Уровни проблемного обучения
Содержание урока
Выводы
Выводы
Выводы
Выводы
Выводы
Выводы
Варианты практических работ
Выводы
- Средства наглядности, применяемые при изучении биологии, характеризуются большим разнообразием.
- Рациональное использование средств наглядности обеспечивает глубокое, прочное, осознанное усвоение биологии.
- Наибольший эффект в процессе преподавания биологии обусловливает сочетание различных (опытов, изобразительных и натуральных) средств наглядности.
- Язык учителя-биолога в отличие от языка учителей других предметов - это язык демонстраций средств наглядности.
При изучении данной темы студенты должны усвоить:
1. Знания - специфику и требования, предъявляемые к демонстрации опытов на уроке биологии. Их доступность и органическая связь с темой (темами) урока. Изобразительные средства наглядности, их разнообразие, специфику и приемы наиболее эффективного их использования. Натуральные объекты, их достоинства и преимущества перед всеми другими средствами наглядности. Причины и факторы, существенно ограничивающие более широкое использование натуральных объектов на уроках.
2. Умения - научиться планировать схемы и вариантность опытов, их доступность при выполнении и, особенно, при демонстрации как средство наглядности на уроках. Умело и разнообразно пользоваться всеми изобразительными средствами наглядности, в том числе техническими средствами обучения (ТСО). Своевременно и правильно заготавливать натуральные объекты. Умело их хранить, максимально используя их в качестве главных средств наглядности на уроках биологии.
Вопросы для закрепления темы.
- Какие требования надо предъявлять к опытам, используемым в качестве средств наглядности на уроках биологии?
- На какие группы делятся изобразительные средства наглядности и каковы условия и приемы их наиболее эффективного использования учителем биологии?
- В чем особые преимущества натуральных объектов, используемых в качестве основных средств наглядности и что сдерживает их наиболее широкое использование при изучении биологии?
30 :: 31 :: 32 :: 33 :: 34 :: 35 :: 36 :: 37 :: 38 :: 39 :: Содержание
40 :: 41 :: 42 :: 43 :: 44 :: 45 :: 46 :: 47 :: 48 :: 49 :: Содержание
ТЕМА VII
Практические методы
План
- Распознавание и определение объектов.
- Наблюдение за объектами, процессами, явлениями с их последующим обобщением и выводами.
- Эксперимент, его подготовка, проведение, анализ и обобщение.
- Выводы.
Практические методы представляют собой сложное сочетание и взаимодействие слова, наглядности и практической работы, организуемое и направляемое учителем, преследующее цель активизировать самостоятельную активность, привить учащимся трудолюбие, любовь к растениям, животным, научить школьников самостоятельно добывать знания.
Еще в ХVIII веке при обучении стали переходить от простой наглядности к элементам созерцания, соединяя, как этого требовал еще Коменский, слух и зрение с деятельностью руки. В естествознании такие приемы преподавания получили название практических занятий. Таким образом, по трем путям шла методическая мысль в области естествознания: от словесного обучения - к наглядному и предметному, от наглядного - к практическому (моторному). Так возник в методике биологии практический (моторный, или двигательный) принцип преподавания. Практические или лабораторные занятия были еще в 1905 г. центром методической мысли биологов. И поэтому внедрение в школьную практику моторного (практического) принципа (метода) обучения было не меньшей, если не большей революцией в учебе, чем введение наглядного (предметного) преподавания взамен словесного и книжного. Особенно сейчас в связи с решением ключевой проблемы обучения - проблемы активизации познавательной самостоятельности учащихся методисты вновь обращаются к практическому исследовательскому методу. Этот метод предусматривает практическую работу как под руководством учителя, так и самостоятельно. Неправильно поступают те учителя, которые предоставляют полную самостоятельность учащимся, особенно средних
(5-6 классов) при проведении практических работ, считая это высшим проявлением их "творческого поиска". Результаты этого предвидел еще Я. А. Коменский. Он писал: "Жесток тот учитель, который, задав учащимся работу, не объяснит им в достаточной степени, в чем дело, и не показывает, как работа должна быть выполнена, а еще менее помогает им при попытках, но заставляет их самих потеть и мучиться и неистовствует, когда они делают что-нибудь не так, как следует. Что же это такое, как не пытка юношества?".
Поэтому не следует никогда забывать, что развитие самостоятельности идет постепенно. Например, в начале курса ботаники практические работы проводятся фронтально и по команде учителя. В конце же курса ботаники и в последующих курсах биологии (зоологии, физиологии, общей биологии) учащиеся работают все с большей степенью самостоятельности (группами, парами, индивидуально с разными вариантами и не по команде, а по книге, инструкции на доске, листке, тетради и т.д.; табл. 6, 7).
К видам практических методов относятся:
- работы по распознаванию и определению природных объектов;
- наблюдение с последующей регистрацией явления;
- проведение эксперимента (решение вопроса опытом).
На вопрос, проблему, задачу, поставленные перед началом практической работы, учащиеся должны ответить ее результатами.
Распознавание и определение
как виды практических методов наиболее распространены в преподавании биологии. Распознавать - различать растения, животных или их части - это начальный этап практической работы анатомо-морфологического характера. Умение распознавать (различать, отличать, устанавливать) объект при сравнениях развивается затем в умение определять. Распознавание, например, растений, осуществляется в процессе экскурсии и носит поверхностный визуальный, скорее интуитивный характер, а определение - это камеральная обработка в кабинете, лаборатории, в процессе которой производится взвешивание, замеры, анализы, подсчет и прочие работы. Работы по распознаванию и определению растений и животных могут выполняться учащимися как домашние задания
Первый вариант | Второй вариант | Третий вариант | Четвертый вариант | |
Проверочные работы | фронтально | группами | парами | индивидуально |
Работы | одинаковые | разные | одинаковые | разные |
Материал | одинаковый | разный | одинаковый | разный |
Выполнение | по команде учителя | по заданиям на доске | по заданиям на местах | по книге |
Фиксация результатов | словесный ответ | монтировка материала | запись в таблице | зарисовка с подписями |
Очень важно, чтобы учащиеся, распознавая растения, животных, умели их располагать в порядке усложнения в процессе эволюции, группировали, классифицировали. Различая отдельные часта, органы растений и животных, учащиеся подходят к пониманию организма в целом.
Учащиеся, конечно, не смогут научиться самостоятельно определять растения в течение одного занятая. Необходимо приучать их к определению растений в течение всего курса ботаники. Пусть эти определения будут самыми простыми, в виде сравнения органов 2-4 растений, но уже они научат в известной мере различать признаки растений.
Наблюдения за объектами, процессами, явлениями с их последующим обобщением и выводами
Это целенаправленное, непосредственное, чувственное восприятие предметов и явлений природы в естественных условиях, без вмешательства в ход явлений или воспроизведение его в лабораторных условиях. Наблюдение учащихся при наглядном методе существенно отличается от наблюдения как вида практического метода. В первом случае учащиеся наблюдают, не работая, демонстрируемые учителем опиты, таблицы и т.д.; во втором случае, наблюдая, проводят самостоятельную работу: измеряют, вычисляют, делают гербарии и т.д. Такое наблюдение, также как определение и эксперимент, может быть проведено на уроке, дома, на экскурсии, на школьном учебно-опытном участке. Оно выполняется учащимися по устному или письменному заданию.
Наблюдения по срокам их выполнения разделяются на 2 группы: кратковременные и длительные. Кратковременные полностью включаются в урок и выполняются с раздаточным материалом. Длительные наблюдения проводятся в природе или на пришкольном участке и посвящены они бывают фенологическим и другим вопросам (например, наблюдение за появлением и развитием проростка из семени -редис через 1-2 дня, лук - 1-2 недели, морковь - 3-4 недели и т.д. Или наблюдение за тургором листьев утром и днем. И.П. Павлов писал: "Наблюдение собирает то, что предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет".
Даже маленькие дети с интересом всматриваются в незнакомые предметы, стараются их охватить, ощупать, испробовать на вкус (кузнечики, солдатики, муравьи, всякие ягоды), что нередко приводит к отравлениям, например, беленой, дурманом и т.д. Они постоянно делают множество проб: бросают предметы, стучат ими, смотрят как они падают, катятся, ломают свои игрушки, чтобы посмотреть, что там внутри, каковы они на прочность (пример с двумя школьниками в Ленинграде, крошивших ящики у остановки. Оказывается, они проверяли их на прочность).
Никакие средства наглядности: ни коллекция, ни учебная таблица, ни экран не в состоянии заменить наблюдения за растениями и животными в природе.
Эти примитивные опыты и наблюдения, которые взрослые часто считают шалостями, имеют в основе инстинктивное стремление осмыслить окружающий мир, получить о нем представление, что называется, из первых рук. Словом, дети являются как бы прирожденными исследователями-наблюдателями-экспериментаторами.
Для того, чтобы наблюдения приносили ожидаемый эффект, следует учитывать следующее:
1) Нельзя наблюдать вообще. Наблюдение должно быть конкретным и целенаправленным. Нельзя, например, предложить учащимся наблюдать весеннюю флору вообще. В такой форме задача неопределенна, а потому и ожидаемых результатов она не даст. И совсем иной результат даст конкретное задание: выяснить время цветения конкретных растений, например, черемухи, яблони. Вопросы: Какие песни о садах цветущих вы знаете? Какие культуры надо сеять или сажать во время цветения черемухи? Какова погода во время цветения садов? и т.д.
2) Полнее оценивать наблюдаемое явление, отличать существенное от несущественного. С этой целью важно делать зарисовки, ибо рисунок сразу покажет, что заметил ученик, что пропустил, насколько оценил самое существенное.
3) Важную роль при наблюдении играет сосредоточенное внимание. Поэтому очень важно развивать у учащихся эту способность. С этой точки зрения биология не имеет себе равных предметов.
4) При выборе объектов для наблюдения учитывать возраст детей. Детям младшего возраста надо предлагать явления несложные и быстротечные (как прыгает кузнечик, ползает муравей, солдатик, божья коровка, летает бабочка, как растворяется кусковой и песковой сахар в воде, как растворяется кусковой сахар в стакане с водой при помешивании чайной ложкой и без помешивания и т.д.), ибо младшие дети еще не могут без утомления надолго сосредоточивать свои мысли на одном и том же предмете. Но по мере взросления учащихся можно дойти до трудных и продолжительных, даже многодневных наблюдений.
5) Каждый ребенок должен тщательно проследить все развитие нескольких, хотя бы самых простых (однолетних) растений с момента их произрастания до самой смерти, и уже один этот труд принесет ему несравненно больше пользы, чем знание отличительных признаков целой сотни семейств (кстати, к этому же призывал и Мичурин). Пристально проследив жизнь растения или животного, ребенок начинает понимать ее и потому привязывается к предмету своего изучения, и это теплое чувство постепенно переходит на всю природу, на все живое. Такие дети потом ломать, уничтожать растения не будут. Кстати, животноводы более доброжелательны и человечны именно потому, что постоянно общаются с животными (коровами, свиньями и др.).
Эксперимент, его подготовка, проведение, анализ и обобщение
А.Я. Герд считал, что при обучении биологии "нет лучшего средства возбудить интерес и развить в детях и наблюдательность, и самостоятельность, как поставить их в положение маленьких самостоятельных естествоиспытателей".
Эксперимент проводится в искусственно созданных условиях, причем из сложного комплекса многообразных естественных влияний на организм отбирается и выясняется лишь воздействие
отдельных, изолированных факторов (опыт: 1) проращивание семян при 20°С; 2) проращивание семян пшеницы в холодильнике. В этом опыте исследуется только один фактор - температура).
Эксперимент может быть кратковременным и длительным. Кратковременные можно ставить в классе (роль приседаний на пульс, на этот опыт потребуется не более 5-10 минут, или растворение соли-сахара в теплой и холодной воде и т.д.). Длительные опыты чаще ставят старшеклассники по общей биологии на пришкольных участках. Например., опыт: влияние орошения на картофель. 1. Выращивание без полива - контроль бутонизации. 2, Выращивание с поливом при бутонизации картофеля. 3. Полив при цветении.
Для опытов на пришкольном участке надо подбирать культуры, не съедобные в сыром виде (свекла, картофель), что обеспечивает сохранность до завершения опыта. Во время опыта проводятся точные наблюдения с измерениями. Опытническая работа приучает учащихся к дисциплине, организованности, культуре, аккуратности, развивает любовь к труду, земле, растениям, воспитывает бережное отношение к природе, углубляет и расширяет теоретические знания, полученные на уроках, увязывает теорию с практикой. К проведению эксперимента, как и к другим практическим методам, приучать школьников надо постепенно, начиная с постановки самых простейших быстротечных опытов в 6 классе и заканчивая более сложными и длительными у старшеклассников.
Особенности наблюдений при экспериментировании:
1) В природе мы наблюдаем то, что она дает нам. В опыте же наблюдаем то, что для нас наиболее важно и нужно и поэтому в опыте мы так комбинируем условия наблюдения, чтобы исследуемое явление (фактор) выделялся более ярко и отчетливо.
2) Именно опыт дает возможность выяснить изучаемый фактор (явление). В этом отношении простое наблюдение в большинстве случаев недостаточно. Только опытным путем, а не простым наблюдением удается выяснить, какие именно факторы являются существенными и какие нет.
3) Опыты должны быть просты, доступны, маловариантны, не громоздки.
