Вопросы и оценочные баллы.

МеТОдИЧеСКие уКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

1. Понятие биологических ритмов.

2. Определение хрономедицины, ее основные разделы.

3. Основные показатели биоритмов.

4. Методы математического анализа в изучении биоритмов.

5. Адаптивные, неадаптивные, экзогенные, эндогенные биоритмы.

6. Классификация биоритмов Ф.Халберга.

7. Основные теории природы биоритмов.

8. Роль промежуточного мозга и мелатонина в формировании биоритмов.

9. Понятие о «часовых» генах и механизм их экспрессии.

10. Суточные биоритмы основных систем органов.

11. Циркадианный ритм мозговой активности и работоспособности.

12. Хронотипы человека.

13. Недельные биоритмы и их значение.

14. Влияние фаз Луны на месячные биоритмы.

15. Внутригодовые индивидуальные биоритмы человека. Теория критических дней.

16. Биоритмы и клиническая медицина.

17. Значение биоритмов в режиме спортсменов.

18. Понятие, классификации и профилактика десинхронозов.

 

1. Определите свой индивидуальный хронотип, используя тест Остберга (в модификации С.И. Степановой).

Прежде чем ответить на вопрос, прочтите его внимательно. Отвечайте, пожалуйста, на все вопросы. Отвечайте на вопросы, не нарушая предложенной последовательности. На каждый вопрос необходимо отвечать независимо от ответов на другие вопросы. Не возвращайтесь к ответам на предыдущие вопросы для сравнения их с ответом на очередной вопрос. На каждый вопрос старайтесь ответить с максимальной откровенностью.

1. Когда бы вы предпочли вставать, если бы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались при этом исключительно личными желаниями?

Часы Баллы
Зимой Летом
05.00 – 07.00 04.00 – 06.00
07.00 – 08.00 06.00 – 07.00
08.00 – 10.00 07.00 –10.00
10.00 –11.00 10.00 – 11.00
11.00 – 12.00 11.00 – 12.00

 

2. Когда бы вы предпочли ложиться спать, если бы планировали свое вечернее время совершенно свободно и руководствовались при этом исключительно личными желаниями?

Часы Баллы
Зимой Летом
20.00 –21.00 21.00 – 22.00
21.00 – 21.30 22.00 – 22.30
21.30 – 24.00 22.30 –01.00
24.00 – 02.00 01.00 – 03.00
02.00 – 03.00 03.00 – 04.00

 

3. Как велика ваша потребность в будильнике, если утром Вам необходимо встать в точно определенное время?

Ответ Баллы
Совершенно нет потребности
В отдельных случаях есть потребность
Потребность в будильнике довольно сильная
Будильник мне абсолютно необходим

 

4. Если бы Вам пришлось готовиться к сдаче экзаменов в условиях жесткого лимита времени и использовать для занятий ночь (23- 2 ч), насколько продуктивной была бы Ваша работа в это время?

Ответ Баллы
Абсолютно бесполезной, совершенно не мог бы работать
Некоторая польза была бы
Работа была бы достаточно эффективная
Работа была бы высокоэффективной

 

5. Легко ли вам вставать утром в обычных условиях?

Ответ Баллы
Очень трудно
Довольно трудно
Довольно легко
Очень легко

 

6. Чувствуете ли вы себя полностью проснувшимся в первые полчаса после подъема?

Ответ Баллы
Очень большая сонливость
Есть небольшая сонливость
Довольно ясная голова
Полная ясность мысли

 

7. Каков ваш аппетит в первые полчаса после подъема?

Ответ Баллы
Аппетита совершенно нет
Аппетит снижен
Довольно хороший аппетит
Прекрасный аппетит

 

8. Если бы Вам пришлось готовиться к экзаменам в условиях жесткого лимита времени и использовать для подготовки раннее утро (4- 7 ч). Насколько продуктивной была бы Ваша работа в это время?

Ответ Баллы
Абсолютно бесполезной. Я совершенно не мог бы работать
Была бы некоторая польза
Работа была бы достаточно эффективной
Работа была бы высокоэффективной

 

9. Чувствуете ли вы физическую усталость в первые полчаса после утреннего подъема?

Ответ Баллы
Очень большая вялость (вплоть до полной разбитости)
Небольшая вялость
Незначительная бодрость
Полная бодрость

 

10. Если ваш следующий день свободен от работы, когда вы ложитесь спать?

Ответ Баллы
Не позже, чем обычно
Позже на один час и менее
На один-два часа позже
Более чем на 2 часа позже

 

11. Легко ли вы засыпаете в обычных условиях?

Ответ Баллы
Очень трудно
Довольно трудно
Довольно легко
Очень легко

 

12. Вы решили укрепить свое здоровье с помощью физической культуры. Ваш друг предложил заниматься вместе по 1 ч 2 раза в неделю. Для вашего друга лучше всего это делать от 7 до 8 ч утра. Является ли этот период наилучшим и для Вас?

