Виды общественных отношений, регулируемых административным правом.

Общественные отношения непосредственно связаны с государ­ственно-управленческой деятельностью, а потому и обобщенно назы­ваются управленческими.. В частности, это отношения, возника­ющие в связи с функционированием негосударственных формиро­ваний (общественные объединения, коммерческие структуры и т.п.). необходимо учитывать ряд важных обстоятельств, совокупность кото­рых проливает свет на его реальное место в правовой системе, на его служебную роль.

Во-первых, свое регулятивное воздействие административное право оказывает на управленческие общественные отношения, придавая им тем самым упорядоченный, т.е. соответствующий интересам государства и общества, характер. В центре его внимания находятся те виды такого рода отношений, которые непосредственно возникают в связи с практическим выполнением задач и функций государственно-управленческой деятельности. Данную область общественных отношений традиционно называют сферой государственного управления, в рамках которой субъекты исполнительной власти повседневно руководят хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами, свойственными для них средствами (методами). Во-вторых, административное право регулирует те отношения с участием соответствующих субъектов исполнительной власти, кото­рые складываются по поводу осуществления ими возложенных именно на них управленческих функций. Имеется в виду практическая реа­лизация принадлежащих им юридически-властных полномочий. Без таковых исполнительный орган не может выступать в роли субъекта исполнительной власти, осуществлять управленческие функции. В-третьих, следует особо подчеркнуть, что такие категории, как «сфера государственного управления» и «управленческие отношения» настолько многозначны, что охватывают все основные проявления экономической, социально-культурной и административно-политиче­ской жизни. Во всех видах управленческих отношений непременно участвует тот или иной исполнительный орган. Без него управлен­ческие отношения в административно-правовом смысле возникать не могут, ибо только он в состоянии в юридической форме выражать во­лю и интересы государства, практически реализовывать в исполни­тельном варианте государственную власть. Поэтому такого рода отно­шения не могут возникать между гражданами, между общественными объединениями и внутри них. По сфере возникновения различают управленческие отношения, ограниченные рамками каждого органа государственного управления (внутренние управленческие отношения), и отношения этих органов с их объектами (объектами-субъектами) управления (внешние управленческие отношения).

 

Новые подходы к классификации общественных отношений, регулируемых административным правом.

В зависимости от особенностей их участников выделяются следующие наиболее типичные их виды между:а) соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (например, вышестоящие и нижестоящие органы);

б) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковоморганизационно-правовом уровне (например, два министерства, администрация двух областей);в) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.) организациями;

г) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями, организациями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т.п.);д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;е) между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, организациями (коммерческие структуры и т.п.);ж) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями; з) между субъектами исполнительной власти и гражданами.

Управленческие отношения можно классифицировать также в зависимости от конкретных целей возникновения:а) внутренние, или внутриорганизационные, внутрисистемные. Это отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата органа управления и т.п. Такого рода управленческие отношения выражают интересы самоорганизации всей системы исполнительной власти сверху донизу, а также каждого ее звена. Сторонами в них выступают соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения, а также должностные лица;б) внешние - отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему (механизм) исполнительной власти