Примеры. Опыт: передвижение в стебле раствора минеральных солей. Отрезанная ветка дерева (кустарника) ставится нижним концом в банку с водой, подкрашенной чернилами. Через 3-4 дня ветка
вынимается из банки и затем разрезается в нескольких местах. На разрезах ветки обнаруживается, что окрасилась в ней только древесина, кора же и сердцевина остались неокрашенными. Такова техника опыта. Но методика его может быть двоякой: иллюстративной и исследовательской. В первом случае учитель до опыта сообщает учащимся, что растворы минеральных солей передвигаются в стебле по древесине, а затем он демонстрирует им указанный опыт или дает им проделать самим. Это иллюстративный подход (метод). Во втором случае перед учащимися ставится вопрос: каким путем передвигается в стебле вода с раствором -минеральных веществ? В связи с этим учащиеся высказывают свои предположения (гипотезы) и может быть даже предлагают способы проверки их. Лишь после этого демонстрируется преподавателем или проделывается самими учащимися опыт. На основании опыта они приходят к выводу, что растворы минеральных веществ передвигаются по древесине. Таким образом, здесь источником знания является опыт. Он отвечает на поставленный вопрос. Это и есть исследовательский подход (метод). Разумеется, здесь исследование понимается в учебном смысле. Следовательно, все группы методов: словесные, наглядные и практические можно использовать пассивно (иллюстративно) и активно (исследовательски). Другими словами, практическая работа учащихся может строится дедуктивно, когда уже известное (или сообщенное учителем) положение подтверждается фактами (опытом, наблюдением, определением) - это иллюстративный метод. Или индуктивно, когда на основе проделанного опыта, наблюдения, делается вывод -это исследовательский метод. Распознавание растений или животных, как правило, строится дедуктивно, эксперимент, определение и наблюдение могут быть индуктивными и дедуктивными.
Этапы практической работы:
- Постановка вопроса, обусловливающего цель работы.
- Инструктаж технический и организационный.
- Выполнение работы (определение, наблюдение, постановка опыта).
- Фиксация результатов (проводится одновременно с выполнением работы).
- Выводы, отвечающие на поставленный вопрос.
- Отчет или сообщение о своей работе на уроке, конференции, олимпиаде.
1. Существующие три группы методов (словесные, наглядные, практические) можно реализовать двояко: пассивным (иллюстративным) и активным (исследовательским) путем (методом). Поэтому каждую из трех групп методов можно обозначить двояко:
- Словесно-иллюстративный и словесно-исследовательский.
- Наглядно-иллюстративный и наглядно-исследовательский.
- Практически-иллюстративный и практически-исследовательский.
2. Исследовательскому подходу (методу) сейчас опять стали уделять первостепенное внимание, ибо он обусловливает самостоятельное добывание знаний, развивает логическое мышление, активизирует познавательную самостоятельность.
3. На одном уроке чаще всего используют несколько методов, из них один ведущий, остальные - дополнительные.
4. Методы подбираются к уроку с учетом его содержания, возраста детей, характера и степени оборудования, поставленных задач.
5. Методы преподавания биологии в школе знакомят учащихся с зачатками методики научных исследований.
При изучении данной темы учащиеся должны усвоить:
1. Знания - распознавание и определение объектов флоры и фауны. Их специфика, сходство и различие, доступность широкого использования при изучении биологии. Наблюдение за объектами, процессами, явлениями с их последующим обобщением и выводами. Требования и условия, соблюдаемые с целью получения наиболее эффективных результатов наблюдений. Эксперимент, его подготовка, проведение и выводы. Остальные методические условия и требования, предъявляемые к школьному эксперименту.
2. Умения - научиться быстро и безошибочно, интуитивно, визуально или на слух распознавать (различать, угадывать) изучаемые объекты животного и растительного мира. Методически правильно, с соблюдением всех мер безопасности проверить обработку изучаемых объектов с целью их комплексного определения (изучения). Выработать целеустремленность, терпение, выдержку и объективность при наблюдении за объектами, процессами и их последующей оценке. Освоить методику исследования, закладки, проведения, завершения, обобщения и выводов школьного экспериментирования.
Вопросы для закрепления темы:
- В чем сходство и различие между распознаванием и определением флоры и фауны?
- Какие условия и требования надо предъявлять к методике проведения наблюдения?
- В чем особенности школьного экспериментирования и его отличие от научно-исследовательского эксперимента?
40 :: 41 :: 42 :: 43 :: 44 :: 45 :: 46 :: 47 :: 48 :: 49 :: Содержание
49 :: 50 :: 51 :: 52 :: 53 :: Содержание
ТЕМА VIII
Формы организации преподавания биологии
План
- Формы организации преподавания биологии.
- Урок - основная форма обучения.
- Выводы.
Формы организации учебного процесса
Понятие о формах нередко смешивают с понятиями о методах, называя, например, экскурсию экскурсионным методом". Это неправильно, ибо форма преподавания - это организация учебного процесса, а метод - это способ передачи знаний учащимся. Кстати, преподавание биологии в отличие от других предметов осуществляется не одной-двумя формами, а целым комплексом или системой форм. В эту систему форм преподавания входят (см. таблицу 8) урок, экскурсии, домашние работы, внеурочные работы, внеклассные занятия, общественно-полезный труд. Всего 6 форм. Из них урок, экскурсии, домашние и внеурочные работы являются обязательными формами обучения для всех учащихся, а внеклассные занятия: и общественно полезный труд - добровольными (необязательными) и для учителей, и для учащихся.
Урок проводится обычно в классе, но его можно провести и на пришкольном участке (темы: "Подготовка почвы и посев" или "Способы вегетативного размножения садовых растений" с проведением
тренировки перед окулировкой - рассказать по таблице "Окулировка", показать окулировочный нож, прививочную ленту, черенок). Урок также можно провести и в саду (темы "Уход за садом", "Сорта садовых", "Обрезка яблони" и т.д.), и в теплице (темы "Пикировка капусты, помидоров", "Выращивание рассады"), и на овощном участке (тема "Посадка или посев овощных"), и в поле (тема "Фазы развития злаков" и др. по таблице 4 "Фазы развития"), и на лугу ("Флора родного края"), и в лесу ("Флора и фауна леса"), и в музеях ("Животные Тамбовщины"), и в ботанических садах, учхозах, НИИ, опытных станциях.
Домашние работы выполняются дома, внеурочные - в кабинете, живом уголке, природе, сельском хозяйстве, внеклассные занятия - всюду.
Формы обучения не автономны, а тесно взаимосвязаны. Связь между ними прямая и обратная. Ее наглядно и четко можно проследить при изучении ботанической темы "Семя" (см. таблицы 8 и 9).
Из таблицы 9 видно, что на уроке практическим методом проводится распознавание и определение злаковых по семенам, проросткам, посевные качества определяются (изучаются) на внеурочных работах (вторая тема), условия прорастания (третья тема) в процессе домашних работ. Четвертая тема-изучение - на экскурсии. Пятая -уход за посевами в процессе общественно-полезной работы. И, наконец, 6-я тема (сбор коллекции злаков) - на внеклассных работах. Короче, на пришкольном участке проводят опыты по выяснению лучших сроков (ранние, средние, поздние) и способов (рядовой, узкорядный, перекрестный и т.д.). А в процессе общественно-полезной работы учащиеся принимают участие в уборке урожая (подвозят обед, воду, работают помощниками комбайнеров).
Итак, при изучении биологии невозможно, пользуясь какой-то одной формой организации учебно-воспитательного процесса, дать учащимся прочные осознанные знания. Эту проблему может решить лишь рациональное сочетание и взаимосвязь разных форм обучения. При этом в каждом конкретном случае в зависимости от особенностей изучаемой темы и психологии детей будет определяться и ведущая форма обучения (например, урок) и вспомогательные формы (например, домашние занятия, внеклассные) и наоборот.
Таблица 8
Таблица 9
Тема занятия | Форма занятия | Основные методы обучения |
1. Морфология семян и проростков | Урок | Наблюдение, распознавание, определение - практические методы |
2. Посевные качества семян (чист., всхож. , посев, годность, н.в.) | Внеурочные работы в живом уголке, кабинете | Наблюдение, распознавание, определение - практические методы |
3. Условия прорастания семян | Домашние работы | Опытничество, наблюдение, определение - практические методы |
4. Изучение посевов (густота, фаза, виды на урожай и т.д.) | Экскурсия | Наблюдение, распознавание, определение - практические методы |
5. Уход за посевами | Общественно-полезная работа | Практические методы |
6. Сбор коллекции злаков | Внеклассные работы | Наблюдение, распознавание, определение - практические методы |
Урок - основная форма обучения
В русской педагогике теорию урока разработал К.Д. Ушинский. Классно-урочная система обучения была впервые введена Я.А. Коменским, написавшим работы "Великая дидактика", "Мир в картинках". В России классно-урочная система применялась уже М.В. Ломоносовым. При обучении естествознанию урок не всегда был ведущей и основной формой обучения. Так, с 1901 г. по 1932 г. основной формой обучения по биологии в России была экскурсия. Урок же в это время считался пережитком феодализма. Использование экскурсии в качестве главной формы обучения в то время объяснялось еще и тем, что для классно-урочного обучения в то время не было подходящей материальной базы и прежде всего помещений (классов). Как основная форма учебы урок был узаконен в 1932 г.
Урок - это узаконенная основная форма учебно-воспитательной работы учителя с классом - постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом детей - по государственной программе, учебнику, твердому расписанию и в школьном помещении. Это определение урока - социальное, государственное. Но есть и определения частные, неофициальные. Так, по Н.М. Верзилину "урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все остальные формы учебных занятий". По М.И. Махмутову "урок - основная форма движения обучения, определяемая содержанием, принципами и методами обучения, планируемая и регулируемая учителем в определенных пространственно-временных границах и осуществляемая совокупным субъектом - учителем и учащимися". По В.Ф. Шаталову "урок - это театр своего актера. А владеть актерским мастерством учителю надо в совершенстве. И выразительность речи, интонация, и сила голоса, и жесты, и пластика, и паузы, и взгляд, и мгновенность реакции, и импровизация - все имеет значение, подчеркивая неослабевающий интерес к уроку от первой минуты до финала. Без поучений, унылых назиданий, жестом, взглядом учитель может владеть классом, выразить свое отношение к происходящему, поведению или поступку ученика. Этот эмоциональный фон очеловечивает урок, усилив и обучающий, и воспитательный эффект".
Это определение урока Шаталовым указывает на то, что подготовить урок и особенно провести его учителю несравненно сложнее и труднее, чем артистам сыграть свои роли в кино или театре. Здесь
разница в том, что кино или спектакль готовятся и представляются не одним человеком - исполнителем готовых ролей, а громадным коллективом: писателем, драматургом, сценаристом, режиссером, операторами, ассистентами, декораторами, костюмерами, гримерами и, наконец, исполнителями подготовленных ролей, т.е. артистами или актерами. Учитель же сам, в едином лице обязан подготовить и исполнить указанные роли (функции). Кроме того, учитель еще обязан следить и за дисциплиной,
1. Глубокое изучение биологии в школе возможно путем использования целой системы (комплекса) различных форм организации обучения. Из них главной формой является урок.
2. Между уроком и другими формами преподавания биологии существует тесная взаимосвязь.
3. Важнейшей проблемой обучения биологии на современном этапе является комплексное и кардинальное совершенствование урока, которое может быть успешно реализовано путем системы мер: укрепление материальной базы школы, разработка новых программ и учебников, дифференцированная подготовка учительских кадров, создание разнообразных школ и классов выравнивания учащихся в зависимости от их умственных способностей и т.д.
При изучении данной темы студенты должны усвоить:
1. Знания - система форм учебно-воспитательного процесса. Урок - основная форма обучения и воспитания. Внеклассные, внеурочные, внешкольные формы обучения и воспитания. Комплексный подход в решении форм учебно-воспитательного процесса, их взаимосвязь, обязательность и место проведения.
2. Умения - построить модель современного урока биологии, организовать внеурочную, внеклассную и внешкольную работу учащихся по предметам, осуществлять взаимосвязь всех форм организации учебно-воспитательного процесса. Пути совершенствования: современного урока.
Вопросы для закрепления темы:
- Какова роль, значение и место разных форм обучения?
- Чем обусловлена взаимосвязь разных форм обучения?
- Каковы пути совершенствования современного урока?
49 :: 50 :: 51 :: 52 :: 53 :: Содержание
54 :: 55 :: 56 :: 57 :: 58 :: 59 :: 60 :: Содержание
ТЕМА IX
Современный урок биологии
План
- Требования, предъявляемые к уроку биологии.
- Выводы.
Требования, предъявляемые к уроку биологии
Требования, предъявляемые к уроку биологии, можно условно разделить на 4 группы:
- Организационно-мотивационные.
- Общедидактические.
- Методические.
- Технические.
Организационно-мотивационные
1) Урок должен быть идейным, научным, целенаправленным, познавательным, развивающим, воспитывающим, побуждающе-мотивационным;
2) Урок должен активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, направленную на добывание знаний.
Приемы активизации познавательной самостоятельности:
- - решение упражнений, задач, примеров (биологических, генетических, сельскохозяйственных и др.);
- - самостоятельная проработка текста (параграфа) с выпиской в тетрадь незнакомых и малопонятных слов, терминов, понятий, словосочетаний;
- - письменное определение главного содержания в тексте путем ответов на вопросы, имеющиеся в конце текста или данные учителем;
- - написание плана, тезисов, конспекта по тексту урока;
- - сделать зарисовки по тексту урока;
- - описать имеющиеся в тексте рисунки;
- - установить связи: теории с практикой, связи внутри- и межпредметные;
- - подключать (учитывать) личный опыт учащихся;
- - анализ (устный или письменный) средств наглядности;
- - внеклассные чтения и написание рефератов с последующей их защитой.
3) Активная работа с учебником и ТСО, широкое применение исследовательского подхода, проблемных ситуаций.
4) Школьники на уроке должны не только учиться, но и учить других, т.е. быть и учениками, и учителями. Это мощный стимул к учебе, эффективный прием профориентации.
5) Способствовать развитию и формированию гармонически развитой личности физически, умственно, нравственно., экологически, этически, эстетически, ориентировать их в выборе профессии. Кстати, у учителя биологии больше возможностей, чем у других учителей и в том числе у учителей физкультуры и врачей, укреплять здоровье школьников (экскурсии в природу; разъяснять пагубность вредных привычек - курения, алкоголя, наркотиков, пользу свежего воздуха, физкультуры. При этом учитель сам должен быть примером: не пить, не курить, со спортом дружить и т.д.
