Вопрос № 23.Назначение, состав и работа пульта командира
Пульт командира(рис. 7 – 4) предназначен для управления и наблюдения за работой изделия АЗП – 23М, а также для управления работой гидроприводов, гироазимутгоризонтом, станцией электропитания комплекса (СЭП), аварийного включения противопожарной системы (РОСА) и аварийного отключения дизеля.
В корпусе пульта смонтированы электрические элементы. С другими агрегатами комплекса пульт командира соединяется кабелями с помощью девяти штепсельных разъемов, которые располагаются на боковой и нижней стенках корпуса. На установке пульт командира расположен на левом борту башни. Устанавливается пульт с помощью четырех амортизаторов типа АКСС. Органы управления и сигнализация выведены на лицевую панель, назначения их следующее:
1. Предохранитель “5А” (П11) – защита электроцепей пирозаряжания и схемы отсчета.
2. Кнопка “РОСА” (КВР) – включение противопожарного устройства.
3. Переключатели: “НИЖ. ЛЕВ. ПИРОЗАРЯЖАНИЕ”, “ВЕРХ. ЛЕВ. ПИРОЗАРЯЖАНИЕ”, “ НИЖ. ПРАВ. ПИРОЗАРЯЗАНИЕ”, “ВЕРХ. ПРАВ ПИРОЗАРЯЖАНИЕ” (ПП1 - ПП4) – переключение цепей для определения наличия пиропатронов и пирозаряжания соответствующих автоматов.
4. Кнопки: “НИЖ. ЛЕВ. ПИРОЗАРЯЖАНИЕ”, “ВЕРХ. ЛЕВ. ПИРОЗАРЯЖАНИЕ”, “ НИЖ. ПРАВ. ПИРОЗАРЯЗАНИЕ”, “ВЕРХ. ПРАВ ПИРОЗАРЯЖАНИЕ” (КП1 - КП4) – проверка наличия пиропатронов.
5. Автоматы защиты сети “СТРЕЛЬБА НИЖН. АВТ.” (ВКН) и “СТРЕЛЬБА ВЕРХ. АВТ.” (ВКВ) – включение и защита цепей питания электроспусов нижних и верхних автоматов соответственно.
6. Лампы готовности “ЗАРЯЖЕНО” (ЛСГ1 - ЛСГ4) – сигнализируют и готовности автоматов к стрельбе.
7. Счетчики патронов (СП1 - СП4) – показывают количество оставшихся патронов в соответствующих патронных коробках.
8. Вольтметр переменного тока (V2).
9. Вольтметр постоянного тока (V1).
10. Переключатель “НАПРЯЖЕНИЕ ФАЗ” (ПФ) – переключение фаз для измерения напряжения переменного тока вольтметром V2.
11. Тумблер “ШУНТ СРП” (ТШ) – отключение счетнорешающено прибора от цепей стрельбы.
12. Лампа “ЕСТЬ ДАННЫЕ” (ЛЕД) сигнализирует о нахождении цели в зоне поражения.
13. Тумблер “27,5 В – 55 В” (В2) – включение вольтметра VI на измерение соответствующего напряжения.
14. Кнопка “ГИДРОПРИВОД ВЫКЛ.” (СГП) – выключение двигателя (ДСО – 20) приводов вертикального и горизонтального наведения.
15.Лампа “ГИДРОПРИВОД” (Л Г П) – сигнализирует о включеии двигателя (ДСО – 20) приводов вертикального и горизонтального наведения.
16. Кнопка “ГИДРОПРИВОД ВКЛ.” (ПГП) – включение двигателя (ДСО – 20) приводов вертикального и горизонтального наведения.
17. Переключатель “ОГРАНИЧЕНИЕ УГЛОВ” (ПОУ) – ограничение стрельбы по углам возвышения в диапазоне от 5 ° до 40° .
18. Тумблер “ПАН. НАЗЕМН.” (ПН) – включение приводов наведения в режим ПАН. наземный.
19.Сигнальноя лампа “ЛЮК ОТКРЫТ” (ЛСЛ) – горит при открытом люке механика – водителя.
20. Тумблер “КОМАНДИР – ОПЕРАТОР” (К – ОП) – переключение стрельбы с рукоятки гоня (ТБ, ТО) на рукоятки управления (КБ1, КО) блока Т – 55 или педали спуска (КБ2, КО2).
21.Лампа “КОНТРОЛЬ ПИРОПАТРОНОВ” (ЛСП) – сигнализирует о наличии пиропатрона.
22. Кнопка “ПИРОЗАРЯЖАНИЕ” (КПО) – включение цепей пирозаряжания автоматов. Нажимать одноврем5енно с кнопкой КП1 - КП4 заряжаемого автомата.
23Лампа “УРОВЕНЬ ОЖ” (ЛНЧ) – сигнализирует о понижении уровня ОЖ ниже нормального.
24. Лампа “ОХЛАЖДЕНИЕ” (ЛСО) – сигнализирует о включении двигателя охлаждения Д – 4500К.
25.Лампа “ЦЕПЬ СТРЕЛЬБЫ” (ЛС) – сингализирует о наличие напряжения в цепи стрельбы.
26. Тумблер “ЦЕПЬ СТРЕЛЬБЫ” (ВКС) – включение электропитания цепи стрельбы.
27.Тумблер “ГАГ” (ВЧ) – включение гироазимутгоризонта.
28. Лампа “ОТСТОПОРЕНО” (ЛН1) – сигнализирует о включении следящих систем ГАГа.
29.Кнопка “КОНТРОЛЬ” (КН) – проверка исправности следящих систем ГАГа.
30. Лампа “ЗАСТОПОРЕНО” (ЛН2) – сигнализирует о фиксации карданного подвеса при включении и выключении ГАГа.
31. Тумблер “АВАТИЙНАЯ СТЕЛЬБА” (АС) – отключение цепи автоблокировок отцеп5ей стрельбы.
32. Кнопка “ОТКЛЮЧЕНИЕ ПИТАНИЯ” (КОП) – отключение СЭП.
33.Лампа “КОНТРОЛЬ БЛОКИРОВОК” (ЛКБ) – сигнализирует об исправности блокировок в цепи стрельбы.
34. Кнопка “ВКЛЮЧЕНИЕ ПИТАНИЯ” (КВП) – включение СЭП
35.Лампа “НЕИСПРАВНО” (ЛНЗ) – сигнализирует о неисправности в работе следящих систем ГАГа.
36. Кнопка “СТОП БПС” (СБ) – выключение блока электропитания бортовой сети.
37. Кнопка “ПУСК БПС” (ПБ) – включение блока электропитания бортовой сети.
38. Кнопка “ОТКЛЮЧЕНИЕ ДИЗЕЛЯ” (КОД) – аварийное отключение дизеля с ПК.
Устройство и работа счетчика остатка патронов пускового устройства, распределительного щита, распределительной коробки, ВКУ, системы поджига газовоздушной смеси, ограничителя углов.
Счетчик остатка патронов(рис. 9 – 7) (СП) – предназначен для отсчета количества патронов, оставшихся в патронной коробке.
Счетчик патронов состоит из следующих основных частей: корпуса 1, электромагнита 5, рычага подачи 6, барабанного устройства, фиксатора 12, пружины рычага 7, упоров 3 и 10, сигнального фонаря 15, штепсельного разъема 2, крышки 14.
Принцип работы счетчика патронов.
Счетчик патронов работает следующим образом: при подаче напряжения на катушку электромагнита 5 последний срабатывает, притягивает якорь 4 и приводит в движение рычаг подачи 6, шарнирно связанный с якорем электромагнита. Перемещаясь, рычаг 6 поворачивает н6а один зуб колесо 11 барабанного устройства.
При обесточивании катушки электромагнита последний отпускает якорь4. Рычаг 6, под действием пружины 7, возвращается в исходное положение и сцепляется со следующим зубом колеса 11.
Колесо 11 имеет, сто зубьев и, следовательно, делает один полный оборот за сто срабатываний электромагнита 5.
На наружной цилиндрической поверхности колеса 11 нанесены цифровые знаки от нуля до ста через каждые пять единиц.
Для отсчета сотен единиц служит колесо 18 барабанного устройства. Оба колеса вращаются на одной оси 16.
Для установки счетчика на необходимое показание служит ручной привод, состоящий из возвратной пружины 8, конической пары 9, из которой одна шестерня выполнена за одно целое с колесом 11, а другая – с рукояткой 13.
При нажатии на рукоятку 13 сжимается возвратная пружина, и конические шестерни входят в зацепление. Вращая рукоятку по направлению стрелки, нанесенной на торце рукоятки, устанавливается необходимое показание счетчика патронов. Счетчики патронов размещены на ПК.
