Рекомендации по подготовке рабочего места

1. Установить на экран оптический фильтр (если нет встроенного).

2. Верхний край монитора должен находиться на одном уровне с глазом, нижний край экрана должен находиться примерно на 20 градусов ниже уровня глаза.

3. Экран компьютера должен быть на расстоянии 40-75 см от глаз.

4. Освещенность экрана должна быть равна освещенности помещения.

5. При работе с клавиатурой локтевой сустав должен находиться под углом 90 градусов.

6. Каждые 10 минут отводить на 5-10 секунд взгляд в сторону от экрана (например, в сторону окна).

7. Не работать на клавиатуре непрерывно более 30 минут.

8. При первых признаках боли рук немедленно обращаться к врачу.

9. Организовать работу таким образом, чтобы характер выполняемых операций изменялся в течение рабочего дня.

10. Продолжительность непосредственной работы с компьютером зависит от наличия навыков и тяжести работы и составляет: для студентов I курса – 1 час; для студентов старших курсов – 2 часа с перерывом 15-20 мин.; для преподавателей – 4 часа с перерывом 20 минут через каждые 2 часа.

2. Решите ситуационные задачи.

Задача 1.Гипоксия – недостаточное снабжение тканей кислородом. Основным экологическим фактором риска гипоксии является пониженное парциальное давление кислорода (рО2) в атмосферном воздухе (в горной местности, в районах Крайнего Севера и Антарктиды, при длительном нахождении в замкнутом пространстве). Состояние гипоксии развивается также при интенсивной физической нагрузке, при отравлении нитратами (нитритами), угарным газом, наркотиками, цианистыми соединениями, при утоплении, заболеваниях сердца и легких, кровопотере и т.д.

При гипоксии, возникшей по любой причине, нарушается гомеостаз: в тканях накапливаются недоокисленные продукты (молочная кислота, СО2 и др.), что рефлекторно запускает ряд механизмов компенсации, направленных на восстановление гомеостаза. В итоге развивается состояние адаптации. Если адаптация не наступит, то разовьется патологическое состояние, которое может привести к смертельному исходу.

1) Какие из перечисленных экологических факторов риска гипоксии относят к естественным, а какие к антропогенным?

2) Что лежит в основе механизмов гипоксии, возникшей при отравлениях нитратами, наркотиками, угарным газом, цианистыми соединениями, при интенсивной физической нагрузке и кровопотерях?

3) Какие функциональные изменения происходят в основных системах органов, обеспечивающих механизмы срочной адаптации к пониженному рО2 в атмосфере? Как изменяются частота дыхания и пульса, количество циркулирующей крови и эритроцитов?

4) Какие функциональные изменения происходят в основных системах органов, обеспечивающих механизмы долговременной адаптации к пониженному рО2 (например, при длительном пребывании в горах)? Как изменяются легочное и тканевое дыхание, жизненная емкость легких, количество эритроцитов и гемоглобина в крови, количество митохондрий в клетках, активность дыхательных ферментов и др?

Задача 2.Индивидуальная, тканевая и органная чувствительность к гипоксии. Выберите две группы студентов (занимающихся и не занимающихся спортом), в каждой группе по 2-3 студента. Сосчитайте у всех частоту пульса и дыхания. Попросите всех задержать дыхание (на высоте глубокого вдоха) на максимально возможное время, затем вновь сосчитайте у них частоту дыхания и пульса. Объясните обнаруженные различия.

Задача 3. Чувствительность к гипоксии разных тканей и органов человека.

1) Какие ткани и органы наиболее чувствительны к недостатку кислорода?

2) Через сколько минут в условиях гипоксии погибают клетки коры больших полушарий головного мозга, спинного мозга, сердечная и скелетные мышцы?

3) Как можно продлить жизнеспособность органов в условиях гипоксии?