Ответ Баллы
В это время я бы находился в хорошей форме
Я был бы в довольно хорошем состоянии
Мне было бы трудно
Мне было бы очень трудно

 

13. Когда вы вечером чувствуете себя настолько усталыми, что должны лечь спать?

Ответ (часы) Баллы
20.00-21.00
21.01- 22.00
22.01 -01.00
01.01 - 02.00
02.01-03.00

 

14. При выполнении 2-часовой работы, требующей от вас полной мобилизации умственных сил, какой из четырех предлагаемых периодов вы выбрали бы для этой работы, если бы были совершенно свободны в планировании своего распорядка дня и руководствовались только личными желаниями?

 

15. Как велика ваша усталость к 23 ч?

Ответ Баллы
Я очень устаю
Я заметно устаю
Я слегка устаю
Я совершенно не устаю

 

16. По какой-то причине вам пришлось лечь спать на несколько часов позже, чем обычно. На следующее утро нет необходимости вставать в определенное время. Какой из четырех предлагаемых вариантов вам больше всего подходит?

Ответ Баллы
Я проснусь в обычное время и больше не усну
Я проснусь в обычное время и буду дремать
Я проснусь в обычное время и снова засну
Я проснусь позже, чем обычно

 

17. Вы должны дежурить ночью с 4-х до 6-ти ч. Следующий день у вас свободен. Какой из четырех предлагаемых вариантов будет для вас наиболее приемлем?

Ответ Баллы
Спать я буду только после ночного дежурства
Перед дежурством я вздремну, а после дежурства лягу спать
Перед дежурством я хорошо высплюсь, а после дежурства еще подремлю
Я полностью высплюсь перед дежурством

 

18. Вы должны в течение 2-х ч выполнять тяжелую физическую работу. Какое время вы выберете для этого, если будете полностью свободны в планировании своего распорядка дня и сможете руководствоваться исключительно личными желаниями?

Ответ (часы) Баллы
08.00-10.00
11.00-13.00
15.00-17.00
19.00-21.00

 

19. Вы решили всерьез заняться спортом. Ваш друг предлагает тренироваться вместе 2 раза в неделю по 1 часу, лучшее время для него - 22-23 ч. Насколько благоприятным, судя по самочувствию, было бы это время для вас?

Ответ Баллы
Да, я был бы в хорошей форме
Пожалуй, я был бы в приемлемой форме
Немного поздновато, я был бы в плохой форме
Нет, в это время я бы совсем не мог тренироваться

 

20. В котором часу вы предпочитали вставать в детстве во время летних каникул, когда час подъема выбирался исключительно по вашему желанию?

Ответ (часы) Баллы
05.00 - 07.00
07.01 - 08.00
08.01 - 10.00
10.01 - 11.00
11.01- 12.00

 

21. Представьте себе, что вы можете свободно выбирать свое рабочее время. Предположим, вы имеете 5-часовой рабочий день (включая перерывы) и ваша работа интересна и удовлетворяет вас. Выберите 5 непрерывных часов, когда эффективность Вашей работы была бы наивысшей. (Для оценки берется наивысший балл.)

Ответ (часы) Баллы
00.01 – 05.00
05.01 - 08.00
08.01 - 10.00
10.01 - 16.00
16.01 - 21.00
21.01 - 24.00

 

22. В какое время суток вы полностью достигаете вершины своей работоспособности?

Ответ (часы) Баллы
00.01 – 05.00
05.01 - 08.00
08.01 - 09.00
09.01 - 14.00
14.01 - 17.00
17.01 - 24.00

 

23. Иногда приходится слышать о людях «утреннего» и «вечернего» типов. К какому из этих типов вы себя отнесите?

Ответ Баллы
К утреннему
Скорее к утреннему, чем к вечернему
Скорее к вечернему, чем к утреннему
Четко к вечернему

 

Ваш тип вы сможете определить по сумме баллов:

- свыше 92 -четко выраженный утренний тип.

- 77-91 -слабовыраженный утренний тип.

- 58-76 -аритмичный тип.

- 42-57 -слабовыраженный вечерний тип.

- ниже 41 -четко выраженный вечерний тип.

 

2. Заполните сводную таблицу, отражающую количественную характеристику хронотипов студентов Вашей группы.

Хронотипы Абсолютное число % соотношение
«Жаворонки»    
«Совы»    
«Аритмики»    

 

3. Проведите сравнительный анализ частоты встречаемости различных хронотипов в популяцих человека и среди студентов Вашей группы.

Хронотипы Средне-статистические показатели (%) Частота различных хронотипов в Вашей группе (%)
«Жаворонки»    
«Совы»    
«Аритмики»    
ВЫВОД: