Вопросы к экзамену
Л И Т Е Р А Т УР А
Тема СССР накануне и в годы Второй Мировой войны 1939-1945 гг.
1. Советско-германское сближение: дискуссии последних лет. Какие существуют две крайние точки зрения на Советско-германское сближение и Пакт о ненападении с Германией в августе 1939 г?
2. Начало германской агрессии на СССР и причины неудач Красной Армии.
3. Каковы итоги и уроки второй мировой войны?
4. Каковы источники и цена победы советского народа в войне?
- Барсенков А.С. История России, 1917-2007: учеб. пособие для студ. вузов.М.: 2008.Нф А606472.
- Безыменский Л.А. Советско-германские договоры 1939: новые документы и старые проблемы // Новая и новейшая история. – 1998. - №3.
- Великая Отечественная война: происхождение. Основные события. Исход: док. очерки. М.: 2010.
- Вихавайнен Т. К 70-летию начала «Зимней войны» // Российская история.-2009 - №5.
- Война 1939-1945 гг.: два подхода. Сб. статей. Ч.1.М.. 1995
- Кулешова Н.Ю. Какой доктриной руководствовалась Красная Армия накануне нападения Германии на СССР // Преподавание истории в школе. – 1998.- № 1.
- Мир после войны: итоги, последствия, уроки. 50 лет. Юбилей Великой Победы. Спецвыпуск // Родина.-1995.- №5.
- Мерцалов А.Н. , Мерцалова Л.А. Сталинизм и война. - М.,1998.
- Минц М.М. «Стратегия сокрушения»: стратегическая и военно-техническая концепция будущей войны в структуре советской военной доктрины 1930-х-нач. 1940-хх гг. // Российская история.- 2010.-№ 3. Чзпи 248.
- Первишин В.Г. Людские потери в Великой Отечественной войне// Вопросы истории. - 2000.- №7.
- Якобсон Х.А. Вторая мировая война: некоторые итоги // Вопросы истории. - 1995.-№7.
1.Этногенез восточных славян. Восточные славяне в древности.
2.Образование Древнерусского государства. Первые Рюриковичи.
3.Норманская теория. Ее обоснование и опровержение.
4.Особенности социально-политического развития Древнерусского государства. Древнерусское государство в оценках современных историков.
5.Принятие христианства на Руси - причины, формы, последствия. Роль церкви в древнерусском обществе.
6.Эволюция древнерусской государственности в XI-XII вв. Объективные и субъективные предпосылки феодальной раздробленности Руси.
7.Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства.
8.Монголо-татарское нашествие, иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства.
9.Германо-скандинавская экспансия в Северо - Западной Руси. Александр Невский.
10.Русь, Орда и Литва. Литва как второй центр объединения русских земель.
11.Предпосылки, причины и основные этапы объединения русских земель вокруг Москвы. Присоединение Новгорода и Твери.
12.Становление государственности и власти великого князя в конце ХУ – первой трети ХУ1 вв. Процесс централизации в законодательном оформлении. Судебник 1497 г.
13.Иван 1У – первый царь Всея Руси.
14.Альтернативы реформирования страны: «Избранная рада» и опричнина.
15.Кризис власти конца ХУ1 в.: предпосылки, сущность, последствия.
16.Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе.
17.Феномен Ренессанса и его особенности в различных странах Европы.
18.Реформация и ее экономические, политические, социокультурные причины.
19.Первые буржуазные революции и развитие капиталистических отношений.
20.Тридцатилетняя война в Европе и создание Вестфальской системы международных отношений.
21.«Великая смута» начала ХУII в.
22.Церковная реформа патриарха Никона и ее воздействие на развитие отечественной культуры.
23.Исторические предпосылки российской модернизации ХУIII в.
24.Реформы Петра 1: цели, содержание, характер, последствия.
25.Внешняя политика Петра 1: от решения назревших национальных задач к решению задач имперских. Создание флота. Войны.
26.«Дворцовые перевороты» и усиление аристократии и гвардии.
27.Екатерина Великая и ее политика «просвещенного абсолютизма»: содержание, особенности, противоречия. Общие итоги социального развития России в ХУIII в.
28.Международная политика Екатерины 11. «Великий прорыв» на южном и западном направлении.
29.Либеральные проекты и реформы Александра Первого. Программа реформ М.М.Сперанского.
30.Движение декабристов. «Русская Правда» П.Пестеля. Конституция Н.Муравьева.