6) Обеспечить индивидуальный подход и дифференцированное обучение школьников (особо одаренные - 3%, совсем неспособные -3%, весьма способные - 20 %, с замедленным развитием - 20%, ординарные - 55 %), всегда помня о выявлении талантов и способствуя их развитию и становлению. Это чрезвычайно важно! В этой связи в школе внедрено 3 этапа обучения, создаются разные типы школ, в вузах предполагается четырехлетняя трехуровневая подготовка учителей и других специалистов. Внутри школы создаются классы выравнивания: слабые, средние, сильные.
7) Способствовать развитию и формированию материалистического мировоззрения, воспитывать любовь к природе, наблюдательность, находчивость.
8) Преобладающую часть учебного материала (80-90%) учащиеся должны прорабатывать и усваивать на уроке.
9) Диалог на уроке должен преобладать над монологом, т.к. он обеспечивает тесную и двустороннюю связь учебной деятельности учителя и учащихся, обусловливает проблемный творческий характер, активизирует мыслительную деятельность.
10) Способствовать развитию и укреплению внутри- и межпредметных связей, а также связей теории с практикой.
11) Урок должен быть оснащен различными средствами наглядности и особенно ТСО.
12) Обеспечить наиболее эффективное (оптимальное) сочетание всех компонентов структуры урока (цели, задачи, содержание методов, средств наглядности и т.д.). Другими словами, урок должен быть целенаправленным, содержательным, методически выдержанным, наглядным и т.д.
13) Способствовать развитию эмоционально-волевых качеств личности: чувство товарищества, коллективизм, тактичность, взаимоуважение, самостоятельность, самокритичность, самодисциплинированность, целеустремленность, трудолюбие, способность преодолевать трудности, усидчивость, внимательность, наблюдательность, умение выявлять главное, терпеливость и, наконец, чувство меры во всем, как главный критерий воспитанности и культуры,
14) Лабораторные и практические работы должны включать элементы творческого поиска.
Общедидактические
1) Подготовке к урокам должно предшествовать целенаправленное и непрерывное самообразование учителя, начиная со студенческой скамьи и всю жизнь, иметь свою библиотеку.
2) Подготовку к каждому конкретному уроку надо начинать с определения его роли и места в системе работы над учебной темой (вводные, основные, заключительные).
3) К каждому уроку предусматривается ряд четко сформированных и реально выполнимых образовательных, воспитательных развивающих, побуждающе-мотавационных задач. Эти 4 задачи должны решаться не последовательно друг за другом, а параллельно, комплексно, во взаимосвязи и подчинением ей всех остальных задач. Их эффективному решению способствует мотивация (заинтересованность) обучения школьников.
4) Содержание учебного материала необходимо отбирать в строгом соответствии с программой и задачами урока. При этом учитывают дидактические (идейность, научность, доступность, последовательность, систематичность, связь теории с практикой, связи межпредметные) и методические принципы (экологический, эволюционный,
краеведческий, типичность, целостность). Отобранный дополнительный материал необходимо подвергнуть самой тщательной, скрупулезной педагогической обработке, в результате чего в материале выделяют главное и после чего устанавливают внутри- и межпредметные связи. Вводимые научные понятия должны подкрепляться конкретным фактическим материалом и получать дальнейшее развитие и применение.
5) Ведущими факторами, определяющими выбор методов и средств обучения (программа, учебник, дополнительная литература, наглядные пособия, особенно ТСО) являются: главная цель и задачи, посредством которых поставленная цель достигается, содержание учебного материала и дидактические принципы (наглядность обучения, сознательность и творческая активность учащихся, сочетание и комплексное использование методов и средств обучения). Для современного урока характерна активная работа с учебником и ТСО, широкое применение самостоятельных работ и исследовательского подхода. Все, что ученики могут, они должны делать самостоятельно.
6) Определение структуры урока необходимо проводить в зависимости от цели и задач, содержания и методов, характеру и степени подготовленности учащихся. При этом учитывают дидактические принципы (прочность результатов обучения, оперативный контроль за ходом усвоения знаний и умений, коллективный характер обучения и учет индивидуальных особенностей учащихся). Организация учебного процесса должна способствовать усвоению на уроке основной части учебного материала всеми учащимися.
7) При разработке урока необходимо прогнозировать его результаты, чтобы иметь возможность заранее принять меры к повышению эффективности обучения.
8) Подготовку к уроку необходимо завершать составлением четко продуманного поурочного плана-конспекта и приведением в готовность средств обучения (программа, учебник, дополнительная литература, наглядные пособия, оборудование, ТСО, возможность зашторивания окон, показа кино, слайдов, опытов).
Методические требования
1) Изучение определенной группы растений и животных следует проводить по схеме "от единичного - через особенное - ко всеобщему". Это значит, что начинать надо с подробного изучения наиболее типичного и широко распространенного в данной местности
представителя. Затем путем сравнения выясняют самые характерные особенности других представителей этой группы и переходят к составлению общей характеристики.
2) При изучении любого живого организма выявляют характер его приспособления к условиям окружающей среды, показывают, что организм и среда влияют друг на друга.
3) Изучение любого органа проводить надо во взаимосвязи с выполняемой им функцией. При этом морфологический и анатомический материал помогает формированию физиологических, экологических и эволюционных понятий.
4) Рассматривая организмы (системы) по частям, необходимо постоянно обращать внимание учащихся на то, что это целостные системы, где отдельные части взаимно связаны и влияют друг на друга. Так, корни поставляют минеральные вещества, листья - органические вещества.
5) Идея эволюции - основной стержень школьной биологии. Путем сравнения надо постоянно показывать усложнение строения и функционирования организмов (при восходящем порядке их изучения).
6) Необходимо постоянно обращать внимание учащихся на чрезвычайную роль биологических знаний в разных сферах производственной и общественной деятельности, на перспективы рационального использования и умножения богатств природы (генная инженерия, искусственный мутагенез, полиплоидия, гетерозис и т.д.).
7) Необходимо постоянно подчеркивать, что в природе нет ни полезных, ни вредных организмов. Их польза или вред проявляются только в хозяйственной деятельности человека и в большинстве случаев носят относительный характер (хищники и вредны для отдельных животных, и полезны как санитары для всей популяции, вида, т.к. они уничтожают самых слабых, менее приспособленных; сельскохозяйственные вредители ущербны для сельскохозяйственных растений, но полезны как пища).
Но одного знания методических требований недостаточно для успешного проведения урока. Необходимо еще и умение применять эти требования в различных конкретных ситуациях, т.е. знания воплотить в жизнь, практику.
Требования к технике проведения урока
- Урок должен быть эмоциональным, воспитывать потребность в знаниях.
- Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными.
- Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, педагогический такт (недопустимы прямые и косвенные оскорбления учащихся).
- Создать атмосферу доброжелательности и активного творческого труда.
- Менять по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения.
- Управлять учебным процессом на уроке. Большую часть урока учащиеся должны работать активно.
- Обеспечить на уроке охрану здоровья учащихся (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения).
- Обеспечить систематический и разнообразный контроль и учет знаний учащихся.
- Связывать данный урок с предыдущими и последующими уроками.
1. Требования к уроку биологии многочисленны, разнообразны и взаимосвязаны. По своему характеру они условно делятся на 4 группы: организационно-мотивационные, общедидактические, методические, технические.
2. На одном уроке все требования одновременно не могут быть реализованы. Они реализуются в системе уроков.
3. Четко продуманная реализация указанных требований на уроках является обязательным условием организованного и качественного их проведения.
При изучении данной темы студенты должны усвоить:
1. Знания - комплекс требований, предъявляемых к современному уроку биологии. Их разнообразие, специфика, дифференциация на 4 основных группы: организационно-мотивационные, общедидактические, методические, технические. Приоритетность требований по приданию уроку учебно-воспитательной и развивающей
значимости, по активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, по конкретизации комплекса приемов познавательной самостоятельности, по обеспечению индивидуального подхода и дифференцированного обучения школьников.
2. Умения - постоянно и системно, из урока в урок, стремиться реализовать наиболее существенные требования, при этом обязательно учитывая цели, задачи и тип урока, а также возраст и подготовленность учащихся. Рационально и оптимально, в зависимости от вышеуказанного, конкретных условий каждого отдельно взятого урока или блока уроков, сочетать и реализовать основные требования, не подменяя их второстепенными, сопутствующими.
Вопросы для закрепления темы
- По каким принципам систематизируются основные требования к современному уроку?
- Что необходимо учитывать для наиболее эффективной реализации требований к отдельно взятому уроку?
- Есть ли возможность и необходимость все предъявляемые требования реализовать на каждом уроке?
54 :: 55 :: 56 :: 57 :: 58 :: 59 :: 60 :: Содержание
60 :: 61 :: 62 :: 63 :: 64 :: 65 :: 66 :: 67 :: Содержание
ТЕМА Х
Современный урок биологии
План
- Классификация уроков.
- Структура уроков.
- Выводы.
Классификация уроков
Имеется ряд различных, весьма произвольных классификаций уроков. В одних случаях уроки классифицируются по цели и месту уроков в теме, в других - по методам, в третьих - по форме передачи и усвоения знаний, в четвертых - по содержанию и т.д. Рассмотрим эти классификации по порядку:
1) Классификации по дидактическим задачам и месту урока в теме (по Н.М. Верзилину) подразделяют уроки на вводные, обучающие (формирующие новые знания) и заключительные (обобщающие, Зачетно-проверяющие). Это основная классификация.
Дидактические задачи уроков. Вводным уроком начинается изучение темы, раздела, предмета. На обучающих, уроках в основном изучается новый материал. На заключительном уроке завершается изучение темы, раздела, предмета.
Удельный вес этих уроков в теме, разделе, предмете различный. Вводные уроки целиком присущи большим темам (например, тема "Лист" - 10-12 уроков), всем разделам и, конечно же, дисциплине-предмету (биология). Для небольших тем (не более 5-6 уроков., тема "Строение клетки") отдельных вводных уроков не проводя. Здесь первый урок темы скорее является не вводным, а комбинированным, сочетающим в себе элементы вводной и обучающей части структуры урока. Также обстоит дело и с заключительными уроками, они в зависимости от объема могут быть и целиком заключительными (в больших темах), и комбинированными, т.е. обучающе-заключительными. Обучающие уроки являются основой любой темы и раздела. Поэтому на их долю приходится преобладающая часть (80% и более) материала и времени. Так, из 10-12 уроков темы лишь по одному уроку являются вводным и заключительным, а остальные 8-10 обучающими.
Дидактические задачи уроков (продолжение). На обучающих уроках решается несколько дидактических задач, но преобладает изучение нового материала, в основе которого лежит развитие биологических понятий. В последнее время при изучении нового материала (обучающий урок) все большее распространение получает проблемный урок, который начинается с постановки проблемы, с создания проблемной ситуации. Например, учитель перед проведением урока по типу лабораторных занятий на тему "Питание растений" ставит перед учащимися вопрос: "По каким тканям передвигаются снизу вверх от корней к листьям растворы минеральных питательных веществ, а растворы органических веществ из листьев к корневой системе?". Таким путем создана проблемная ситуация, разрешить которую, т.е. ответить на поставленный вопрос, учащиеся должны самостоятельно путем постановки и проведения соответствующего опыта. Здесь используется так называемый
исследовательский или поисковый метод, а правильнее - индуктивный (открывающий, творческий, активный проблемный путь), в основе которого и лежит самостоятельное добывание знаний (фактов) учащимися. При традиционном, непроблемном подходе учитель на уроке по этой же теме перед проведением опыта объяснил бы, по каким тканям ствола (стебля) передвигаются растворы минеральных и органических веществ, после чего учащиеся на основе объяснений учителя тоже самостоятельно выполнили бы опыт (лабораторную работу), получив результаты, лишь подтверждающие сказанное учителем. А при проблемном подходе они этим же опытом и тоже самостоятельно, но уже получили результаты, открывающие механизм передвижения питательных веществ в растениях. Т.е. здесь при проблемном подходе, при более активном открывающем использовании методов, учащиеся выполнили исследование, провели поиск, сделали для себя открытие. В проблемном плане часто проводятся и вводные уроки, на которых раскрываются задачи темы, раздела, предмета.
Обобщающие уроки подводят итоги решению крупных проблем, на них по-новому осмысливаются знакомые факты, устанавливаются новые связи между понятиями, делаются мировоззренческие выводы. Учетно-проверочные уроки проводятся с целью контроля глубины, прочности, действенности знаний, умений, навыков, полученных учащимися за продолжительный период - месяц, четверть, полугодие.
2) Классификация по методам и формам обучения (по И.Н. Казанцеву). Все разнообразие уроков подразделяет на уроки: лекции, беседы, экскурсии, семинары, ролевые игры, деловые игры, конференции, пресс-конференции, телепередачи, кино, панорама, брифинги, диспуты, дискуссии, открытых мыслей, встречи с интересными людьми, КВН, лабораторные и практические занятия. Всего 18.
Достоинства: разнообразие и многообразие типов уроков в большей мере по сравнению с обычными уроками активизируют мыслительную деятельность и познавательную самостоятельность, а также умение выступать и отстаивать свою точку зрения.
Недостатки: а) совмещены и отождествлены методы (лекция, беседа) и формы обучения (экскурсии, семинары); б) чрезмерная условность этой классификации, ибо на одном уроке чаще используют не один метод, а сочетание нескольких (лекция + беседа); в) типология уроков здесь отождествлена с методами и формами их поведения; г) более длительная (2-4 недели) и напряженная подготовка к их
проведению, наличие достаточного количества соответствующей литературы; д) для проведения таких уроков необходимо объединять 2-3 обычных урока.
Такие уроки проводят новаторы не чаще одного в месяц, следовательно, до 8-10 за учебный год. Эти уроки надо не противопоставлять традиционным, а сочетать с ними.
3) Классификация по характеру передачи и усвоению знаний подразделяет все уроки на: а) пассивные или менее активные (репродуктивные, традиционные объяснительно-иллюстративные); б) активные или более активные (продуктивные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские, новаторские, нетрадиционные); в) комбинированные (синтетические, смешанные, пассивно-активные, репродуктивно-продуктивные).
Учащиеся на пассивных уроках без особых напряжений и усилий чаще механически усваивают (точнее заучивают) готовый материал (слушая и наблюдая), который им в готовом виде преподносит учитель. Легко полученные на таких уроках знания; как правило, поверхностны, неосмысленны и быстро исчезают. На активных уроках учащиеся большую часть знаний добывают сами, добывают самостоятельно, пользуясь при этом творческим открывающим подходом для всех применяемых на уроке методов, под руководством учителя, работая с книгой (учебником или дополнительной литературой), наглядными пособиями, приборами. Пассивные уроки чаще проводятся индуктивным путем (от частного к общему), активные - дедуктивным путем, комбинированные - традуктивным.
Достоинства: простая, весьма понятная классификация.
Недостатки: а) деление уроков на активные и пассивные носит весьма условный характер. Правильнее делить уроки на более активные и менее активные, ибо как нет абсолютно пассивных, так и абсолютно активных уроков, скорее есть смешанные уроки; б) для проведения более активных уроков требуется более длительная и напряженная подготовка учителя и особенно учащихся их умению работать самостоятельно. Без такого умения эффективность активных уроков может оказаться ниже традиционных пассивных уроков.
4) Классификация уроков по их структуре:
- а) структурные (традиционные, ступенчатые, этапные, элементные);
- б) бесструктурные (нетрадиционные, бесступенчатые, безэтапные, безэлементные, липецко-ростовские).
5) Классификация уроков по уровню преподнесения учебного материала:
- а) фактологические (констатирующе-комментирующие). Чаще характерны обучающим урокам в средних классах (5-7 класс).
- б) понятийные (обобщающе-аналитические). Присущи обобщающим урокам, реже обучающим в старших классах (9-11 классы).
Заключение. 1) Среди рассмотренных классификаций наиболее распространенной является первая. 2) За последнее время все шире стали внедряться в школьную практику наиболее активные виды уроков, в большей мере, чем традиционные, способствующие и ориентирующие учащихся на самостоятельное добывание знаний, на развитие их мыслительной деятельности.
Структура уроков
Структура (композиция, построение, скелет, элементность, ступенчатость, компонентность, логичность построения), как и методы урока, в основном определяются типом урока, его содержанием, местом и ролью в теме, уровнем квалификации и творчества учителя, количеством и качеством учащихся конкретного класса. С этой точки зрения наиболее распространенным типом урока является комбинированный (многокомпонентный), структура которого определяется дидактическими задачами: изучение нового материала, закрепление, проверка знаний, умений и навыков, повторение пройденного материала, домашнее задание и так далее. Комбинированный урок - это такой урок, в ходе которого реализуется несколько (до 6) дидактических задач. Чаще всего комбинированный (обучающий) урок бывает 5-6-членным, но он может быть и 3-членным, и даже 2-членным. В наиболее активных видах уроков в связи с развитием у учащихся мышления и активизацией их познавательной деятельности в структуре урока появились новые элементы: постановка проблемной задачи и выводы по уроку. Как правило, выводы могут быть различными: мировоззренческими, нравственными, практическими, природоохранными и др.
Варианты структуры в зависимости от видов уроков:
I. Вводный | II Обучающий | III. Заключительный |
1. Введение- 30-3 5м | 1. 1-2 м | 1. 1-2 м |
2. ПЗ | 2. 10-11м | 2. 35-37 м |
3. ИНМ | 3. 20-25 м | 3. - |
4. ЗНМ - 4-5 м | 4. 4-5 м | 4. - |
5. ПИ - выводы - 3-4 м | 5. 3-4 м | 5. 3-4 м |
6. ДЗ - 1-2 м | 6. 1-2 м | 6. 1-2 м |
Введение - это целеполагание, мотивация для заинтересованного изучения темы. Проверка знаний - опрос, актуализация опорных знаний, проверка с целью закрепления опорных знаний, контроль и учет опорных знаний, установление связей пройденного материала с новым материалом урока.
Из указанных вариантов структуры можно заключить:
1) Все элементы структуры могут быть обязательными лишь для обучающего вида уроков и то не всегда, ибо при изучении сложного и объемного материала вовсе выпадает 2-е звено (ПЗ) из урока. Во вводном же уроке выпадает 2-3-й этапы (ПЗ и ИНМ). в заключительном - 3-4-й. Следовательно, число этапов структуры у данных уроков варьирует от 4 до 6. Но урок может быть и трехчленным (ИНМ, ЗНМ, ДЗ) и даже 2-членным (ИНМ и ДЗ).
2) Расход времени (оптимальное сочетание этапов структуры) на реализацию 1. 4. 5. 6 (Вв., ЗНМ, ПИ. ДЗ) этапов примерно одинаков и варьирует от 1 -2 до 4-5 мин. Длительность же 2 и 3 этапов (П3; ИНМ) значительнее и варьирует от 10 до 37 мин.
3) В пределах урока на реализацию разных этапов расходуется время от 1 до 37 мин. Минимум времени (1-2 мин) расходуется на вводно-заключительные (1 и 6) этапы, максимум (20-37 мин) - на ПЗ и ИНМ (2 и 3 эт.).
4) Указанная последовательность этапов не является обязательной. Так, опрос можно проводить не до, а после изучения нового материала. ДЗ давать не в конце урока, а в начале, мотивацию - не только в начале, но и на всех этапах урока.
5) Характеристика элементов урока.
Введение. Каждый урок. тема, раздел, дисциплина начинаются с краткого введения, имеющего проблемно-мотивационный характер. Оно или создает проблемную ситуацию, или привлекает мысль к
практическому использованию знаний, установлению связи известного с неизвестным. Здесь учащиеся должны осознать, уяснить, для чего им надо изучать данную тему, каково ее значение в науке, практике. У учащихся тем самым должны быть вызваны познавательные и учебные мотивы и интересы к материалу данного урока. Без вводно-мотивационного этапа учебная деятельность учащихся будет слепой, неосознанной, она не станет их самодеятельностью. Мотивационная деятельность должна проводиться не только на 1-м вводном этапе, но и пронизывать весь учебный процесс от начала и до конца урока, темы, раздела, предмета.
Проверка знаний (2-й этап) проводится с целью закрепления, контроля и учета знаний, установления связи старого (пройденного) материала с новым. Но характер этой связи может быть различным. Иногда надо повторить материал предшествующего урока, в других случаях - материал ранее пройденной темы, а иногда повторение может идти по линии межпредметных связей. Иногда важно повторить даже не то, что изучалось в данном году, а в каком-либо из предшествующих. ПЗ может занимать разное место на уроке. Иногда важно повторить в начале урока, иногда - в середине, иногда - в конце. Могут быть такие уроки, когда повторение связывается с отдельными этапами урока (например, с ИНМ или ЗНМ).
