Группы приемов письменной проверки знаний 1 страница

Выводы

Выводы

Выводы

Выводы

Выводы

1. Эффективными приемами активизации познавательной творческой деятельности у учащихся являются следующие: умение учащиеся, самостоятельно и эффективно работать с учебником и специальной дополнительной литературой, а также проблемно-исследовательский подход к обучению, интенсификация и оптимизация учебно-воспитательного процесса.

2. Все рассмотренные организационно-методические приемы активизации творческой познавательной самостоятельности у учащихся должны обеспечить рациональную эффективность учебно-воспитательного процесса, исключающую перегрузки и учащихся, и учителей.

При изучении данной темы студенты должны усвоить:

1. Знания - самостоятельная, методически правильно, целенаправленно и регулярно организованная работа учащихся с учебником и специальной дополнительной литературой. Последовательность и многоэтапность подготовки учащихся к наиболее эффективному самостоятельному использованию основной и дополнительной литературы на уроках биологии и при внеклассном чтении. Проблемно-исследовательский и частично-поисковый подходы при изучении нового учебного материала на уроках биологии, его многовариантность, постепенность и последовательность усложнения с учетом возраста и подготовленности учащихся. Обязательность соблюдения условий и требований к интенсификации и оптимизации учебно-воспитательного процесса по биологии.

2. Умения - освоение всех этапов самостоятельной работы с учебником, специальной дополнительной литературой. Отработка и усвоение эффективных приемов выделения основы, сути, главного в тексте, его основной смысл-идею (то, что видно, ощущаемо). На основе внеклассных чтений научиться готовить сообщения учащихся о новинках в биологии на последних уроках месяца или темы (уроки открытых мыслей, ролевые и деловые игры, конференции, семинары и др.). Освоить методику написания рефератов по учебнику и дополнительной литературе, а также рациональное поэтапное разрешение проблемного обучения биологии, интенсификацию и оптимизацию процесса обучения.

Вопросы для закрепления темы:

  1. Каковы особенности самостоятельной работы учащихся с книгой (учебником и специальной литературой)?
  2. В чем сущность проблемного и исследовательского подходов к обучению на уроках биологии?
  3. Что такое интенсификация и оптимизация учебно-воспитательного процесса?

100 :: 101 :: 102 :: 103 :: 104 :: 105 :: 106 :: 107 :: Содержание

ТЕМА XV

Система Шаталова и ее использование в преподавании биологии

План

  1. Противоречивость в оценке системы Шаталова.
  2. Содержание и особенности системы Шаталова.
  3. Выводы.

Среди учителей-новаторов значительный интерес среди биологов, географов и химиков вызывает опыт донецкого учителя математики В.Ф. Шаталова. Обусловлено это тем, что многолетний опыт его творческой педагогической работы и разработанная на его основе система высоко оценена у нас не только учеными психологами, педагогами, методистами, но и. что особенно важно, учителями-практиками. Но, как это часто бывает, отношение к этой системе, как и отношение ко всякой новизне вообще, не только неоднозначно, но и даже полярно. В этой связи вокруг системы Шаталова и поныне идет бурная полемика, в процессе которой высказываются самые противоречивые, диаметрально противоположные мнения и оценки. Приведем лишь некоторые из них:

1) Система Шаталова - это репетиторство, основанное на элементарной, не оправдавшей себя временем порочной зубрежке, рассчитанной, как известно, на самых слабых, отстающих школьников. Короче, в ней нет и быть не должно ничего оригинального и нового. Примечательно, что в этой критике есть существенная доля истины, подкрепленной тем, что по системе Шаталова каждую изучаемую тему учащимся необходимо повторять не менее девяти раз вместо 2-3 повторений на обычных уроках.

2) Придерживаясь другой, антиподной точки зрения, сторонники и поклонники этой системы утверждают, что Шаталов ищет подходы, ключ к решению самых острых и больных вопросов современного образования, закладывают основы школы будущего. Его система направлена на гармоническое развитие личности ученика, на формирование у школьников постоянного интереса к учению, обеспечивает прочные, глубокие знания, делает радостным труд учителя и обучение школьников.

