Интернет ресурсы

Литература и другие информационные источники

Индивидуальные

Общие

1. Составьте глоссарий по изучаемой теме. (ОК – 1,ОК -11)

2. Составьте схему размножения (репродукции) вирусов (ОК – 1)

3. Систематизируйте информацию по изучаемой теме в виде схемы (ОК – 1)

 

1. 1. 1. 1.

2. 2. 2. 2.

 

4. Систематизируйте информацию по изучаемой теме в таблицу (ОК – 1,ОК -11)

Бактерии

Строение тела Строение клетки
Эубактерии Архебактерии Эубактерии Архебактерии
       
Размножение Среда обитания
       
Представители Значение в биосфере и хозяйственной деятельности человека
       
               

 

1. Используя различные информационные источники, соберите материалы по темам: «Происхождение вирусов и их положение в системе живого», и оформите их в виде конспекта (или приготовьте презентацию) (ОК – 1)

Вопросы для самопроверки (ОК – 1,ОК - 11, ОК -19)

1. Почему о вирусах говорят: «вне клетки - вещество, в клетке – существо»?(ОК – 1)

2. Какое систематическое положение занимают вирусы? (ОК – 1)

3. Как называется группа вирусов, поражающая бактерии? Какое они имеют практическое применение? (ОК – 1,ОК – 11)

4. Какое строение имеют ретровирусы и какие заболевания они вызывают?(ОК – 1,ОК – 11)

5. Какие стадии включает репродукция вирусов? (ОК – 1)

6.В качестве самопроверки выполните следующие задания в тестовой форме(допускается использование любых источников, включая Интернет)(ОК – 1,ОК – 11)

А1. К неклеточным формам жизни относятся

1) бактерии; 2) вирусы; 3) эукариоты; 4) синезеленые водоросли

А2. На рисунке показано строение простых (безоболочечных) вирусов. Какими цифрами обозначены (в ответе цифры могут повторяться)

 

Вирион; геном; капсид; нуклеиновая кислота;прикрепительные белки

А3. На рисунке показано строение сложного (оболочечного) вируса. Какими цифрами обозначены (в ответе цифры могут повторяться)

нуклеиновая кислота; белки капсида; оболочка из бислоя липидов; прикрепительные белки

 

А4 Обязательные компоненты любого вируса

1) нуклеиновые кислоты; 2) липиды; 3) полисахариды; 4) белки.

А5. Вирусы размножаются

1) вне клетки хозяина самостоятельно; 2) только в клетке хозяина; 3) обоими способами; 4) нет правильного ответа

А6. Инфекционное начало любого вируса

1) белок капсида; 2) ферменты; 3) нуклеиновые кислоты; 4) липидная мембрана

А7. В любом вирусе содержится

1) только ДНК; 2) только РНК; 3) ДНК или РНК; 4) ДНК и РНК одновременно

А8. Синтез вирусного белка осуществляется

1)в цитоплазме клетки; 2) на рибосомах клетки; 3) на рибосомах вируса; 4) нет правильного ответа

А9. Какие способы размножений характерны для бактерий

1)вегетативное; 2) бесполое; 3) половое; 4) нет правильного ответа

Выберите несколько правильных ответов

А10. Благодаря чему архебактерии живут в самых неблагоприятных(экстремальных) условиях существования

1) высокая способность к размножению; 2) упрощенная организация структуры белка; 3) примитивное строение тела; 4) совершенство организации

А11. Вирусы вызывают следующие болезни человека

1)корь; 2) краснуха; 3) ангина; 4) грипп; 5) чума; 6) холера; 7) бешенство

В1. Процесс прикрепления вирусных частиц к поверхности клетки…………

 

Форма контроля преподавателя:

· вопросы в тесте по итогам 1-го модуля и вопросы к экзаменам

· просмотр и оценка самостоятельно подготовленных студентами во внеаудиторное время мультимедийных презентаций на лекциях/семинарах/

 

для самостоятельного изучения по теме «Вирусы»

а) основная

1. Мамонтов С.Г.,Захаров В.Б.,Козлова Т.А.Биология. Учебник для ВУЗов. – М.: Academia, 2008. – 567 с.

б) дополнительная:

1.Биология: Учебник для ВУЗов. В 2-х книгах / под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высшая школа, 2007.

2.Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология.- М.: Мир, 1996

3.Либберт Э. Общая биология.- М.:Мир,1982.

4.Пехов А.П. Биология с основами экологии.-С.-П.Лань,2000.

1. Википедия (электронный ресурс) - http://ru.wikipedia.org

2. Cовременная биология, статьи, новости. bioloqy. asvu.ru/

3. Биология клетки http://www.cellbiol.ru/

4. Microbiology Information http://www.microbes.info/

ТЕМА № 4: Клетки и организмы. Принципы регуляции процессов в живом организме.

Гомеостаз (4 часа)

Цель: сформировать представления о механизмах регуляции в живых системах.