Рукоятка гоня (рис. 9 – 8) – производит включение системы охлаждения и открытие стрельбы.
Рукоятка огня состоит из пластмассового корпуса 1, в котором вмонтированы микровыключатель 2 – “ОГОНЬ” и тумблер 3 – “ОХЛАЖДЕНИЕ”.
Для ведения огня необходимо нажать на рычаг 4, включить тумблер 3 – “ОХЛАЖДЕНИЕ” и затем нажать на спусковой крючок 6.
При включении тумблера “ОХЛАЖДЕНИЕ” запускается электродвигатель насоса системы охлаждения (рис. 9 – 2), и после нажатия на спусковой крючок 6 замыкают цепь стрельбы. Для прекращения огня необходимо отпустить спусковой крючок 6 и рычаг 4.
При отпускании рычага 4 тумблер 3 (охлаждение) автоматически отключается.
Рукоятка огня соединена с ПК кабелем 5.
На изделии рукоятка огня фиксируется в Т – образном пазу на правой стенке СРП.
Устройство пусковое предназначено для включения насоса охлаждения и открытия огня при работе пусковой педалью.
Пусковое устройство (рис. 9 – 9) состоит из следующих основных элементов: корпуса 2, ползун 3, микровыключателей 5, штепсельного разъема 1 и крышки 6.
С помощью колодки штепсельного разъема пусковое устройство через кабель соединяется с респредщитом.
Пусковое устройство 2 (рис. 9 – 10) работает от педали 4. Оператор поиска – наводчик, отводя предохранитель 1 вправо, нажимает на микровыключатель 5, а последний, в свою очередь, замыкает цепь питания контактора КО (рис. 9 – 2). Контактор охлаждения КО, срабатывает, включает систему охлаждения стволов автоматов.
После отведения предохранителя оператор поиска – наводчик, нажимая на педаль 7 (рис. 9 – 10) через толкатель 3 перемещает ползун 3 ( рис. 9 – 9) вниз. Ползун, опускаясь вниз, нажимает на микровыключатели 5, которые замыкают цепь питания контактора стрельбы КС. Открывается стрельба.
При отпускании педали прекращается стрельба, а при отпускании предохранителя выключается система охлаждения стволов.
Распределительный щит (рис. 9 – 11 и 9 – 13) служит для распределения подводимой от ВКУ электроэнергии потребителям.
В распредщите смонтированы силовые контакторы включения силовых приводов наведения и системы охлаждения и другие электрические элементы.
Переключатель ПП (проверки предохранителей) и лампа ЛПП (сигнализации исправности предохранителей) служат для контроля предохранителей. При исправном предохранителе лампа должна гореть. С агрегатами комплекса распредщит соединяется кабелями с помощью штепсельных разъёмов, расположенных на его боковых и нижней стенках корпуса.
Распределительные коробки (рис 9 - 14), (рис. 9 - 16) являются элементами кабельной сети, с помощью которых происходит электрическое соединение ПК с электроспусками, пиропатронами и с катушками зажигания.
Верхняя и нижняя распределительные коробки крепятся соответственно на верхней и нижней люльках АЗП – 23М.
Распределительные коробки состоят из корпусов 1 и колодок штепсельных разъёмов 2, 3, 4, 5 и 6.
С помощью штепсельных разъёмов:
- №3 к распредкоробкам подключаются кабели электроспусков и датчиков готовности автоматов;
- №4 распредкоробки соединяются между собой;
- №6 коробки соединяются с ПК;
- №5 подаётся питание на катушки зажигания;
- №2 подаётся питание на пиропатроны.
Вращающееся контактное устройство (ВКУ) предназначено для передачи электроэнергии с неподвижной части изделия на вращающуюся.
Работа ВКУ основана на принципе относительного скольжения двух металлических колец (зубчатого и плоского), представляющих собой контактную пару (рис 9 – 22), контактные кольца выполнены из листовой бериллиевой бронзы. Зубцы кольца 2 отогнуты по радиусу относительно плоскости кольца.
Во ВКУ зубчатые кольца являются неподвижными, плоские кольца вращаются совместно с вращающейся частью изделия.