Будучи оригинальным организационно-методическим построением, конструкцией учебно-воспитательного процесса, система Шаталова акцентирована на значительную его рационализацию и интенсификацию. Главное преимущество, фундамент этой системы - это ее социальная целенаправленность, в соответствии с которой дети, обучающиеся по этой системе, не испытывают, не знают отвращения к учебе, школе, к коллективным отношениям. Они привычны к систематическому честному труду, товарищеской взаимопомощи, открытой критике и строгой самооценке.

Основное содержание и структуру системы представляет комплекс серии взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимодополняемых звеньев.

Первое звено представлено сочетанием и взаимодействием мер и средств предупреждения одного из радикальных недугов школы -конфликтности во взаимоотношениях учеников, и особенно учителя и ученика. Вот ее элементы:

  1. ученик, заканчивающий свой ответ у доски, обязан терпеливо молчать, пока класс исправляет и дополняет содержание его ответа, т.к. в это время страстным защитником этого ученика становится сам учитель;
  2. ученика, который не сразу начал свой ответ, и класс, и учитель ожидают терпеливо и в полной тишине;
  3. опоздание ученика на урок никто на самом уроке не разбирает и не делает по этому поводу никаких замечаний.

Второе звено представляет собой комплекс методических приемов и форм повторения учебного материала. Это повторение отличается от обычного тем, что никакой учебный материал никогда не повторяется даже дважды одинаково, т.е. в одной и той же форме. По Шаталову, учитель новый учебный год начинает с повторения пройденного в прошлые годы материала. В первые недели и даже месяцы начала учебного года идет фронтальное повторение всего, что было изучено в предшествующие годы. Исследования показали, что новый материал от однократного прочтения, прослушивания лекции, объяснения, беседы или повторения в зависимости от объема, содержания, сложности учебного материала, а также от способностей, трудолюбия и прилежания учащихся (студентов, школьников) усваивается не более, чем на 10-20%. Поэтому традиционное классическое обучение с 3-кратным повторением не в состоянии обеспечить прочные.

конкретные, глубоко осмысленные знания, которые можно успешно применять в жизни, на практике. Для такого усвоения знаний, следовательно, требуется не 2-3 традиционных повторения нового материала, а не менее 7-10 повторений по Шаталову.

Третье звено состоит из серии приемов проведения уроков-практикумов, лабораторных работ, упражнений, решений задач и т.п. Эта часть системы имеет четко выраженную практическую направленность. Она имеет гораздо наибольший удельный вес, чем при обычном традиционном обучении биологии. В результате доминирования практической части высвобождается значительная доля учебного времени благодаря более быстрому и экономному изучению теории крупными блоками. Кстати, этому звену посвящена значительная часть публикаций Шаталова.

Четвертое звено представлено приемами и формами организации учебного самоуправления класса. Школьная практика показала, что даже опытный и высокопрофессиональный учитель не в состоянии достигнуть максимально возможных результатов в учебной деятельности, если он не доверяет ученикам. Шаталов и его последователи Смело доверяют школьникам определенную часть тех знаний, методических действий, которые по традиции раньше для них были запретными: проверка и оценка знаний по несложному, посильному для них учебному материалу, взаимопроверка и взаимооценка письменных работ, вводный этап урока и т.д. Для этого классы целесообразно разделять на звенья самоуправления, в которых звеньевые сами организуют и проводят консультативную помощь ученикам своего звена, отсутствующим на прошлом уроке, или слабо усвоившим учебный материал.

Пятое звено включает комплекс правил и требований к оценке знаний учащихся на основе принципа открытых перспектив. Известно, что низкая оценка обычно остается в журнале даже тогда, когда ученик уже отлично овладел учебным материалом, за который получил ее. Она не подлежит исправлению и к тому же влияет на итоговую отметку. Другими словами, выставленная в журнале учителя и в дневнике школьника двойка - все равно, что бельмо на глазу, удалить которое невозможно. Мало того, отметка в журнале учителя - полутайна для учеников. По системе же Шаталова проверка, оценка и учет знаний вместо журнала проводится при помощи ведомостей открытого учета знаний. Гласность отметок, а значит гласность

отношения ученика к учению - главный принцип. Отметки ниже "5" вносятся в ведомость карандашом, ученик может со временем пересдать этот материал на более высокую оценку. Двойка не ставится вообще, вместо нее в ведомости остается пустая клетка ("дырка"). Ученик может, получив консультацию, изучив материал, сдать его на положительную оценку. Так действует шаталовский принцип открытых перспектив. Ученик может всегда улучшить свою учебу, повысить ее результаты. Эта перспектива открыта ученику на весь год, т.к. отметка, выставленная в итоге второй четверти, является отметкой за обе четверти, в конце третьей - за первую, вторую и третью вместе, а в конце четвертой четверти - за весь год.

Шестое звено включает комплекс приемов и способов использования опорных конспектов, к которым, к сожалению, многие учителя очень часто сводят весь опыт Шаталова, всю его систему обучения. В действительности это самая нижняя ступенька "иерархической лестницы" системы Шаталова. Поэтому освоение опыта и системы Шаталова большинство учителей-практиков начинают с ознакомления с опорными конспектами.

С методико-педагогической точки зрения Шаталовский опорный конспект, или лист опорных сигналов, представляет собой построенное по строгим правилам и принципам наглядное средство обучения, в котором сжато и кратко изображены основные узлы, вехи учебного материала. Элементарной частью (фрагментом) опорного конспекта является опорный сигнал, представляющий собой определенную часть содержания и объема изучаемого учебного материала. Опорные сигналы, будучи элементарными составными опорного конспекта, разрабатываются, подбираются и создаются с учетом принципов, которых насчитывается больше 20. Это наглядность, структурность, асимметричность блоков, разнообразие опорных сигналов, графическая и цветовая дифференциация (красным цветом обозначается основное, самое главное, определяющее; зеленым - менее существенное), практическая направленность, экономичность, запоминаемость к др.

Принципиальная психолого-педагогическая значимость опорных конспектов, как эффективной формы средств наглядности, применяемых в процессе изучения любого учебного предмета и особенно биологии, обусловлена двумя очень важными методическими идеями. Значимость первой идеи заключается и проявляется в том, что каждый ученик, как бы он ни освоил новый учебный материал, все

равно при ответе у доски в процессе проверки и оценки знаний учителем всегда вынужден преодолевать две трудности одновременно:

  • - определять, о чем и в какой последовательности говорить;
  • - выбирать средства передачи содержания, особенно главного смысла ответа.

Вследствие этого ответ нередко получается неуверенным, необоснованным, сбивчивым, неубедительным, слабо аргументированным, короче неудовлетворительным. Применение же опорных конспектов, конечно, при условии, если они выполняются и осмысливаются самим учеником, позволяет без особых затруднений преодолеть обе эти трудности.

Вторая идея ценности опорного конспекта кроется в том, что при традиционной классической методике проведения урока учитель обычно методом объяснения, рассказа преподносит учащимся новый материал, затем, задавая учащимся вопросы, закрепляет его и в конце урока, нередко, что очень плохо, после звонка дает домашнее задание. Таким образом, до проверки и оценки знаний нового материала на следующем уроке ученик успевает не более двух-трех раз соприкоснуться с новым материалом. Школьная практика, специальные исследования показали, что этого совершенно недостаточно. Можно ли увеличить количество соприкосновений (повторений) нового материала так, чтобы не потерять время, которого обычно и так недостает, и не менее важно, чтобы не надоесть ученикам одним и тем же материалом в результате многократного и одинакового его повторения. Благодаря урокам по Шаталову столь существенный недостаток можно устранить так:

1) Первое преподнесение ученикам нового учебного материала учитель осуществляет методом подробного рассказа, лекции или беседы с обязательным применением обычных средств наглядности, т.к. опорного конспекта здесь еще нет. На это затрачивается 25-30 минут.

2) В качестве обобщения, выделения сути содержания нового материала учитель вторично, но теперь в сжатом виде преподносит новый материал уже по опорному плакату (увеличенной копии опорного конспекта). На это учитель затрачивает не более 5-6 минут.

3) После сжатого, краткого объяснения учитель проводит пробный опрос нескольких (2-3) учеников по опорному плакату без оценивания.

4) Раздача учащимся копий опорных конспектов и их краткий разбор.

Домашнее задание предусматривает:

5) Раскрашивание опорного конспекта и параллельное осмысливание его содержания.

6) Чтение нового материала учебника и составление творческого конспекта. Их за период учебы составляется по 7 штук по каждому разделу, а всего по предмету - 28.

7) Запоминание опорного конспекта.

Второй урок - проверка и оценка нового учебного материала.

8) Письменное воспроизведение опорного конспекта в специальных тетрадях или альбомах. В это же время проводятся также тихий и магнитофонный опросы.

9) Завершается изучение блока, включающего учебный материал нескольких (2-3) уроков, устными ответами учащихся у доски по опорному плакату.

Таким образом, содержание материала проходит через сознание ученика не три, а девять раз, причем в разных формах. При этом слабо подготовленных учеников проверять и оценивать следует не сразу, а лишь после того, когда и сам ученик, и учитель уже уверены в положительном ответе.

Так, на двух уроках по системе Шаталова можно проработать материал 3-4 уроков. Для работы по данной системе учителю биологии потребуются наборы опорных конспектов. Пока нет централизованного издания таких наборов, поэтому учителю надо составлять их самому. Но для этого требуется абсолютное знание предмета, профессиональное умение оперативно и правильно не только выделять, но и наглядно представлять главное в содержании темы и каждого урока в отдельности. Наряду с этим у учителя должно быть хорошо развитое воображение и, конечно же, умение хотя бы немного рисовать. ]

Опыт учителей г. Тамбова по использованию системы Шаталова в процессе изучения биологии показывает, что по разделу "Растения" надо подготовить не менее 25 опорных конспектов, "Животные" - 23-24, "Человек и его здоровье" - 25-26, "Общая биология" - 25. Итого на весь предмет должно быть подготовлено не менее 100 опорных конспектов. Заготовленные заранее опорные конспекты выдаются каждому ученику в начале учебного года и наклеиваются в альбом или тетрадь, которая называется "Тетрадь для опорных конспектов".

Составленные 100 опорных конспектов включают все 347 уроков по биологии. Это значит, что каждый составленный опорный конспект включает в среднем 3,5 параграфа (урока).

В опорных конспектах шифруются основные понятия темы, например, условия произрастания, биологические особенности организмов (их отношение к факторам роста, развития - свету, температуре, воде, пище, воздуху), теоретическое и практическое значение изучаемых организмов, размножение, современная технология возделывания. Особо подчеркивается экологическое, природоохранное и природоприумножающее содержание, а также краеведческая направленность.

На втором уроке, акцентирующем внимание учащихся на закрепление нового материала, учащиеся письменно воспроизводят в течение 12-15 минут опорные конспекты. Затем 2-3 "ассистента" (ученика-помощника) собирают и передают учителю раскрытые тетради для опорных конспектов на проверку. Поставленные учителем оценки 2-3 ученика-"учетчика" проставляют в настенную учетную ведомость, вывешенную в кабинете биологии. Для проведения объемной проверки и оценки опорных конспектов учителю целесообразно подключить учащихся старших классов.

В процессе использования опорных конспектов при изучении биологии творчески работающие учителя нередко применяют прием проработки учебного материала "в парах". С этой целью по указанию "ассистентов" учащиеся образуют временные пары. Работающие парами ученики повторяют пройденный учебный материал, обмениваются дополнительными сведениями, результатами обобщения, анализа, контролируя друг друга. Затем учитель вызывает к доске 3-5 учеников и те сообщают лучшие ответы. Все устные ответы оцениваются учителем вслух и "учетчики" заносят эти оценки в настенную ведомость. В итоге урока все учащиеся получают оценки за письменную 15-минутную работу, за воспроизведение опорного конспекта по памяти и еще не менее 6-8 учащихся оцениваются за тихий и магнитофонный ответы и 5-6 учащихся - за устные индивидуальные ответы у доски. На обычных же уроках устно проверяется и оценивается не более 5-6 человек.

Обязательной компонентой задания на дом при использовании системы Шаталова является самостоятельное составление учащимися творческого конспекта по пройденной теме. Обычно в течение учебного года каждый учащийся составляет по 6-7 творческих конспектов по каждому разделу по биологии, а ко всей биологии, следовательно, до 25-28 конспектов.

1. Система Шаталова способствует:

  • - предупреждению конфликтности во взаимоотношениях учителя и учащихся;
  • - более глубокому и осмысленному усвоению учебного материала при более экономном расходовании времени и сил;
  • - экономному расходованию времени при изучении теоретического материала, что позволяет больше выделять времени на повторение пройденного материала, на проведение практических занятий: уроков-практикумов, уроков открытых мыслей, лабораторных работ, решения задач, и т.д.

2. Большинство учителей ошибочно сводит всю систему Шаталова к опорным конспектам, тогда как конспекты не являются главным стержнем, основой его системы. Мало того, они занимают последнюю ступень в его системе.

3. Система Шаталова пока, к сожалению, не получила широкого применения в школьной практике по следующим причинам:

  • - эта система посильна не каждому учителю;
  • - нет готовых фабричных опорных конспектов, а заготовить их многим учителям не под силу.

При изучении данной темы студенты должны усвоить:

1. Знания - система Шаталова, противоречивость ученых и практиков в оценке этой системы. Их причины и обоснованность. Основные звенья системы Шаталова, их взаимосвязанносгь, взаимообусловленность и направленность на создание благоприятного микроклимата в школе, на реализацию основных требований педагогики содружества. Особенность уроков по системе Шаталова.

2. Умения - уроки биологии по системе Шаталова, рациональное и оптимальное сочетание их с традиционными (классическими) уроками. Отработать методику составления опорных конспектов учителю и привить эти умения учащимся. Приучить учащихся умело и эффективно пользоваться опорными конспектами.

Вопросы для закрепления темы:

  1. Каковы сущность и основные звенья системы Шаталова?
  2. Особенности уроков по системе Шаталова.

100 :: 101 :: 102 :: 103 :: 104 :: 105 :: 106 :: 107 :: Содержание

108 :: 109 :: 110 :: 111 :: 112 :: 113 :: 114 :: 115 :: 116 :: 117 :: 118 :: 119 :: 120 :: 121 :: Содержание

ТЕМА XVI

Биологическая экскурсия

План

  1. Значение экскурсий и подготовка к их проведению.
  2. Проведение экскурсий в природу, ботанические сады, музеи.
  3. Экскурсии в сельскохозяйственное производство, НИИ и опытные станции.
  4. Выводы.

Значение экскурсий и подготовка к их проведению

"Преподавание естествознания должно, по возможности, начинаться в саду, лесу, в поле", - призывал А.Я. Гердэ основоположник отечественной методики преподавания биологии, первый написавший учебник по естествознанию в 1785 г., т.е. более 200 лет тому назад. С 1901 г. экскурсии как обязательная форма обучения вводятся в русскую школу. Этот период характеризуется массовой увлеченностью экскурсиями в школе. Для организации экскурсий создаются экскурсионные станции и экскурсионный институт. В 1918 г. было открыто 10 экскурсионных станций в Петрограде и 2 в Москве. Затем такие станции были созданы во многих других городах и были названы юннатскими. Руководителем первой станции юннатов в 1918 г. был учитель биологии Б. В. Всесвятский (1887-1987 гг.). Эта подмосковная станция и явилась родоначальником юннатского движения в стране. Это движение положило начало многим добрым делам учащихся. Так, впервые День леса на станции юннатов им. Тимирязева отмечали в 1923 г., а весной 1927 г. на этой же станции впервые был проведен День птиц. С 1928 г. начал издаваться журнал "Юный натуралист". Широкую популярность получили праздники урожая и цветов, посвященные итогам сельскохозяйственных работ на учебно-опытных участках, на колхозно-совхозных полях. Сейчас таких станций в России около 600, Юннатское движение породило также биологические олимпиады, учебно-производственные бригады (УПБ). Первая в стране биологическая олимпиада прошла в 1951 г. на биофаке МГУ, а первая УПБ была создана в 1954 г. в

