Индивидуальные
Общие
Задания
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Формы самоконтроля.
Обязательным элементом самостоятельной работы студентов по биологии является самоконтроль результатов своей учебной деятельности. Овладение умением самостоятельно контролировать и оценивать результаты учебной деятельности позволяет студентам управлять процессом приобретения знаний. Это умение приучает студентов к планированию учебного труда, способствует углублению их внимания, памяти и выступает как важный фактор развития познавательных способностей.
Самоконтроль включает:
1. оперативный анализ глубины и прочности знаний и умений по биологии,
2. критическую оценку результатов своей познавательной деятельности.
Самоконтроль учит ценить свое время, позволяет вовремя заметить и исправить свои ошибки.
Формы самоконтроля могут быть следующими:
ü устный пересказ текста лекции и сравнение его с содержанием конспекта лекции;
ü воспроизведение материала, обоснование каждого шага своих рассуждений, формулирование выводов и обобщений;
ü составление плана, тезисов, формулировок ключевых положений текста по памяти;
ü воспроизведение рассмотренного материала через определенный промежуток времени;
ü пересказ с опорой на иллюстрации, опорные положения;
ü ответы на вопросы и выполнение заданий для самопроверки (настоящие методические рекомендации предлагают вопросы для самоконтроля по каждой изучаемой теме);
ü выполнение заданий как на отдельные вопросы, так и на весь рассматриваемый материал;
ü самостоятельное составление заданий по изучаемой теме и выполнение их;
ü самостоятельное тестирование по предложенным в настоящих методических рекомендациях тестовым заданиям.
Самоконтроль учебной деятельности позволяет студенту оценивать эффективность и рациональность применяемых методов и форм умственного труда, находить допускаемые недочеты и на этой основе проводить необходимую коррекцию своей познавательной деятельности.
Формы контроля преподавателем.
Для контроля самостоятельной работы студентов используются следующие формы:
- устный опрос (фронтальный, индивидуальный и комбинированный)
по самостоятельно изученным вопросам на семинарском занятии,
- участие студентов в ролевых играх и других интерактивных формах семинарских занятий, требующих предварительной самостоятельной подготовки студентов,
- заслушивание и оценка самостоятельно подготовленных студентами докладов на семинарском занятии,
- просмотр и оценка самостоятельно подготовленных студентами во внеаудиторное время мультимедийных презентаций на лекциях/семинарах/
- включение заданий на проверку качества освоения самостоятельно изученного содержания дисциплины в банки тестовых заданий для текущего и рубежного тестирования,
- включение вопросов по самостоятельно изученному содержанию дисциплины в перечень вопросов к экзамену.
111100.62 Зоотехния
Очная форма обучения
№ | Наименование разделов, тем | Самостоятельная работа, час. | |
Раздел Ι. Живые системы. | |||
Раздел ΙΙ. Клетки и организмы. | |||
Раздел ΙΙΙ. Эволюция органического мира | |||
Итого |
Тема № 1: Живые системы. Введение в биологию.(2 часа)
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Направления развития биологии в 21 веке
2. Применение биологических знаний в медицине, сельском хозяйстве, экологии.
Задание 1. Составьте определение понятий: «биология», «общая биология», «ботаника», «цитология», «микология», «генетика» (ОК -1)
Задание 2. Назовите уровни организации живого вещества. Составьте краткую характеристику для популяционно - видового уровня (ОК -1)
Задание 3. Назовите основные разделы общей биологии (не менее четырёх). Объясните что они изучают. (ОК -1)
Задание 4. Назовите уровни организации живого. Составьте краткую характеристику организменного уровня. (ОК -1)
Задание 5. Закончите фразу: «Раздел общей биологии, изучающий химический состав живого вещества на клеточном уровне, называется…» (выберите ответ):
а) генетикой
б) эмбриологией
в) эволюционной теорией
г) цитологией
Задание 6. Перечислите методы биологических исследований. Дайте краткую характеристику одного из них (ОК -1)
Задание 7. Закончите определение: (ОК -1)
а) …….. – проявление живой материи в виде активных специфических реакций организмов на изменение среды.
б) ……… - способность поддерживать постоянство внутренней среды и сохранять свой состав и свойства независимо от меняющихся условий обитания.
в) ……… - совокупность химических процессов, протекающих в клетках и обеспечивающих поддержание жизни организмов.
Задание 8.Перечислите методы биологических исследований. Дайте краткую характеристику одного из них (ОК – 1, ОК -11)
Задание 1. Ответить письменно на вопрос: «Проблема» с греческого теоретический или практический вопрос, требующий исследования. Почему охрана окружающей среды – это проблема? (ОК -1)
Задание 2. Составить презентацию по одной из тем или тест (10 вопросов): «Биология – наука о жизни. Задачи и методы», «Жизнь. Свойства живого», «Уровни организации живого» (ОК -1)
Задание 3. Подготовить сообщение по одной из тем: «О сущности жизни (философские аспекты)», «Роль естественных наук в формировании современных представлений о возникновении жизни», «Мифологические и религиозные представления о жизни», «Роль биологических исследований в сельском хозяйстве», «Роль выдающихся биологов – наших соотечественников в развитии биологии» (ОК -1)
Литература:
Форма контроля преподавателя:
· вопросы в тесте по итогам 1-го модуля и в экзаменационных билетах
· заслушивание и оценка самостоятельно подготовленных студентами докладов на семинарском занятии