31.Внутренняя политика Николая 1. Усиление реакции.
32.Буржуазно-демократические реформы 60-70-х гг. XIX в.: земская, судебная, военная, реформы в сфере образования. Сущность крестьянской реформы XIX в.
33.Общественное и революционное движение в России в XIX в. Славянофилы. Западники.
34.Народничество в России: основные этапы и направления, место и роль в общественном движении России во второй половине XIX в.
35.Создание и деятельность российских партий в начале ХХ в. (монархические, либеральные, социалистические).
36.Модернизация политической системы России в начале ХХ в. Создание Российского парламента – Государственной Думы.
37.Столыпинская политика модернизации.
38.Мировой политический кризис 1914 г. Россия в Первой мировой войне.
39.Создание Версальской системы международных отношений.
40.Падение самодержавия и установление двоевластия. Альтернативы политического развития России после февраля 1917 г. Временное правительство и Петроградский Совет.
41.Приход большевиков к власти в октябре 1917 г. Формирование однопартийной политической системы.
42.Гражданская война и интервенция: причины, этапы, результаты и последствия. Классы и партии в войне.
43.Образование СССР.
44.Особенности международных отношений в 20-30-гг. ХХ в.
45.Индустриализация и коллективизация в СССР.
46.Формирование тоталитарного политического режима в СССР в 20- 40- е гг. ХХ в. Массовые репрессии: предпосылки и последствия.
47.Пакт о ненападении с Германией. Советско-германское сближение: дискуссии последних лет.
48.Сентябрь 1939 года: «четвертый раздел» Польши.
49.Начало германской агрессии на СССР и причины неудач Красной Армии.
50.Основные военные действия во время Великой отечественной войны. Источники и цена победы советского народа в войне.
51.Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.
52.ХХ съезд КПСС: начало критики сталинизма, ее ограниченный характер.
53.«Новый экономический курс» Брежнева в первой половине 60- х гг. ХХ в: идеология, направления, итоги.
54.Эпоха М.С.Горбачева. Стратегия «ускорения социально-экономического развития» и ее провал.
55.Время Б.Н.Ельцина: экономика и политика. Конституция 1993 г.
56.Распад СССР и его геополитические последствия.
57.Основные направления политической, экономической, социальной и международной политики Президентов РФ В.В.Путина и Д.А.Медведева в 2000-2012 гг.
58.Современные проблемы человечества и роль России в их решении.
6. Форма итогового контроля: экзамен.
6.1. Для экзамена необходимо: набрать в результате текущей работы в семестре по дисциплине (Sтек) не менее 40 баллов.
6.2. Студент, набравший в течение семестра (Sтек) 40 и более баллов допускается сдавать экзамен по дисциплине, на котором может набрать (Sсес) до 30 баллов. Если на экзамене ответ студента оценивается менее чем 10-ю баллами, то экзамен считается не сданным.
Таким образом, оценка складывается из: (Sтек) + (Sсес) = (Sитог)
Итоговый семестровый рейтинг (Sитог) | Академическая оценка | |
60-70 баллов | «удовлетворительно» | |
71…85 баллов | «хорошо» | |
86…100 баллов | «отлично» |
Преподаватель имеет право (с согласия студента) выставить экзаменационную оценку без процедуры сдачи экзамена, если сумма баллов, набранная студентом за текущую работу (Sтек) составит 70 и более баллов
5. Рейтинговые показатели для получения оценки - (Sтек)
№ | Позиции | Количество баллов Всего | |||||
Лекции Посещение и наличие конспектов | 1 балл | 8 баллов | |||||
Работа на практических занятиях - Посещение - Выступление (5-6 обязательно) - Дополнение | -1 балл -от 3 до 5 баллов -1-2 балла (Не суммируется к основному выступлению) | - 16 баллов -студент самостоятельно решает вопрос о количестве и темах выступления | |||||
Выполнение домаш. контрольной работы | 1 штука (по желанию) | 8 баллов(За зачтенный) | |||||
Презентация(сопровождает выступление на практических занятиях или высылается преподавателю на эл. адрес. Количество презентаций студент определяет самостоятельно) | 1 штука - 10 баллов 10 баллов | ||||||
Контрольная работа в виде теста на семинаре (обязательно) | 2 штука | По 9 баллов (максимально) | 18 баллов | ||||
Всего: минимально- 40 баллов | Максимально-60-70 баллов | ||||||