Тема 17. Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследования признаков

Вопросы для самоконтроля

Задание № 1

Вопросы самоконтроля

1.Что такое онтогенез?

2.Какие стадии выделяют в эмбриональном этапе индивидуального развития?

3.Что такое бластула?

4.Сколько зародышевых листков содержит гаструла?

5.В чем заключается механизм дифференцировки и органогенеза?

6.Из какого зародышевого листка формируется тазовый пояс нижних конечностей человека.

 

Тема 16. Индивидуальное развитие: постэмбриональный период

 

1.Прочитайте ниже изложенный учебный материал.

2.Ответьте на вопросы самоконтроля.

 

Стадия эмбрионального развития заканчивается рождением или вылуплением из яйца детеныша животных, прорастанием семени растений. Следующую стадию - развития организма до смерти – называют постэмбриональным развитием. В постэмбриональном развитии также различают целый ряд последовательных стадий, изучать которые можно, лишь учитывая результаты взаимодействия организма с условиями внешней среды. Формирование растущего организма во многом зависит также и от работы желез внутренней секреции (щитовидной, половых, гипофиза и т.д), от регуляции со стороны нервной системы.

I.Ювенильный период (до полового созревания)

Различают два вида :

1) Прямое – из яйцевых оболочек или из тела матери выходит организм небольших размеров, но в нем заложены все основные органы, свойственные взрослому организму (пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).

При таком развитии новорожденные существа отличаются от взросло формы преимущественно размерами, а также недоразвитием ряда органов и пропорциями тела.

2) Непрямое (метаморфоза) – из яйца выходит личинка, обычно устроенная проще взрослого животного, со специальными личиночными органами, отсутствующими во взрослом состоянии.

Личинка питается, растет и со временем личиночные органы, заменяются органами, свойственными взрослым животным.

К животным с непрямым развитием относятся кишечнополостные, плоские и кольчатые черви, ракообразные, насекомые и др., а из позвоночных – амфибии.

Непрямое развитие часто приносят организмам значительные преимущества.

Значение метаморфоза.

1.Личинки могут самостоятельно питаться и растут, накапливая клеточный материал для формирования постоянных органов, свойственных взрослым животным.

2.Личинки играют важную роль в расселении вида, в расширении ареала их обитания.

В результате того, что личиночные формы некоторых животных живут в иных условиях и имеют другие источники питания, чем взрослые особи, это снижает интенсивность борьбы за существование внутри вида.

II.Зрелый, или пубертатный, период.

Характеризуется наибольшей самостоятельной активностью организма в окружающей среде.

III.Период старости.

Старение- общебиологическая закономерность, свойственная всем живым организмам. Состояние старости в биологическом понимании достигается благодаря изменениям, составляющим содержание процесса старения. Эти изменения распространяются на все функциональные системы и обнаруживаются на любом структурно- функциональном уровне организации - будь то молекулярный, клеточный, тканевый и органный. Таким образом, биологический смысл старения заключается в том, что он делает неизбежной смерть. Последняя же представляет собой универсальный механизм ограничения определенным пределом участия многоклеточных организмов в репродукции себе подобных. Без смерти не было бы смены поколений - одной из главных предпосылок эволюционного процесса.

Процесс старения находится под генетическим контролем, и максимальная продолжительность жизни является видовым признаком. Среднюю продолжительность жизни определяют многие факторы: инфекционные болезни, аномалии развития, нарушение экологического равновесия и т.д. естественная продолжительность человеческой жизни может достигать 120-150 лет. Документально засвидетельствована продолжительность жизни в 207 лет англичанина Томаса Корке, родившегося в 1588г. и умершего в 1795г.

1.Какой период развития организмов называют постэмбриональным?

2.Какие типы постэмбрионального развития встречаются у живых организмов?

3.Перечислите виды организмов для которых характерно прямое развитие?

4.Перечислите виды организмов для которых характерно непрямое развитие?

5.Каково биологическое значение развития с метаморфозом?