Сравнительная характеристика прокариот и эукариот
ЛИТЕРАТУРА
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Проведите социологический опрос об отношении к медицинским биотехнологиям.
Совершите виртуальную прогулку по лаборатории культур животных клеток(http://www.ksu.ru/nilkto/cell/index.html) и ответьте на вопросы.
1) Что такое ламинар? Зачем он используется?
2) Для чего проводят стерилизацию посуды?
3) Какие компоненты входят в состав питательных сред для культивирования животных клеток?
4) С какой целью проводят пересев клеточных культур?
5) Как можно оценить количество клеток в культуре?
2. Решите ситуационные задачи по теме занятия.
Задача 1. На основании табличных данных постройте кривую роста клеточной культуры.
Время, ч | Биомасса, г |
0,5 | |
1,5 | |
2,5 | |
3,5 | |
4,5 |
Почему в начале процесса прирост биомассы происходит медленно? С чем может быть связано замедление роста культуры в конце эксперимента?
Задача 2.Изучается эффективность разных микроорганизмов в качестве продуцентов ценного фармакологического препарата. Клетки выращивают в сосудах объемом 10 литров. После завершения каждого цикла выращивания сосуд освобождают, моют, заполняют новыми клетками и свежей питательной средой. Результаты исследования приведены в таблице.
Продуцент | Количество образовавшегося продукта, г/10 мл среды | Время одного полного цикла выращивания, сут. |
Saccharamyces cerevisiae | 0,962 | |
Saccharamyces rosei | 0,315 | |
Zymomonas anaerobia | 0,710 |
Для каждого продуцента рассчитайте выход продукта за 1 цикл (кг/10 л). Вычислите количество продукта (кг), которое можно получить за год, если реакторы работают на полную мощность. Сделайте вывод об эффективности продуцентов.
Составьте опросный лист, включив в него вопросы, касающиеся отношения к различным аспектам медицинской биотехнологии. Проведите опрос среди студентов своей группы, друзей и родственников. Сравните полученные результаты. Зависит ли отношение к медицинской биотехнологии от возраста, образования?
Темы рефератов:
1. Успехи органной терапии.
2. Этические проблемы работы со стволовыми клетками.
3. Национальные программы криосохранения биологического материала.
4. Успехи клонирования животных.
5. Этические проблемы клонирования.
6. Успехи генной терапии.
Основная литература:
1. Биология [Текст] / под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – Т. 1,2.
2. Биология: руководство к практическим занятиям [Текст]: учебное пособие для студентов стоматологического факультета / под ред. В.В. Маркиной. – М.: Гэотар-Медиа, 2010. – 448 с.
Дополнительная литература:
1. Сазыкин Ю.О., Орехов С.Н., Чакалева И.И. Биотехнология. [Текст]: учебное пособие для студентов высших фармацевтических учебных заведений – М.: Академия, 2006. – 204 с.
2. Кузьмина Н.А. Основы биотехнологии [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов биологического факультета. - http://www.biotechnolog.ru/