Перечень терминов
При выполнении задания В вставьте в текст пропущенные термины из предложенного списка, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры , выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту ) выпишите. Перечень терминов избыточен.
Индивидуальные
Общие
Задания
Вопросы для самостоятельного изучения
1. Принципы регуляции живых организмов
2. Понятие гомеостаза. Исторические аспекты учения о гомеостазе.
3. Гомеостаз человека
Задание 1.Составьте глоссарий по изучаемой теме. (ОК – 1, ОК -11)
Задание 2.С помощью учебника и других информационных источников составить конспект по данной теме. (ОК – 1, ОК -11)
Задание 1.Проанализируйте данную схему и подготовьте ответ о механизмах гомеостаза в организме с высшей нервной деятельностью. (ОК – 1, ОК - 11)
Рис. 1 Схема регуляции процессов жизнедеятельности в организме.
Задание 2.Приведите примеры гомеостаза у млекопитающих животных. (ОК – 1, ОК – 11, ОК – 19)
Задание 3.Проанализируйте рис. 2. Какими свойствами обладают перечисленные показатели? (ОК – 1, ОК - 11)
Рис. 2. Гомеостатические показатели.
Задание 4.Практически каждый пятый житель планеты страдает таким тяжелым заболеванием как сахарный диабет. Составьте схему механизмов регуляции содержания сахара в крови. (ОК – 1, ОК - 11)
Вопросы для самопроверки (ОК – 1, ОК – 11, ОК - 19)
1. Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма? Какова ее роль в жизни клеток?
2. Откуда клетки тела получают кислород и питательные вещества?
3. Какая жидкость выделяется при ушибах (кровь). Куда выделяется эта жидкость (эта кровь отводится в тканевую жидкость)?
4. Почему должно поддерживаться относительное постоянство внутренней среды?
5. Как в организме поддерживается гомеостаз внутренней среды?
6. Как внешняя среда влияет на организм (через изменение внутренней среды)?
7. Как взаимосвязаны друг с другом компоненты внутренней среды организма?
8. В качестве самопроверки выполните следующие задания в тестовой форме(допускается использование любых источников, включая Интернет)(ОК – 1,ОК – 11)
1.У истоков учения о гомеостазе стоит
а)Илья Мечников; б) Клод Бернар;в)Иван Павлов; г) Луи Пастер
2. Внутреннюю среду организма образуют
а)кровь и лимфа; б) лимфа и тканевая жидкость; в) кровь и внутренние органы; г) кровь, лимфа и тканевая жидкость
3. Количество крови в организме человека в % от массы составляет
а)3-4%;б) 4-5% ; в)6-8%;г) . 10-15%
4. Эритроциты в клетке?
а)вырабатывают антитела;б) переносят кислород и углекислый газ ; в)обеспечивают иммунитет;г) участвуют в свертывании крови
5. Лимфоциты в клетке
а)вырабатывают антитела;б) переносят кислород и углекислый газ; в)осуществляют фагоцитоз;г) участвуют в свертывании крови
6. Местонахождение лимфы в организме
а)сосуды и сердце;б) межклеточное пространство; в) лимфатические сосуды и узлы; г) внутренние органы
7. Постоянство состава внутренней среды обеспечивается процессами
а)диффузии;б) обмен веществ ; в)нейро -гуморальной регуляции; г) передачи наследственной информации
8. К гомеостатическим функциям крови не относится
а) каталитическая; б) терморегуляторная; в) питательная; г) регуляторная
Свертывание крови – защитная реакция организма, выражающаяся в образовании … ……… … из нитей белка ….. ……… и остановке кровотечения при нарушении целостности сосуда. В этом процессе участвуют более двух десятков факторов свертывания, находящихся в ………….. и тромбоцитах.
Свертывание крови протекает в два этапа. На первом под действием факторов, выделяемых тромбоцитами, поврежденный сосуд суживается и закрывается налипшими на его стенки …………. . Образовавшаяся пробка из тромбоцитов лишь приостанавливает кровотечение.
Второй этап свертывания крови происходит в несколько фаз. На заключительной фазе этого сложного многоступенчатого процесса появляется ……………, плотно закупоривающий повреждённый участок сосуда. Основой тромба являются нерастворимые нити белка ………….,
образующегося из растворенного в плазме белка ………………….. Плазму крови без фибриногена называют ……………………
Плазма крови | сыворотка крови | ||
фибриноген | фибрин | ||
тромб | сосуд | ||
лимфоциты | тромбоциты |
Форма контроля преподавателя:
· проверка конспекта и индивидуальных заданий
· вопросы в тесте по итогам 1-го модуля
· включение вопросов по самостоятельно изученному содержанию дисциплины в перечень вопросов к экзамену.