Увеличение видового разнообразия, цепей питания, становление замкнутого круговорота веществ - причины появления более устойчивого биогеоценоза.
Вытеснение старых видов более конкурентоспособным видами;
Но, так как эти мутации появляются у данного организма в клетках, не участвующих в половом размножении, то при таком способе размножения они не будут передаваться потомству и исчезнут со смертью организма.
Соматическими мутациями называют изменения генов в соматических клетках (клетках тела). При бесполом размножении, если организм развивается из клетки или группы клеток, имеющих изменившийся - мутировавший - ген, такие мутации могут передаваться потомству.
В процессе биосинтеза белка наследственная информация, находящаяся в ядре клетки с помощью и-РНК (транскрипция) переносится к рибосомам, где реализуется в последовательность аминокислот белка (трансляция). Рибосомы располагаются как в цитоплазме, так и на мембранах ЭПС, по которой образовавшиеся белковые молекулы транспортируются по клетке. Все реакции протекают с использованием энергии молекул АТФ, образованных в митохондриях.
Если в целом ряду поколений не наблюдается расщепление признаков (то есть первоначальный признак сохраняется), значит, генотип исходных родительских особей гомозиготный либо по доминантной аллели (АА), либо по рецессивной аллели (аа).
При половом размножении, при скрещивании гетерозигот, например, с рецессивными гомозиготами или гетерозиготами, наблюдается расщепление признаков, так как в потомстве кроме гетерозигот появляется большой процент доминантных и рецессивных гомозигот, что приводит к фенотипическому проявлению нежелательного рецессивного признака.
Цитоплазматические мутации связаны с изменением органоидов цитоплазмы, содержащих ДНК. Например, появление пестролистности у растений связано с изменением ДНК хлоропластов. Мутации дыхательной недостаточности (например, у дрожжей) связаны с изменением ДНК митохондрий.
Ответ: Пластидами и митохондриями.
150. Почему для сохранения ценных гетерозиготных особей используют вегетативное размножение?
Ответ: Не происходит расщепления признаков.
151. Почему повышение температуры выше 40° опасно для жизни?
Многие белки выполняют в клетках роль катализаторов - ферментов. Действуют ферменты только при определенной температуре (оптимально 38 °С) и рН среды. Длительное повышение температуры выше 38 °С вызывает изменение в структуре молекулы фермента (денатурацию), ее активность снижается, а затем прекращается. Это приводит к нарушению всего обмена веществ.
Ответ: При температуре выше 40 °С происходит денатурация белков, в том числе ферментов.
152. Каков генотип короткошерстной собаки, если потомство многих поколений короткошерстное?
Ответ: Гомозиготный с аллелем: АА или аа.
153. В каких реакциях обмена веществ осуществляется связь между ядром, эндоплазматической сетью, рибосомами, митохондриями?
Ответ: В реакциях биосинтеза белка в клетке.
154. Почему в фенотипе мух-дрозофил длинные крылья чаще развиваются у серых особей?
В данном случае речь идет о совместном наследовании генов размеров крыльев и окраски тела. Этот пример иллюстрирует закон сцепленного наследования Т. Моргана: все гены, локализованные в одной хромосоме, сцеплены (образуют группу сцепления) и наследуются совместно.
Ответ: Гены этих признаков сцеплены.
155. Почему человек слепнет, если у него нарушены функции зрительного нерва?
Формирование зрительных ощущений осуществляется зрительным анализатором, который, как и все анализаторы состоит из трех частей: органов чувств - глаз, где располагаются рецепторы, воспринимающие раздражение и переводящие их в нервные импульсы, чувствительных - зрительных нервов, по которым нервные импульсы проводятся в третью часть анализатора - чувствительную (зрительную) зону коры больших полушарий, где происходит анализ ощущений. Нарушение функций хотя бы одной из частей анализатора приводит к нарушению или потере ощущений.
Ответ: Нервные импульсы, возникающие в рецепторах органа зрения, при нарушении функций зрительного нерва не могут попасть в зрительную зону коры больших полушарий.
156. Массовое истребление волков в ряде регионов привело к снижению численности копытных, например оленей. Чем это можно объяснить?
Ответ: Волки выполняют роль санитаров, уничтожают больных и слабых животных, осуществляя роль естественного отбора. Исчезновение волков приводит к распространению болезней среди копытных и снижению их численности.
157. Почему соматические мутации не передаются по наследству при половом размножении?
Ответ: Соматические мутации возникают в клетках тела и исчезают со смертью организма.
158. Почему в наземной пищевой цепи от звена к звену, как правило, уменьшается биомасса?
Для ответа необходимо использовать правило экологической пирамиды и определение понятия «биомасса».
Ответ: На процессы жизнедеятельности в каждом звене пищевой цепи расходуется энергия, заключенная в органических веществах, часть ее (80-90 %) рассеивается в пространстве в виде тепла.
159. Что служит матрицей для синтеза и-РНК?
и-РНК является копией гена. Ген - участок ДНК, несущий информацию об одной полипептидной цепи.
Ответ: ДНК.
160. Почему при выращивании растений необходимо рыхлить почву?
В рыхлой почве содержится больше кислорода, необходимого для дыхания растений. Кроме того, при рыхлении нарушаются почвенные капилляры, по которым вода легко поднимается к поверхности и затем испаряется. Таким образом, происходит удержание влаги в почве (именно поэтому рыхление часто называют сухим поливом).
Ответ: Чтобы улучшить дыхание корней и уменьшить испарение воды из почвы.
161. Каковы причины смены биогеоценозов?
Ответ:
1) причины смены биогеоценозов: изменение климата, деятельность человека, стихийные явления природы, а также изменение среды обитания проживающими в них видами;
162. Каковые основные отличия фотосинтеза от хемосинтеза?
Ответ формулируется на основе определений понятий «фотосинтез» и «хемосинтез».
Хемосинтез - преобразование энергии химических реакций в химическую энергию синтезируемых органических соединений.
Фотосинтез – преобразование световой энергии в химическую энергию синтезируемых из неорганических веществ органических (и неорганических) молекул. В ходе обоих процессов образуются органические вещества.
Ответ: