Практическая работа

Вопросы для самоконтроля

Взаимосвязи между физическими, химическими и биологическими процессами

Практическое занятие № 4

Тест для самоконтроля

Выберите один правильный ответ

1. Изменение одной аминокислоты только в одном белке

а) может быть причиной нарушений функций белка и развития наследственной патологии организма

б) не может быть обстоятельством вызывающим наследственные изменения генетического материала

в) усиливает адаптационные возможности организма

г) является слишком незначительным изменением, чтобы влиять на какие-либо процессы

2. Некроз

а) генетически не контролируемое омертвление клетки

б) запрограммированная смерть клетки

в) форма изменчивости

г) форма наследственности

3. Какая часть генетической информации поступает в дочерние клетки кожи человека при их размножении?

а) вся содержащая в материнских клетках

б) информация о строении клеток кожи человека

в) половина информации

г) четверть информации

4. Химический дефект при серповидно-клеточной анемии сводится к замене глутаминовой кислоты в молекуле гемоглобина НbА в 6-м положении на валин в молекуле гемоглобина HbS. Это классический пример ________ мутации


а) генной

б) хромосомной

в) геномной

г) инверсионной


5. Замена одного нуклеотида в триплете приводит к _______ изменениям структуры белковой молекулы, чем замена целого триплета


а) большим

б) меньшим

в) нет правильного ответа

г) иногда большим, иногда меньшим


6. Две крайние точки вариационной кривой означают

а) предел изменчивости признака, т.е. его верхнюю и нижнюю границу

б) наследственную изменчивость признака

в) комбинативную изменчивость признака

г) соотносительную изменчивость признака

7. Чем шире норма реакции, тем _______ признак, тем он ___________ к условиям среды


а) пластичнее, более адаптирован

б) пластичнее, менее адаптирован

в) статичнее, менее адаптирован

г) статичнее, более адаптирован


8. Запрограммированная смерть клетки, например: при удалении рудиментарных структур у эмбриона, разрушение клеток в межпальцевых промежутках – это


а) апоптоз

б) некроз

в) гипоксия

г) адаптация


9. Для проникновения вируса в клетку


а) специальный белок поверхности вирусной частицы должен связаться с белком-рецептором поверхности клетки

б) нет необходимости в поиске белка-рецептора поверхности клетки

в) специальный белок поверхности вирусной частицы прикрепляется в любом месте поверхности клеточной мембраны

г) ДНК вируса должен связывается с белком-рецептором поверхности клетки


10. Генетически модифицированный организм – это


д) живой организм, генотип которого был искусственно изменён при помощи методов генной инженерии

е) живой организм, клетки которого выращенный на питательных средах

ж) организм, содержащий ген, отвечающий за выработку инсулина у человека

з) результат естественного отбора

11. Первые важнейшие генетически модифицированные сельскохозяйственные культуры


а) соя и хлопчатник

б) сыры и колбасы

в) зерновые культуры

г) плодово-ягодные культуры


12. Дети выдающихся спортсменов, как правило

а) имеют выраженные спортивные способности

б) изучают влияние воспитания на онтогенез человека

в) не имеют выраженных спортивных способностей

г) нет правильного ответа

Задачи:

Ø характеристика биофизики как биологической науки;

Ø определение информационно-диагностических показателей здоровья

Ø выявление суточных биоритмов человека

1. Дайте определения следующим терминам: фотосинтез, митоз, нервный импульс, адаптация, саморегуляция, ритмичность, пластический обмен, энергетический обмен, биофизика, бионика, гомеостаз, гомеокинез, ЦНС, железы внутренней секреции, нервная регуляция, гуморальная регуляция, нейрогуморальная регуляция, малый (биологический) круговорот веществ, большой (геологический) круговорот веществ, стресс, адаптация, толерантность, стенобионты, эврибионты, биологические ритмы, десинхроноз, здоровье

2. Объясните значение работ следующих ученых: Г.Селье, В.Шелфорд

3. Перечислите и объясните основные свойства живых систем

4. Объясните отличия энергетического обмена автотрофов и гетеротрофов

5. Дайте определение гомеостаза, перечислите уровни и начертите схему его нейрогуморального механизма

6. Перечислите и объясните виды биологических ритмов