Формы самостоятельной работы по дисциплине.

Знания, умения, компетенции, формируемые самостоятельной работой.

Место самостоятельной работы в изучении дисциплины.

Цель и задачи самостоятельной работы.

По организации

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Кафедра экологии и охраны природы

 

самостоятельной работы студентов по дисциплине «Биология»

 

Направление подготовки бакалавров: 111100.62 Зоотехния

 

 

Факультет: зооинженерный

 

Форма обучения: очная

 

 

Курск – 2011

Настоящие методические рекомендации составлены с учетом требований:

· федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров 111100 Зоотехния, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 25 января 2010 г. №73,

· основной образовательной программы ФГОУ ВПО «Курская ГСХА» по направлению подготовки бакалавров 111100 Зоотехния, утвержденной Ученым советом от ……… протокол №…..

 

Цельсамостоятельной работы по биологии:

 

учебная – овладение навыками самостоятельного приобретения знаний для полного и глубокого изучения биологии;

развивающая - развитие внимательности, наблюдательности и умений выделять главное и характерное при оценке различных фактов, процессов, явлений и факторов в живой природе;

воспитательная – формирование творческого отношения к учебной деятельности положительного интереса к биологии

 

Задачи самостоятельной работы по биологии:

Ø углубление и расширение теоретических знанийо живой природе и присущих ей закономерностях,

Ø развитие потребности в регулярном самостоятельном пополнении и обновлении знаний,

Ø формирование умения использовать учебники, классические первоисточники, современную учебную и научную литературу, поисковые системы Интернет.

 

Самостоятельная работа играет значимую роль в изучении дисциплины «Биология». Бюджет времени на самостоятельную работу определен рабочим учебным планом и составляет половину общей трудоемкости дисциплины. Самостоятельная работа студента является следствием и продолжением учебной деятельности на аудиторных занятиях. Содержание самостоятельной работы установлено по каждой изучаемой теме (см. тематический план).

Одним из оснований для определения содержания самостоятельной работы в настоящих методических рекомендациях является необходимость реализации индивидуального подхода к каждому студенту. Поэтому содержание самостоятельной работы по каждой теме структурировано на общую (обязательную для всех) и индивидуальную (творческую, выполняемую по желанию) части.

В ходе самостоятельной работы студентов формируются следующие знания:

- истории развития теории эволюции;

- сущность основных биологических процессов;

- строения биологических объектов;

- основных методов и форм самообразования;

умения:

- решать биологические задачи;

-планировать и организовывать самообразование;

- контролировать степень понимания и степень прочности усвоения знаний;

- корректировать содержание, методы и формы познавательной деятельности.

компетенции:

ОК – 1-владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей ее достижения;

- ОК – 11-использованием основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности;

- ОК – 19 - сочетает наблюдательность натуралиста и изобретательность инженера.

В рамках дисциплины «Биология» самостоятельная работа студентов организуется в следующих формах:

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками, поисковыми системами Интернет;

- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; ответы на вопросы для самоконтроля; подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, подготовка докладов, мультимедийных презентаций; подготовка к рубежному тестированию;

- для формирования умений: решение биологических задач; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм;выполнение общих и индивидуальных заданий.

 

Рекомендуемые формы самостоятельной работы позволят студентам глубоко разобраться во всех изучаемых вопросах, активно участвовать в дискуссиях на семинарских занятиях и в конечном итоге успешно сдать экзамен по биологии.

Работу с конспектом лекции целесообразно проводить непосредственно после ее прослушивания. Она предполагает перечитывание конспекта, внесение в него, по необходимости, уточнений, дополнений, разъяснений и изменений. Необходимым является глубокое освоение содержания лекции и свободное владение им, в том числе использованной в ней терминологией.

Вынесение некоторых вопросов на самостоятельное изучение вне занятий связано с большим объемом изучаемого материала. Изучение вопросов, выносимых за рамки занятий, предполагает самостоятельное изучение студентами учебной и дополнительной литературы, первоисточников, интернет – ресурсов, ее конспектирование или составление плана и тезисов ответа и т.д.

Тематика семинарских занятий расширяет тематику изучаемых вопросов на лекциях. На семинарские занятия выносятся важнейшие проблемы курса. Семинар способствует закреплению и углублению теоретических знаний студентов, развитию навыков самостоятельной работы с литературными источниками, обмену духовным опытом, эмоциональному общению, раскрытию интеллектуально-творческого потенциала личности.

При подготовке к семинару по определенной теме, следует:

§ познакомиться с планом семинарского занятия, с рекомендованными литературой и Интернет-ресурсами;

§ выделить проблемные области;

§ предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос.

§ рассмотреть различные точки зрения по вопросу;

§ написать конспект, составить план ответа;

§ запомнить подобранные по плану семинара материалы;

§ выучить термины, перечисленные в глоссарии плана семинарских занятий;

§ обдумать вопросы для обсуждения; сформулировать собственные варианты ответа; сформулировать собственную точку зрения;

§ выполнить общие задания.

§ подготовить (выборочно) индивидуальные задания.

 

Общие задания, которые приведены в планах семинарских занятий и методичесикх указаниях по организации самостоятельной работы, выполняются всеми студентами в обязательном порядке.

С учетом пожеланий студентов индивидуальные задания, указанные там же, распределяются преподавателем на предшествующем семинарском занятии, и выполняются отдельными студентами.

Не обязательной формой самостоятельной работы студентов по дисциплине «Биология» является доклад, но при желании студенты имеют возможность самостоятельно выбрать одну из предлагаемых преподавателем тем и выступить на семинарском занятии. Как форма самостоятельной учебной деятельности студентов доклад представляет собой рассуждение на определенную тему на основе обзора нескольких источников в целях доказательства или опровержения какого-либо тезиса. Информация источников используется для аргументации, иллюстрации и т.д. своих мыслей. Цель этой формы самостоятельной работы студентов – подготовка к проведению собственного научного исследования и правильному оформлению его описания в соответствии с общепринятыми требованиями.

Студент должен использовать для подготовки и написания доклада знания, навыки и умения, полученные им при изучении различных дисциплин цикла Б.1 (гуманитарный, социальный и экономический) и Б.2 (математический и естественно – научный) рабочих учебных планов, таких как философия, русский язык и культура речи, социология и др.

Работа студентов по подготовке доклада заключается в следующем:

ü подбор литературы (учебной, научной, первоисточника, дополнительной) по выбранной теме;

ü работа с литературой, отбор информации, которая соответствует теме и помогает доказать тезисы;

ü анализ проблемы, фактов, явлений;

ü систематизация и обобщение данных, формулировка выводов;

ü оценка теоретического и практического значения рассматриваемой проблемы;

ü аргументация своего мнения, оценок, выводов;

ü выстраивание логики изложения;

ü указание источников информации, авторов излагаемой точки зрения;

ü правильное оформление работы (ссылки, список использованной литературы, рисунки, таблицы).

 

Доклад начинается с научной актуальности темы, затем дается обзор предшествующих работ и, наконец, формулируется тезис – мысль, требующая обоснования. В качестве тезиса могут выступать:

- новые неизвестные факты;
- новые объяснения известных фактов;
- новые оценки известных фактов.

 

При подготовке доклада самостоятельность студента проявляется в выборе темы, позиции ее рассмотрения, материалов и фактов для раскрытия темы, тезисов, аргументации их доказательства, способа структурирования и обобщения информации, структуры изложения, а также в обосновании выбора темы, в оценке ее актуальности, практического и теоретического значения, в выводах.

На семинаре выступление с докладом не должно превышать 7-10 минут. После выступления докладчик отвечает на вопросы аудитории (студентов, преподавателя) по теме и содержанию своего выступления.

В качестве основных критериев оценки студенческого доклада могут выступать:

§ соответствие содержания заявленной теме;

§ актуальность, новизна и значимость темы;

§ анализ проблемы, фактов, явлений;

§ аргументированность и логичность изложения;

§ оценка теоретического и практического значения рассматриваемой проблемы;

§ свободное владение материалом;

§ правильное оформление работы (ссылки, список использованной литературы, рисунки, таблицы);

§ культура речи, ораторское мастерство;

§ выдержанность регламента.

Выполняется только по желанию студентов в качестве творческого задания и мультимедийная презентация. Тема презентации выбирается из числа тем и вопросов, рассматриваемых на аудиторных занятиях, или предлагается студентами самостоятельно (в этом случае она должна быть иметь прямое отношение к изучаемому предмету и согласовываться с преподавателем).

Она может быть выполнена в программе Power Point и включать не менее 20 слайдов. Презентация может быть выполнена как одним студентом, так и несколькими (в этом случае количество слайдов увеличивается в зависимости от числа исполнителей).

Основные методические требования, предъявляемые к презентации:

ü соответствие содержания презентации выбранной теме и выбранному принципу изложения,

ü логичность представления текстового и визуального материала,

ü лаконичность слайдов, на слайдах необходимо демонстрировать небольшие фрагменты текста доступным для чтения на расстоянии шрифтом (количество слов на слайде не должно превышать 40); 2-3 фотографии или рисунка.

ü соблюдение единого стиля оформления презентации и стилистической грамотности (отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок).

ü представление табличного материала в виде графиков и диаграмм.

ü наглядность восприятия с экрана (цвет фона; размер, яркость и контрастность графических и изобразительных объектов; размер и четкость шрифта),

ü эстетичность оформления (внутреннее единство используемых шаблонов предъявления информации; упорядоченность и выразительность графических и изобразительных элементов),

ü наличие анимационных и звуковых эффектов.

ü запоминаемость (разумное использование ярких эффектов).

 

Работа над мультимедийной презентацией проходит в несколько этапов:

§ Выбор темы и согласование ее с преподавателем.

§ Разработка сценария презентации.

§ Подбор иллюстративного материала.

§ Разработка субтитров.

§ Форматирование графических объектов и текста в слайд-фильм.

§ Редактирование презентации (в том числе вместе с преподавателем).

§ Показ презентации на лекции/семинаре.

§ Оценка презентации студентами и преподавателем.

Оценка презентации производится в соответствии с действующей в академии модульно-рейтинговой оценки успеваемости и качества знаний студентов и оценивается баллами творческого рейтинга (10 баллов). Итоговая оценка является суммой баллов, выставляемых преподавателем с учетом мнения других студентов по каждому из перечисленных выше методических требований (от 0 до 1,1 баллов по каждому из указанных 9 критериев).

Подготовка к рубежному тестированию предусматривает повторение лекционного материала и основных терминов, а также самостоятельное выполнение заданий в тестовой форме, приведенных в планах семинарских занятий и настоящих методических рекомендациях.