Неподвижные и вращающиеся контактные кольца собраны в пакет на шпинделе. Шпиндель состоит из основания 11 (рис. 9 - 23), в центре которого на шарикоподшипнике 12 установлен поводок 9.
По периферии основания неподвижно закреплены шесть шпилек 10. На шпильках собрана неподвижная часть пакета, на поводке - вращающаяся.
Контактные кольца от шпилек и поводка электрически изолированы. Пакет состоит из двух частей: сильноточной А и слаботочной Б.
Сильноточная часть пакета состоит из шести контактных пар и предназначена для передачи токов до 45а при длительном и до 2000а при кратковременном режимах работы. Каждая контактная пара сильноточного пакета состоит из одного плоского контактного кольца 1 (рис. 9 - 24), по которому с обеих сторон скользят зубья двух зубчатых контактных колец 3.
К зубчатым контактным кольцам 3 ток подводится через плоское медное кольцо 2. С обеих сторон кольца изолированы от соседних электроизоляционными гетинаксовыми кольцами 4 и 5.
Слаботочная часть пакета предназначена для передачи токов до 3а. Она состоит из 32 контактных пар. Все они конструктивно выполнены одинаково: плоское контактное кольцо 1 связано с одним зубчатым контактным кольцом 2 (рис. 9 - 25).
Контактная пара изолирована гетинаксовыми кольцами 3, 4, 5 и 6.
Пакет контактных колец установлен и закреплён в корпусе 13 (рис. 9 - 23). На корпусе установлен подшипник 8, который своей вращающейся частью крепится к вращающемуся основанию изделия.
Слаботочные провода неподвижной части пакета выведены на вилку 10 (рис. 9 - 26), слаботочные провода вращающейся части пакета – на вилку 20. От трёх сильноточных контактных колец, предназначенных для передачи переменных токов до 45а, провода выведены на колодку 13. На вращающейся части выводы от этих колец выполнены контактами 18, на которых установлены зажимы 17. Токи, имеющие пиковые нагрузки до 2000а, подводятся к контактным кольцам контактами 1 на неподвижной части ВКУ. Вывод от этих колец выполнены тремя более мощными медными контактами 16, на которые установлены зажимы 5.
Электродвигатель насоса системы охлаждения предназначен для привода насоса системы охлаждения.
Электродвигатель Д – 4500К состоит из корпуса 6, внутри которого симметрично расположены шесть полюсов 8 с катушками возбуждения 5. Корпус установлен на подставке 18.
Якорь 25 электродвигателя состоит из вала 1, ступицы 22 , втулки с пакетом железа 7, обмотки 11, коллектора 4 и вентилятора 12. Вал 1 вращается в двух шарикоподшипниках 24 и 14. На вал напрессована ступица 22.
Ступица имеет 12 каналов, через которые проходит воздух, охлаждающий якорь с внутренней стороны.
Пакет имеет 39 пазов, в которые закладывается обмотка 11.
Вентилятор 12 посажен навал со стороны привода и закреплён при помощи шпонки.
На коллекторной части электродвигателя имеется щит 2.
С внутренней стороны щита имеются шесть бобышек, к которым винтами 26 крепится суппортнощёточный узел. На суппорте кольца приклёпано шесть латунных обойм щёткодержателей. В каждую обойму вставлены две щётки 3, которые прижимаются к коллектору ленточными спиральными пружинами.
Щит защищён колпаком 20. Для свободного прохода охлаждающего воздуха на дне колпака имеются окна, закрытые сеткой.
Вентилятор снаружи закрыт щитом 13, на котором имеются три окна, расположенные напротив вентилятора и служащие для входа охлаждающего воздуха.
Электродвигатель установлен в правом отсеке АЗП – 23М на правой балке.
Система поджига газовоздушной смеси предназначена для воспламенения газовоздушной смеси, образующейся при стрельбе автоматов.
Система поджига состоит из прерывателя, расположенного в пульте командира, и двух одинаковых устройств 10 (рис. 9 - 3) , расположенных на нижней и верхней люльках. Каждое их устройств (рис. 9 -21) включает в себя катушку зажигания 1 и кронштейн 6. Оба устройства получают питание через прерыватель, состоящий из реле Р24, Р26 (рис. 9 - 2) и конденсаторов С7, С8.
В высоковольтное гнездо катушки зажигания ввинчен металлический стержень 3 (рис. 9 - 21).
