую, воспитывающую, развивающую, организационно-мотивационную. Соотношение указанных функций в процессе проверки изменяется в зависимости от объема и сложности учебного материала, возраста, способностей и подготовленности учащихся, дидактических целей и задач урока, конструктивного и логического построения урока, приемов мотивации и активизации познавательной самостоятельности учащихся, сочетания, разнообразия и характера использования применяемых методов, характера и степени интенсификации и оптимизации

учебно-воспитательного процесса, уровня профессионализма и творчества учителя, конкретной ситуации, складывающейся на уроке и многих других условий и факторов, сопутствующих учебно-воспитательному процессу. В зависимости от указанных причин на каждом уроке может преобладать та или иная функция, но в целом должно осуществляться единство образовательного, воспитательного и развивающего назначения проверки.

Исходя из принципа классификации уроков по их местоположению в теме, соотношение функций проверки схематически может выглядеть следующим образом. На вводных уроках доминирующими должны быть образовательно-воспитательные функции. На уроках текущих (уроках по изучению нового материала) лидирующая роль должна быть отведена образовательно-воспитательным, развивающим и организационно-мотивационным. Приоритетными на уроках заключительных (контрольно-оценочных), несомненно, будут две родственные функции проверки: контрольная и оценочная. Следует подчеркнуть, что контролирующе-оценочная (или контролирующе-учетная) и обучающая функции проверки знаний, постоянно и органично контактируя друг с другом, тесно связаны между собой. Такое взаимодействие и взаимообусловленность указанных функций проверки знаний конкретно может проявляться в том, что учитель в процессе текущей поурочной устной проверки знаний не только проверяет, оценивает и корректирует полученные знания, но и учит учащихся самостоятельно добывать знания, формировать и закреплять умения. Параллельно учитель также может, а точнее, должен выявить те разделы пройденного материала, которые труднее и хуже усваиваются. В противном случае учащиеся, получив слабые опорные знания или не получив их вовсе, не в состоянии глубоко и осознанно изучать новый материал. Никогда учителю не следует игнорировать и тем более забывать о том, что только с помощью образовательной и контролирующей функций проверки знаний осуществляется не имеющая себе альтернативы оперативная обратная связь, без которой еще не удавалось никому, ибо сделать это другими путями невозможно, управлять учебно-воспитательным процессом. Без своевременного получения объективной информации о динамике и качестве усвоения знаний, которую обеспечивает только обратная связь, не может быть управляемого учебно-воспитательного процесса. Таким образом, образовательно-контролирующую функцию