Репликация
Геном - бұл: Л
I. Молекулалық биология негіздері және Жасушаның молекулалық биологиясы
Оқу жылы
Пәнінен емтихан тесттері
Фармация» факультеті, «Фармация» мамандығы бойынша 1 курс студенттеріне арналған молекулалық биология және генетика
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биология».
Оборудование учебного кабинета:
- места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
- АРМ преподавателя, мультимедийный комплекс;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Биология. Общая биология. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень / [Д.К.Беляев, П.М.Бородин, Н.Н.Воронцов и др.] под ред. Д.К.Беляева, Г.Н.Дымшица; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». -10-е изд.-М.: Просвещение, 2011.- 304с.: ил.- (Академический школьный учебник).-ISBN 978-5-09-025749-7.
Дополнительные источники:
- Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учеб. Заведений/ В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин.- 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.- 624 с.: ил. ISBN 5-7107-542
http://studyport.ru/estestvennyie-nauki/obschaya-biologiya-uchebnoe-posobie-dlya-10-11-klassov6-9
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Должен уметь: - объяснять:роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; - решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); - описывать особей видов по морфологическому критерию; - выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; - сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; - анализировать и оцениватьразличные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; - находитьинформацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля: - соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) правил поведения в природной среде; - оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; -оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии клонировании, искусственного оплодотворении | Текущий контроль: лабораторные работы, самостоятельные (внеаудиторные работы). Промежуточный контроль: лабораторные работы, самостоятельные (внеаудиторные работы). Итоговый контроль: дифференцированный зачет. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения учебной дисциплины должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность усвоенных знаний, освоенных умений, но и развитие общих компетенций.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Демонстрация интереса к будущей профессии в процессе освоения образовательной программы, участие в НОУ, олимпиадах профессионального мастерства, фестивалях, конференциях. | Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности. |
Организовывать собственную деятельность исходя из целей и способов ее достижения. | Выбор и применение методов и способов решения поставленных задач. Оценка эффективности и качества выполнения. | Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности. |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, ответственность за результаты своей работы. | Организация самостоятельных занятий пи изучении данной дисциплины. | Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности. |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | Эффективный поиск необходимой информации по данной дисциплине. Использование различных источников, включая электронные. | Наблюдение и оценка достижений обучающихся на внеаудиторной самостоятельной работе. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Применение информационно-коммуникационных технологий при организации самостоятельной работы по данной дисциплине. | Наблюдение и оценка достижений обучающихся на внеаудиторной самостоятельной работе. |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | Взаимодействие обучающихся с мастерами, преподавателями в ходе обучения. | Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности. |
Исполнять воинскую обязанность, в т.ч. с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | Демонстрация профессиональных знаний и умений необходимых для исполнения воинской обязанности. | Наблюдение и оценка достижений обучающихся на практических занятиях, внеурочной деятельности. |
Разработчик: | ||
ГОУ СПО (ССУЗ) «Карталинский агротехнологогический техникум» | Преподаватель общепрофессиональных дисциплин | И.С.Семенова |
Эксперты: | ||
_______________________ место работы | ___________________ занимаемая должность | ____________________ инициалы, фамилия |
_______________________ место работы | ___________________ занимаемая должность | ____________________ инициалы, фамилия |
1. ДНҚ-дағы генетикалық ақпараты:
1. жойылады
2. реформаланады
3. =іске асырылады
4. түзетіледі
5.көбейеді
2. а-РНҚ қатысады:
1. тұқым қуалау ақпаратын тігуге
2. тұқым қуалау ақпаратын оқуға
3. =тұқым қуалау ақпаратын жазып алуға
4. тұқым қуалау ақпаратының жоюылуына
5. тұқым қуалау ақпараты туралы хабар беруге
3. Криктің негізгі постулаты анықтайды:
1. репарацияның түрлерін және бағыттарын
2. процессингтің түрлерін және бағыттарын
3. =тұқымқуалау ақпаратының берілу түрлерін және бағыттарын
4. сплайсингтің түрлерін және бағыттарын
5. тұқымқуалау ақпаратының көбеюі түрлерін және бағыттарын
4. ДНҚ- ның түрлік ерекшелігі, ненің орналасу ретіне тәуелді:
1. нуклеомерлердің
2. нуклеофилдердің
3. нуклеосомдардың
4. =нуклеотидтердің
5. нуклеоформдардың
1. сома жасушаларындағы генетикалық материал
2. соматропты жасушаларындағы генетикалық материал
3. бір ДНҚ молекуласындағы гендер жиынтығы
4. =хромосомалардың гаплоидты жиынтығындағы гендер жиынтығы
5. хромосомалардың диплоидты жиынтығындағы гендер жиынтығы
6. Ақпаратты РНҚ (а-РНҚ) пайда болады:
1. ДНҚ репликациясы нәтижесінде
2. ДНҚ трансляциясы нәтижесінде
3. ДНҚ трансдукциясы нәтижесінде
4. =ДНҚ транскрипциясы нәтижесінде
5. ДНҚ трансформациясы нәтижесінде
7. Тұқым қуалау ақпаратының жалпы тасымалдау типін анықтаңыз:
1. ДНҚ-ДНҚ; ДНҚ- а-РНҚ; ДНҚ-ақуыз
2. ДНҚ-а-РНҚ; РНҚ- а-РНҚ; РНҚ-ДНҚ
3. =ДНҚ-ДНҚ; ДНҚ-а РНҚ; а-РНҚ- ақуыз
4. ДНҚ-ақуыз; а-РНҚ-ДНҚ; а-РНҚ-ақуыз
5. РНҚ-РНҚ; ДНҚ-ақуыз; ДНҚ- а-РНҚ
8. Прокариоттар гендерінің реттеуші қатарларының дұрыс құрамын анықтаңыз:
1. промотор, Хогнесс-бокс, энхансер
2. оператор, Хогнесс-бокс, сайленсер
3. оператор, Прибнов-бокс, терминатор
4. =промотор, оператор, Хогнесс-бокс
5. промотор, Прибнов-бокс, Хогнесс-бокс
9. Эукариоттар гендерінің реттеуші қатарларының дұрыс құрамын анықтаңыз:
1. промотор, оператор, Хогнесс-бокс
2. промотор, энхансер, Хогнесс- бокс
3. =оператор, Прибнов- бокс, терминатор
4. оператор, Хогнесс-бокс, энхансер
5. промотор, оператор, Хогнесс-бокс
10. РНҚ – полимеразаның сигма-суббірлігінің атқаратын қызметі:
1. геннің транскрипциясының басында, жалғастыруда, терминациялауда
2. =геннің трансляциясында, репликацияда, транскрипцияда
3. геннің транскрипциясының басында промоторды тану және онымен байланысу
4. геннің транскрипциясын бастау, жалғастыру, аяқтау
5. а – РНҚ –ның пісіп – жетілуін бастау, жалғастыру
11. РНҚ – полимеразаның кор-ферментінің атқаратын қызметі:
1. геннің транскрипциясының басында, жалғастыруда, терминациялауда
2. =а –РНҚ синтезделуін жалғастыру, аяқтау
3. а – РНҚ пісіп – жетілуін жалғастыру, аяқтау
4. промотормен байланысып транскрипцияны жалғастыру және а-РНҚ-ның пісіп жетілуі
5. транскрипцияны бастау, жалғастыру және а-РНҚ пісіп – жетілуі
12. ДНҚ – ның лидерлік тізбегінің синтезделуі сипаталады:
1. =бір праймердің синтезделуімен, әрі қарай жаңа тізбектің үздіксіз синтезделуімен
2. бір праймердің синтезделуі және ары қарай Оказаки кесінділерінің синтезделуімен
3. бірнеше праймердің синтезделуі және жаңа тізбектің ары қарай үздіксіз синтезделуімен
4. бірнеше праймердің синтезделуі және ары қарай Оказаки кесінділерінің синтезделуімен
5. праймерлер синтезделместен ДНҚ – полимеразаның жаңа тізбекті синтездеуімен
13. Репликациялық айыр аймағында қызмет атқаратын ферменттік комплекстер құрамына кіреді:
1. хеликазалар, SOS – ақуыздар, топоизомеразалар
2. хеликазалар, SSB – ақуыздар, тополигазалар
3. хеликазалар, эндомеразалар және топоизомеразалар
4. =хеликазалар, SSB – ақуыздар, топоизомеразалар
5. хеликазалар, SNP-ақуыздар және лигазалар
14. Рибосомалық РНҚ (р-РНҚ) қызметтері:
1. ДНҚ – дан тұқымқуалау ақпаратын көшіру
2. = ақуыз биосинтезіне қатысу
3. аминқышқылдарын ақуыз синтезделетін жерге тасымалдау
4. тұқымқуалау ақпаратын ДНҚ- а-РНҚ-ға беру
5. лизосомалар құрамына кіреді
15. т-РНҚ қызметтері:
1. ДНҚ – дан тұқымқуалау ақпаратын көшіру
2. тұқымқуалау ақпаратын сақтау
3. =аминқышқылдарын ақуыз синтезделетін жерге тасымалдау
4. тұқымқуалау ақпаратын беру
5. майлар синтезіне қатысуы
16.Эукариоттардың гендері сипатталады:
1. =мозаикалық құрылысы болуымен
2. мозаикалық суретінің болуымен
3. тек интрондары болуымен
4. тек экзондардан тұруымен
5. үшнуклеотидті қайталанулардан тұруымен
17. Прокариоттар гендері сипатталады:
1. мозаикалық құрылысы болуымен
2. = тек экзондардан тұруымен
3. тек интрондардан тұруымен
4. экзондар мен интрондардан тұруымен
5. үшнуклеотидті қайталанулардан тұруымен
18. Промотор қатысатын процесстер:
1. арнайы реттеуші ақуыздармен байланысуға
2. ДНҚ – полимеразамен байланысуға
3. геннің құрылымын реттеуге
4. хромосоманың активтілігін реттеуге
5. =транскрипцияны реттеуге
19. аРНҚ-ның матрицалық синтезі азотты негіздердің комплементарлы байланысуы жолымен жүреді:
1. аденин - тимин
2. аденин - цитозин
3. аденин - гуанин
4. цитозин - тимин
5. = пурин - пиримидин
20. ДНҚ молекуласының екі еселенуі жүреді:
1. коллегиалды
2. коллинеарлы
3. =жартылай консервативті
4. консервативті
5. универсальді
21. ДНҚ репликациясына қатысатын ферменттер:
1. хелимераза
2. топоизовертаза
3. РНК- полимераза
4. ДНҚ-ревертаза
5. = ДНК-полимераза
22. ДНҚ молекуласының екі еселену процесіне қатысатын ақуыз:
1. эндомераза
2. =эндонуклеза
3. эндолипаза
4. экзомераза
5. лигаментаза