Изучение нового материала (3-й этап) является обязательным этапом каждого обучающего урока. Но новый материал может даваться различным образом:
а) на одних уроках все время уходит на ИНМ и никакой или почти никакой связи со старым материалом не наблюдается (это лекция на вводном уроке, например, в теме "Лист");
б) на других уроках изучение нового материала сопровождается его повторением-закреплением, изучение НМ и повторение, и обобщение (это синтетический, безэтапный липецкий урок). Все элементы урока и особенно ИНМ могут быть проведены индуктивным, дедуктивным и традуктивным путем. Разумеется, логическое (индуктивное или дедуктивное) построение любого этапа урока зависит от его содержания, а также определяется и возможностями восприятия учащихся, их возрастом, развитием, подготовкой. Помимо того, индуктивное или дедуктивное построение может быть на уроках разного типа. Надо запомнить, что индукция и дедукция - это не тип урока, а путь преподнесения материала.
1. Среди многочисленных классификаций уроков наиболее распространенной в школе является классификация, в основе которой положены 2 принципа: дидактические задачи урока и место урока в теме.
2. Структура (построение, композиция) урока в основном определяется типом урока, его содержанием, местом и ролью в теме, уровнем квалификации учителя, количеством и подготовленностью учащихся класса, наличием технических средств и оборудования и т.д.
3. В зависимости от комплекса условий количество этапов структуры урока может варьировать от 2 до 6. Меньше всего этапов во вводных и заключительных уроках, больше всего - в обучающих.
При изучении данной темы студенты должны усвоить:
1. Знания - разнообразие и принципы классификации уроков, их условность и произвольность. Особенности классификации уроков, разработанных разными авторами по дидактическим задачам и месту урока в теме, по методам и формам, по структуре урока, по творческому уровню учителей и т.д. Понятие о структуре уроков, неоднозначность отношения к ней учителей разного уровня творчества. Варьирование структуры урока в зависимости от целей и задач урока, типа урока, сложности изучаемого материала, возраста и подготовки учащихся.
2. Умения - оперативно и четко ориентироваться в большом и непростом разнообразии классификаций, в каждом конкретном случае, используя в своей деятельности наиболее приемлемую и эффективную из них. Творчески разрабатывать к каждому конкретному уроку свою наиболее рациональную структуру в зависимости от хода урока, профессионально корректировать и совершенствовать ее.
Вопросы для закрепления темы:
- Какие классификации уроков наиболее часто используются в школьной практике?
- Чем можно объяснить условность и произвольность классификаций уроков?
- Что такое "структура урока" и что лежит в основе ее построения?
60 :: 61 :: 62 :: 63 :: 64 :: 65 :: 66 :: 67 :: Содержание
68 :: 69 :: 70 :: 71 :: Содержание
Тема XI
Стратегическое планирование уроков
План
- Годовое планирование.
- Тематическое планирование.
Подготовка к уроку складывается из системы планирования и собственно подготовки. Система планирования уроков бывает стратегической и тематической. Стратегическое планирование подразделяется на годовое и тематическое. Оба вида стратегического планирования являются перспективными и позволяют обзорно, в виде крупных блоков представить или весь курс-предмет, или целый раздел биологии ("растения", "бактерии, грибы, лишайники", "животные", "человек и его здоровье", "общая биология"), или тему раздела ("клетка", "лист").
Стратегическое планирование является одним из вариантов работы учителя по выделению главного.
Годовое планирование
Оно позволяет распределять материал программы в течение учебного года, предусмотреть заблаговременно закладку опытов, спланировать проведение важнейших внеклассных мероприятий (экскурсии, неделя леса или сада, день птиц, выставку, олимпиаду и т.д.). Годовой план составлять можно двояко: а) внести пометки карандашом на полях школьной программы с указанием ориентировочных сроков изучения каждой темы, повторений, проведения экскурсий и внеклассных мероприятий. Размеченная таким образом школьная программа и будет служить годовым планом. Следовательно, при таком варианте планирования учитель пользуется лишь учебной программой, планом, учебником, календарем и карандашом, б) начинающему учителю полезнее составлять годовой план по обычной схеме-таблице. В этом плане указываются: тема, число уроков темы, примерные сроки прохождения темы, повторение, экскурсии, внеклассные занятия.
В годовом плане дается распределение часов по темам и календарные сроки прохождения тем с учетом каникул и праздников. По усмотрению учителя количество часов по темам может увеличиваться или уменьшаться на 1-2 урока. Перестановка тем программы нецелесообразна, ибо нарушается система биологических понятий и обедняются знания учащихся. Годовой план на следующий год удобнее составлять в конце текущего с учетом его достоинств и недостатков. Администрации этот план не представляется.
Тематическое планирование (или планирование тем по урокам)
Осуществляется на основе годового плана. Каждая тема - это система логически связанных уроков. На одних уроках развиваются преимущественно исторические понятия, на других - морфоанатмические, на третьих - физиологические, на четвертых - экологические, на пятых - систематические, филогенетические и т.д. Материал темы распределяется по урокам более или менее самостоятельными частями. В большинстве случаев эти части (уроки) темы соответствуют простым понятиям, образующим в конце изучения темы сложное понятие. Так, в разделе "Растения" в 6 классе каждая тема изучает орган растения, разделе "Животные" - животных по типам и т.д. Тематический план обязателен и для учителей, и для администрации. Разрабатывается он коллективно наиболее опытными учителями, методистами, учеными в методических центрах и доводятся учителю в готовом виде. Опытный же учитель на основе годового плана может составить и тематический. Этот план, как и учебные программы, можно использовать в течение нескольких лет с некоторыми дополнениями и коррективами.
Значение тематического плана состоит в том, что он:
- - помогает своевременно подготовить раздаточный и демонстративный материал (снопы, колосья, зерно, плоды, таблицы) для: урока, заказать кинофильм;
- - заранее заложить опыты с растениями и животными, чтобы их результаты или ход опыта можно было показать на нужном (нужных) уроке;
- - предусматривает всю систему уроков, логику развития содержания, виды методов, подготовку пособии.
Таблица 11
План тем "Клетка" и "Лист"
1. Тема уроков Ведущее понятие | 2. Методы | 3. Оборудование, средства наглядности | 4. Домашние работы | 5. Внеурочные работы | 6. Литература для внеклассного чтения |
План темы "Клетка" | |||||
1. Открытие клетки и ее роли (историческое) | словесный, наглядный, практический | Портрет Р. Гука, микроскоп, лупа, таблица с клеткой | - | - | - |
2. Внешнее строение клетки (морфологическое) | Словесный, наглядный, практический | Микроскопы, лупы, препараты, таблица | - | Подготовка и просмотр препаратов | - |
3. Внутреннее строение клетки (анатомическое) | Словесный, наглядный, практический | - | - | - | - |
и т.д. | |||||
План темы "Лист" | |||||
1. Открытие роли листьев (историческое) | Словесный, наглядный | Портрет Тимирязева, живые растения | - | Подготовка листьев для 2-3 уроков | М. Ивин У порога великой тайны. 1971 |
2. Внешнее строение листа (морфологическое | Словесный, наглядный, практический | Живые растения | - | - | - |
3. Внутреннее строение листа (анатомическое) | Словесный, наглядный, практический | Микроскопы, лупы, препараты, таблицы | - | - | - |
и т. д. |
Последовательность расположения уроков в тематическом плане, намеченная учителем, не всегда совпадает с расположением материала в программе и учебнике.
Таким образом, годовое и тематическое планирование помогает учителю при подготовке к системе уроков окинуть взглядом и