Вопросы самоконтроля

Вид

Род

Семейство

Отряд

Класс

Тип

Подцарство

Царство

Надцарство

4.Закрепил в науке использование бинарной (т.е. двойной) номенклатуры для обозначения видов. Первое слово род, второе собственно видовое название. Например, Canis familiaris – собака домашняя, Canis lupus - собака волк. Название рода является общим для всех видов, которые он объединяет: Canis- собака. Название вида стало коротким и более точным. Принцип двойных названий сохранился в систематике по настоящее время. В разных райнонах нашей страны одного и того же зверька – степного сурка называют по-разному6 байбак, бабак, бабачок, тарбаган, свиц, свистун, суур, сугур, эксачок. Научное же латинское название этого вида - Marmota bobak (сурок – байбак) – является единственным, которым пользуются зоологи.

Система Линнея была во многом искусственной. В основу классификации он положил сходство организмов по некоторым наиболее легко отличимым признакам. Но эти сходные признаки не всегда означают их общее происхождение. Линнею еще не были известны очень многие научные факты, позволяющие оценить степень родства тех или иных организмов. Объединив растения по числу тычинок, по характеру опыления, Линей в ряде случаев создал совершенно искусственные группы. Так, в класс растений с пятью тычинками он объединил морковь, лен, лебеду, колокольчики, смородину и калину. Из-за различий в числе тычинок ближайшие родственники, например брусника и черника, попали в разные классы. Зато в другом классе (однодомных растений) встретились осока, береза, дуб, ряска, крапива и ель. Однако, несмотря на эти очевидные просчеты, искусственная система Линнея сыграла огромную роль в истории биологии, так как помогала ориентироваться в огромном многообразии живых существ. Когда К. Линей и его последователи группировали близкие виды в роды, роды – в семейства и т.д., они брали за основу внешнее сходство форм. Причины такого сходства оставались нераскрытыми. Решение этого важнейшего вопроса принадлежит Ч. Дарвину, который показал, что причиной сходства может быть общность происхождения, т.е. родство.

В то же время К. Линей, по своим взглядам был последовательным креационистом. «Виды являются совершенно постоянными… Не возникает новых видов … Видов столько, сколько создал Бог». К. Линей допускал лишь незначительную изменчивость видов под влиянием почвенно-климатических условий и гибридизации.

Несмотря на господство взглядов о неизменчивости живой природы, биологи продолжали накапливать фактический материал, который противоречил этим представлениям.

Учение Ж.-Б. Ламарка об эволюции органического мира.

Ученым, создавшим первую эволюционную теорию был французский естествоиспытатель Жан – Батист – Ламарк.

Ламарк подверг критике понятие о постоянстве и неизменности вида. По его мнению, образование видов идет очень медленно и поэтому незаметно. Это положение снимало главный аргумент сторонников идеи о постоянстве и неизменности видов - отсутствие видимых изменений видов за последние 5-6 тыс. лет.

Занимаясь систематикой, Ламарк пришел к выводу о наличии незаметных переходов между видами, например дневных бабочек, мух, осок, молочаев. Живая природа представлялась ему как ряды непрерывно изменяющихся особей, которые человек лишь в воображении объединяет в виды. Смело, отвергнув идею постоянства видов, Ламарк стал ошибочно отрицать сам факт наличия их в природе. Впоследствии он пришел к правильному выводу: виды существуют в природе, но не вечно, а в течение определенных промежутков времени, т.е. они относительно постоянны.

1.Создал первую теорию эволюции органического мира в основу её положено представление о развитии постепенном и медленном, от простого к сложному.

2.Ввел принцип историзма как условия понимание биологических явлений.

Выдвинул в качестве главной причины изменяемости видов условия внешней среды.

Ламарк считал, что организмы следует располагать в системе как ступени лестницы, изображающей исторический путь развития живой природы от низкоорганизованных форм к высокоорганизованным. Он разделял животных на позвоночных и беспозвоночных и сгруппировал их в 14 классов, разместив на шести ступенях. На низшей оказались инфузории и полипы. Каждая следующая, более высокая ступень характеризовалась усложнением в строении основных систем органов – нервной и кровеносной. На высшей ступени Ламарк расположил птиц и млекопитающих.

Повышение организации живых существ от низшей ступени к высшей в процессе эволюции Ламарк назвал градацией (восхождение). Градация правильно отображает путь исторического развития живой природы от простого к сложному, от низшего к высшему. В этом большая заслуга ученого.

Однако, Ламарк не правильно определил причины градации, т.е. эволюции, по его мнению, направлении эволюции определяется следующими факторами:

Прямое влияние среды на наследственность у растений и низших животных, благодаря которому в пределах одной и той же ступени организации образуются различные виды, приспособленные к условиям жизни в окружающей среде..

Пример: изменчивость листьев стрелолиста в зависимости от степени погруженности листьев в воду, а точнее в зависимости от освещенности.

Закон упражнения и неупражнения: упражняемый орган совершенствуется, а неупражняемый – редуцируется. Приспособленность у высших животных возникает, по мнению Ламарка, косвенным путем, с участием нервной системы. Изменилась внешняя среда – и у животных появляются новые потребности и изменения в поведении. Если новые условия действуют длительно, то животные приобретают новые привычки в своем поведении. При этом орган, усиленно действующий, развивается сильнее, становиться крепче, а орган, мало применяемый в течении длительного времени, постепенно атрофируется.

Пример: формирование длиной ли у жирафа.

Волевые усилия у высших животных.

Пример: рога у парнокопытных.

Таким образом, Ламарк был первым, кто предложил развернутую концепцию трансформизма- изменяемости видов. Однако предложенный им механизм эволюции был настолько умозрителен, что встретил резкое неприятие большинства биологов его времени и в известной мере скомпрометировал саму идею эволюции.

Эволюционные идеи в России.

В России в XVIII в. складывались эволюционные представления о природе, их высказывали М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев. Они выдвигали идеи развития, изменяемости и связи явлений природы.

В трудах по истории земной коры и об ископаемых остатках органов М. Ломоносов пишет о связи живой и неживой природы вопреки господствовавшему тогда метафизическому подходу к изучению всех явлений природы как неизмененных и изолированных друг от друга. Он утверждал, что окаменелости отпечатки животных и растений, которые находят на поверхности горных пород или в их толщах, является остатками когда-то обитавших на Земле организмов.

А.Н. Радищев рассматривает природу в её единстве и развитии от простого к более сложному, от горных пород к растениям, животным и человеку.

К.Ф. Рулье, он писал об историческом развитии природы за 10-15 лет до выхода в свет сочинения Ч. Дарвина «Происхождение видов». Все в живой и неживой природе находятся во взаимных отношениях. Любой организм, испытывая действие окружающих условий, изменяется, и в свою очередь вызывает изменение внешней среды. С изменением среды организмы или приспосабливаются к ней, или погибают. Рулье отмечал факты вытеснения одних видов другими и вымирания их в результате борьбы за области питания, связывая происхождение видов с борьбой за существование. Он подчеркивал родство человека с животными.

Для доказательства эволюции Рулье главным образом использовал исследования ископаемых остатков животных, сравнительные данные о строении современных животных при одомашнивании.

А.И. Герцен считал необходимым изучать происхождения организмов, их родственные связи и рассматривать строение животных в единстве с физиологическими особенностями. Зоология занималась до сих пор только описанием признаков животных и систематикой их. Изучение физиологии, а затем психологии живого организма дает о нем более полное представление. Психическую деятельность следует также изучать в развитии – от низших типов и классов до высших, включая человека. Главные задачи натуралиста – вскрывать причины единства органического мира при всем его многообразии, объяснять его происхождение.

1.Каковы взгляды на биологию были в античное время и в средние века?

2.Какой вклад внес К.Линней в развитие биологии?

3.В чем сущность бинарной номенклатуры?

4.Каковы основные принципы систематики К.Линнея?

5.Какой вклад в развитие биологии внес Ж.Б. Ламарк?

6.Каковы были основные идеи эволюционной теории Ж.Б. Ламорка?

7.В чем состояли ошибки Ж.Б. Ламарка в объяснении эволюции?