Ставропольском крае в школе станицы Григориполисская. Таким образом, с 1901 по 1932 г., т.е. в течение 30 лет основными формами биологической подготовки в школе были три: лабораторные занятия, практические занятия в природе, на учебно-опытном участке в сельскохозяйственном производстве и экскурсии. Урок в то время был второстепенной формой обучения биологии, ибо считался пережитком старой феодальной системы. Но с 1932 г. и по настоящее время основной формой преподавания биологии в школе был узаконен урок, классно-урочная система. Однако классно-урочная система не могла обеспечить ожидаемый прогресс в биологическом обучении учащихся. И это объяснимо, ибо изучение разнообразных, многочисленных и чрезвычайно сложных явлений и познание закономерностей живой природы вне природы, а лишь в классе на уроке по учебнику и картинках, как бы они профессионально не были выполнены, как правило, ограничено, затруднено, неконкретно, формально. Не менее важно и то, что и воспитание нравственное (этическое), эстетическое, трудовое, экологическое, природоохранное и природоприумножающее, наконец, воспитание вообще также не может быть осуществлено только в условиях класса на уроке. В итоге традиционная основополагающая современная классно-урочная система и породила существенные недостатки в биолого-экологической подготовке и воспитании учащихся. Наиболее существенные из них это:

- отрыв биолого-экологической подготовки от жизни, природы, практики;

- формальное, поверхностное воспитание, отсюда - слабый интерес к биологии как к учебному предмету и науке, невысокий творческий потенциал, мыслительный уровень учащихся. Уроки в классе, разумеется, нужны. Но значительно больший удельный вес в преподавании биологии должны иметь лабораторные занятия, практические занятия в природе, живом уголке, на учебно-опытном участке, в сельскохозяйственном и ином производстве и, наконец, экскурсии в природу, сельскохозяйственное производство и т.д. Но, к сожалению, об этом и поныне лишь говорят, к этому призывают, но мало что делают.

Экскурсии имеют познавательное, воспитательное, развивающее, оздоровительное, природоохранное и краеведческое значение.

Познавательное значение экскурсий заключается в следующем:

- они расширяют и углубляют знания учащихся, полученные ими на уроке;

- способствуют образованию реальных конкретных представлений о материальности мира, взаимосвязях и развитии в природе;

- растения изучаются непосредственно и одновременно с условиями их обитания. Рассмотрение растительных организмов в единстве с окружающей средой - вот руководящий принцип, на основе которого должны строиться все биологические экскурсии. Знания, получаемые на экскурсиях, как правило, конкретны и точны, ибо здесь предметы, объекты воспринимаются учащимися такими, какие они есть в действительности;

- на экскурсиях учащиеся приучаются ориентироваться на местности. Таких приемов 11:

