Тема 17. Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследования признаков
Вопросы для самоконтроля
Задание № 1
Вопросы самоконтроля
1.Что такое онтогенез?
2.Какие стадии выделяют в эмбриональном этапе индивидуального развития?
3.Что такое бластула?
4.Сколько зародышевых листков содержит гаструла?
5.В чем заключается механизм дифференцировки и органогенеза?
6.Из какого зародышевого листка формируется тазовый пояс нижних конечностей человека.
Тема 16. Индивидуальное развитие: постэмбриональный период
1.Прочитайте ниже изложенный учебный материал.
2.Ответьте на вопросы самоконтроля.
Стадия эмбрионального развития заканчивается рождением или вылуплением из яйца детеныша животных, прорастанием семени растений. Следующую стадию - развития организма до смерти – называют постэмбриональным развитием. В постэмбриональном развитии также различают целый ряд последовательных стадий, изучать которые можно, лишь учитывая результаты взаимодействия организма с условиями внешней среды. Формирование растущего организма во многом зависит также и от работы желез внутренней секреции (щитовидной, половых, гипофиза и т.д), от регуляции со стороны нервной системы.
I.Ювенильный период (до полового созревания)
Различают два вида :
1) Прямое – из яйцевых оболочек или из тела матери выходит организм небольших размеров, но в нем заложены все основные органы, свойственные взрослому организму (пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).
При таком развитии новорожденные существа отличаются от взросло формы преимущественно размерами, а также недоразвитием ряда органов и пропорциями тела.
2) Непрямое (метаморфоза) – из яйца выходит личинка, обычно устроенная проще взрослого животного, со специальными личиночными органами, отсутствующими во взрослом состоянии.
Личинка питается, растет и со временем личиночные органы, заменяются органами, свойственными взрослым животным.
К животным с непрямым развитием относятся кишечнополостные, плоские и кольчатые черви, ракообразные, насекомые и др., а из позвоночных – амфибии.
Непрямое развитие часто приносят организмам значительные преимущества.
Значение метаморфоза.
1.Личинки могут самостоятельно питаться и растут, накапливая клеточный материал для формирования постоянных органов, свойственных взрослым животным.
2.Личинки играют важную роль в расселении вида, в расширении ареала их обитания.
В результате того, что личиночные формы некоторых животных живут в иных условиях и имеют другие источники питания, чем взрослые особи, это снижает интенсивность борьбы за существование внутри вида.
II.Зрелый, или пубертатный, период.
Характеризуется наибольшей самостоятельной активностью организма в окружающей среде.
III.Период старости.
Старение- общебиологическая закономерность, свойственная всем живым организмам. Состояние старости в биологическом понимании достигается благодаря изменениям, составляющим содержание процесса старения. Эти изменения распространяются на все функциональные системы и обнаруживаются на любом структурно- функциональном уровне организации - будь то молекулярный, клеточный, тканевый и органный. Таким образом, биологический смысл старения заключается в том, что он делает неизбежной смерть. Последняя же представляет собой универсальный механизм ограничения определенным пределом участия многоклеточных организмов в репродукции себе подобных. Без смерти не было бы смены поколений - одной из главных предпосылок эволюционного процесса.
Процесс старения находится под генетическим контролем, и максимальная продолжительность жизни является видовым признаком. Среднюю продолжительность жизни определяют многие факторы: инфекционные болезни, аномалии развития, нарушение экологического равновесия и т.д. естественная продолжительность человеческой жизни может достигать 120-150 лет. Документально засвидетельствована продолжительность жизни в 207 лет англичанина Томаса Корке, родившегося в 1588г. и умершего в 1795г.
1.Какой период развития организмов называют постэмбриональным?
2.Какие типы постэмбрионального развития встречаются у живых организмов?
3.Перечислите виды организмов для которых характерно прямое развитие?
4.Перечислите виды организмов для которых характерно непрямое развитие?
5.Каково биологическое значение развития с метаморфозом?