Основными частями катушки являются: сердечник 7, первичная обмотка 8. Один конец первичной обмотки соединяется с прерывателем, второй соединён с концом вторичной обмотки и с корпусом люльки, на котором установлен кронштейн. Другой конец вторичной обмотки соединяется со стержнем катушки.
Действие системы поджига.
При размыкании контактов прерывателя ток в первичной обмотке исчезает и магнитное поле его резко уменьшается, пересекая витки вторичной обмотки. При этом в каждом витке её индуктируется ЭДС.
Ввиду большого числа витков вторичной обмотки между её началом и концом возникает высокое напряжение, достаточное для образования в воздушном зазоре искры, обеспечивающей воспламенение газовоздушной смеси.
Индикаторное устройство предназначено для контроля уровня охлаждающей жидкости в баке (по загоранию сигнальной лампочки “уровень ОЖ ” на ПК).
Ограничитель углов 13 (рис. 9 - 28) предназначен для включения электрической цепи, ограничения углов при подходе качающейся части АЗП – 23М к предельным углам.
Арматура ограничителя углов состоит из двух ограничительных колец 1 и 5, соединённых с ограничительной втулкой 6 при помощи клемного зажима и крепится к стенке станины на специальной прокладке 3. Ограничительная втулка 6 при помощи тяги 7 и рычага 9 связана с тягой параллелограмма 10.
Рычаг параллелограмма связан с валом 12 редуктора оптического визира.
При подходе качающейся части к предельному углу (возвышения или склонения) упор одного из ограничительных колец 1 и 5, стоящих на ограничительной втулке 6 поворачивает рычаг 4 ограничителя, а следовательно, и валик 14 с упором 16.
Упор 16, перемещая рычаг 15, воздействует на кнопку одного из микровыключателей 17. Микровыключатель переключает силовой привод вертикального наведения на режим торможения. Подвижные части ограничителя углов удерживаются в нейтральном положении под пружинным рычагом с рычагом 15.
Концевой выключатель ОГН (рис. 9 - 29) предназначен для включения электрической цепи торможения при подходе качающейся части АЗП – 23М к нижнему упору в режиме стрельбы по наземным целям с силовыми приводами наведения.
Концевой выключатель имеет замыкающий контакт, который зашунтирован выключенным тумблером ПАН НАЗЕМНЫЙ, расположенным на ПК.
При включении тумблера ПАН НАЗЕМНЫЙ шунт с концевого выключателя снимается.
В режиме ПАН НАЗЕМНЫЙ при подходе качающейся части АЗП – 23М к нижнему буферу сначала замыкается контакт ограничителя 13 (рис. 9 - 28) , но стопорение не происходит, так как электрическая цепь разорвана замыкающим контактом ОГН. За 0° 30¢ до касания качающейся частью нижнего резинового амортизатора кулачёк “е”, смонтированный на упоре (рис. 3 – 5) нижней люльки действует на рычаг 3 (рис. 9- 29) , который поворачиваясь вокруг оси 1 , воздействует на шток микровыключателя 2 концевого выключателя ОГН.
Контакт ОГН замыкается, и привод вертикального наведения вместе с качающейся частью тормоза.
53. Канал индикатора дальности
В индикаторе дальности применена двухлучевая электронная трубка типа 10ЛО43И. На ней создаются две развертки:
· развертка грубой дальности длительностью 15–16 км;
· развертка точной дальности длительностью 1 км.
Положение разверток на экране трубки, яркость и фокусировка регулируются раздельно потенциометрами.C помощью потенциометра «Астигматизм» регулируется фокус по всей длине обеих разверток.
Индикатор дальности работает в следующих режимах, определяемых положениями переключателя В23-1:
режим I – «РАБОТА»;
режим II – «КАЛИБРОВКА»;
режим III – «ОСЦИЛЛОГРАФ».
Режим I применяется при боевой работе. В этом режиме на вертикально–отклоняющие пластины трубки поступают эхо-сигналы. На вертикально–отклоняющие пластины развертки грубой дальности подается подвижный строб. На катод ЭЛТ поступают положительные импульсы визира, которые создают дырочный визир на развертке точной дальности.
Режим II используется при проверке и настройке СИД. В этом режиме на вертикально отклоняющие пластины трубки подается синусоидальное напряжение частотой 600 кГц с выхода калибратора.
Режим III применяется при работе совместно с осциллографической приставкой для наблюдения сигналов в системах РПК.