  1. по веткам и сучьям, крона с южной стороны дерева обычно гуще, чем с северной стороны;
  2. кора с северной стороны дерева грубее, корявее, поросшая лишайником, мхом;
  3. по годичным кольцам, с северной стороны они уже, тоньше;
  4. по столбам, установленным между кварталами, между малыми цифрами (5/8) - север, между большими (13/18) - юг;
  5. по мусору, который обычно бросают прохожие и проезжие недалеко от опушки. При этом бумага может пролежать в лесу до 2 лет, железная банка- до 100 лет, полиэтиленовая пленка - до 1000 лет;
  6. по муравейнику - с южной стороны он пологий, с северной -крутой;
  7. по расположению муравейника по отношению к дереву. Как правило, располагается с южной наиболее теплой и освещенной стороны;
  8. по компасу;
  9. по берегу реки - высокий и крутой берег, обычно, с северной стороны, пологий - с южной;
  10. по тропинке, которая всегда ведет к селению;
  11. по звериной тропе (кабаньей, волчьей и др.), тут надо уходить в противоположную сторону, чтобы избежать встречи с логовом и его обитателями.

Воспитательное значение:

- На экскурсиях формируются положительные качества человека: чувства коллективизма, дружбы и товарищества. Учащиеся познают друг друга и себя в иной, в отличной от школьной обстановке. Каждый полнее познает себя и товарищей, выявляются пробелы в воспитании и характере. Там довольно быстро становится ясным кто

нытик, паникер, лентяй и себялюб, кто терпелив и заботлив, вынослив, чуток к товарищам.

- Общение с природой, наблюдение за ее жизнью, умение замечать красоту природы, любоваться ею - все это и является существенным и эффективным фактором не только эстетического, но и этического (нравственного) воспитания. На экскурсиях учащиеся нередко испытывают эмоции эстетического характера, радости. Реальное, живое восприятие красоты природы вызывает любовь к родной природе, родному краю (деревне, селу, поселку, городу), к Родине. Вот почему даже самые выдающиеся, гениальные творения человеческого разума (книги, картины, стихи, музыка, скульптуры, строения и т.д.) не всегда могут сравняться с природой по силе и мощи своего воздействия на эмоции, душу и сердце любого человека, ребенка тем более. Не могут остаться безразличными, равнодушными учащиеся к цветущему саду, опушке леса, лугу, покрытом золотом цветущего одуванчика, к лесу, "горящему" осенним золотом, к зреющему золотом ароматному полю хлебов. Многие, очень многие отличные западающие в душу и сердце стихи и песни о природе, цветущих садах, зреющих хлебах - это и есть проявление и следствие их неотразимого, мощного воздействия на душу человека.

Развивающее значение:

- На экскурсиях в природу учащиеся приучаются наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать выводы, фиксировать результаты экскурсии и докладывать о них в классе, на биологических кружках, научных вечерах, олимпиадах и т.д.

- На экскурсиях в природу вырабатываются навыки коллектирования, изготовления гербариев, самостоятельной натуралистической работы, развивается познавательная творческая самостоятельность.

- На экскурсиях в производство учащиеся приобретают трудовые умения и навыки, у них развивается и формируется целеустремленность, терпеливость., выносливость.

Оздоровительное значение:

Сильное оздоровительное значение имеют экскурсии для учащихся больших городов, промышленных центров. Там учащиеся мало двигаются, почти совсем не ходят. Они обленились до такой степени, что по пути в школу будут с завидным терпением ждать на остановке переполненный троллейбус-автобус и 10, и 20, и более минут, но все равно дождутся переполненный троллейбус, с большим

трудом втиснутся в него лишь ради того, чтобы на следующей остановке выскочить - ведь школа-то рядом, в 200-300 м от их дома. Вот почему учащиеся (не только школьники, но и студенты) повально страдают мускульным голодом, адинамией, что и приводит их к физической дистрофии, влечет за собой целый шлейф недугов, серьезных заболеваний, особенно сердечно-сосудистых, респираторных, психических и т.д.

Экологическое, природоохранное и природоприумножающее значение:

- Одной из важнейших проблем биолого-экологической подготовки и воспитания подрастающего поколения в настоящее время является формирование ответственного и бережного отношения человека к природе. Это обусловлено тем, что безответственное, варварское и порой преступное отношение современного человека к природе, вероломное вторжение в нее под известным девизом Мичурина "Мы не можем ждать милостей от природы - взять их у нее наша задача" уже привели природу к бедственному, трагическому состоянию.