Контроль и надзор за законностью в сфере государственного управления.

О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.03.2014 г.). Государственный контроль - деятельность государственного органа по проверке и наблюдению за проверяемыми субъектами на предмет соответствия их деятельности требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан, в ходе осуществления и по результатам которой могут применяться меры правоограничительного характера без оперативного реагирования. Государственный надзор - деятельность государственного органа по проверке и наблюдению за соблюдением проверяемыми субъектами требований законодательства Республики Казахстан, в ходе осуществления и по результатам которой могут применяться меры правоограничительного характера, в том числе оперативного реагирования. Надзор за законностью в деятельности государственных органов, организаций и общественных объединений является одним из основных направлений работы органов прокуратуры, обеспечивающих верховенство Конституции Республики Казахстан, действующих законов и иных нормативных правовых актов, точное и единообразное их применение независимо от ведомственных и местных условий. В сферу надзора рассматриваемой направленности входит, в первую очередь, законность принимаемых названными органами правовых актов, особенно имеющих нормативный правовой характер. Надзор за законностью в деятельности государственных органов, организаций и общественных объединений является одним из основных направлений работы органов прокуратуры, обеспечивающей верховенство Конституции Республики Казахстан, действующих законов и иных нормативных правовых актов, точное и единообразное их применение независимо от ведомственных и местных условий. Сущность и назначение прокурорского надзора за законностью в деятельности государственных органов, организаций и общественных объединений заключается в том, что органы прокуратуры, осуществляя надзор в этой сфере, и прежде всего в области государственного управления, способствуют выполнению задач, стоящих перед обществом и государства в плане реального обеспечения провозглашенных Конституцией страны прав и свобод человека и гражданина.

 

Административно-правовые режимы.

Правовой режим – особый порядок правового регулирования, выражающийся в сочетании юридических средств и направленный на создание необходимых условий для удовлетворения интересов субъектов права в определенных условиях. Административно-правовой режим (в широком смысле) – общий режим деятельности органов государственного управления по реализации возложенных на них правомочий. Административно-правовой режим (в узком смысле) – совокупность правил поведения, деятельности граждан и юридических лиц, закрепленных в нормативных правовых актах, порядок реализации ими прав и законных интересов в определенных ситуациях в сфере публичного управления, направленный на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности специально создаваемыми для этой цели органами, подразделениями и службами органов государственного управления. Правовой основой административно-правовых режимов служат Конституция, законы, указы Президента РК, постановления Правительства РК, нормативные правовые акты гос. органов исполнительной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РК. Цели административно-правовых режимов – предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, опасных для личности, общества и государства, для обеспечения общественной безопасности и общественного порядка. Объект административно-правового режима - совокупность общественных отношений в сфере государственного (публичного) управления, регулируемых правилами административно-правового режима. Эти отношения относятся к публично-правовым отношениям. В случае регулирования частноправовых отношений нормами административно-правового режима это расценивается как нарушение законности. Признаки административно-правовых режимов: устанавливаются в сфере публичного управления, сфере деятельности органов исполнительной власти; регламентируются, в основном, нормами административного права; закрепляют, детализируют правила поведения граждан, государственных органов, общественных объединений, предприятий и учреждений; вводятся дополнительные ограничения, возлагаются дополнительные обязанности; широко применяются административные методы воздействия; вводится дополнительный контроль за соблюдением правил поведения гражданами и юридическими лицами, а также государственной администрацией; нарушение правил режима влечет за собой применение дополнительных мер государственного принуждения.