ВООБРАЖЕНИЕ
Примечания
Различие д-ра Ричардса между «научным употреблением языка» и его «эмоциональным употреблением» будет рассмотрено ниже, в § 8. | |
Я имею в виду не только эндокринную систему. Даже люди, не одаренные острым обонянием, могут обнаружить, что определенные эмоции, переживаемые их близкими, за счет работы некоторых желез приводят к образованию специфических запахов. У животных с более острым обонянием существует, мне кажется, целый «язык» запахов, столь же выразительный, как наш «язык» непроизвольной мимики. | |
«Odium est tristicia (sc. Transitus a maiore ad minorem perfecrionem) consomitante idea causae externae» (Spinoza. Ethics, III, Affectuum difinitiones, VII). «... а ненависть – не что иное, как неудовольствие (печаль), сопровождаемое идеей внешней причины» (Спиноза Б. Этика // Избранные произведения. В 2 т. / Пер. Н. А. Иванцовой. М.: Госполитиздат, 1957. Т. 1. С. 467). | |
О значении этого см. с. 193-200: например, «грубое насилие», с. 199. | |
Однажды мне довелось слышать, как шестимесячный ребенок проводил каждое утро час или два в экспериментах с произнесением гласных звуков. Ребенок таким образом открывал для себя многочисленные звуки, не существующие в английском языке (например, арабские согласные). Потом, когда обнаружилось, что эти звуки не нужны в родном языке, они исчезли и из его обихода. | |
играть в пальцы (лат.) | |
Но даже и в этом случае одежда является некоторого рода языком; только если одежда строго единообразна, единственные эмоции, которые она может выражать, – это эмоции, общие для всех, кто носит эту одежду. Обычай носить определенную одежду направляет внимание ее обладателя на эмоции определенного рода, порождает и одновременно выражает постоянный навык определенного сознательного самоощущения. Руперт Брук заметил, что у американцев «походка лучше, чем у нас. Они ходят более свободно, размашисто, почти грациозно. Трудно определить – добавляет он, – в какой степени это объясняется демократическим строем их государства, и в какой – привычкой обходиться без подтяжек» (Letters from America, р. 16). Отказ от традиционной одежды влечет за собой любопытные изменения в привычном эмоциональным строе. Малвэни обнаружил, что, отказавшись от штанов и обрядившись в набедренную повязку, почувствовал себя настоящим индусом (Kipling R. The Incomation of Krishna Mulvaney). Таким образом, одежда, принятая в каком-то кругу людей, ведет к осознанию солидарности с ними. Оборотная сторона этого явления – враждебность по отношению к тем, кто не входит в этот круг. Излишним было бы иллюстрировать это на примерах партийной и классовой борьбы. Впрочем, стоит, наверное, отметить, что либеральная политическая доктрина, согласно которой партийная борьба никак не связана с эмоциональной неприязнью между сторонниками разных партий, может проводиться в жизнь только в том случае, если приверженность партии не подчеркивается какой-нибудь униформой. Оденьте членов партии в форму, и различие в политике станет менее важным разделением, чем их эмоциональная враждебность. | |
Все, что говорится в этом разделе о речи, следует понимать в применении к языку вообще. | |
решается в ходе беседы (лат.) | |
Здесь я ставлю кавычки для того, чтобы показать, что это слово используется не в том смысле, в каком оно употребляется в английском языке, а как специальный термин из метафизики. | |
смешением понятий (лат.) | |
The Principles of Literary Criticism, ed. 2 (1926), ch. XXXIV. | |
попутно (франц.) | |
Кук Вильсон обычно показывал в своих лекциях, что в письменном виде предложение «Это здание – Бодлеанская библиотека» с равной вероятностью может означать два разных предложения: «Это здание – Бодлеанская библиотека» (отвечающее на вопрос: «Где здесь Бодлеанская библиотека?») или «Это здание –Бодлеанская библиотека» (отвечающее на вопрос: «Что это за здание?»). См. Statement and Inference, р. 117-118. | |
картины разрешаются смехом (лат.) | |
надежной простоте (лат.) |
1. Способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживающийся в сознании человека, называется:
A) Восприятием.
B) Ощущением.
C) Память.
D) Мышлением.
E) Воображением.
2.Психический процесс, заключающийся в создании новых образов, новых понятий на основе восприятий и представлений, полученных в прошлом опыте называется:
A) Самопознание.
B) Воображение.
C) Иллюзии.
D) Абстракции.
E) Сновидение.
3. Какой приём воображения использован для создания образов русалки, кентавра:
А) Агглютинация.
В) Конкретизация.
С) Конкретизация.
D) Заострение.
Е) Типизация.
4. Определите вид воображения, при котором происходит самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности:
А) Воссоздающее.
В) Непроизвольное.
С) Творческое.
D) Произвольное.
Е) Галлюцинации.
5.Определите вид воображения, при котором создание образа происходит на основе словесного описания воспринятых изображений картин, схем, карт:
А) Воссоздающее.
В) Непроизвольное.
С) Творческое.
D) Произвольное.
Е) Галлюцинации.
6.Отражение реальной действительности в иных , неожиданных, непривычных сочетаниях и комбинациях – это:
А) Мечта.
В) Грезы.
С) Утопия.
D) Фантазия.
Е) Иллюзия.
7.Понятие «схематизация» включает в себя:
А) Слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ.
В) Выделение и подчеркивание какой либо части, детали в создаваемом образе.
С) Художественное преувеличение.
D) Сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними.
Е) Выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе..
8.Создание новых ранее не воспринимающихся предметов, путем приведения старых знаний в новые сочетания:
А) Воображение.
В) Мышление.
С) Память.
D) Восприятие.
Е) Ощущения.
9.Увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение известно как:
А) Гиперболизация.
В) Схематизация.
С) Типизация.
D) Агглютинация.
Е) Акцентирование.
10. Выберите из предложенного ниже функцию воображения, способствующую снятию напряжения, тревоги:
А) Гностическая.
В) Воссоздающая.
С) Защитная.
D) Творческая.
Е) Воспитательная.
Ключ к тесту
Номер вопроса | Правильный ответ |
E | |
B | |
A | |
C | |
A | |
D | |
D | |
A | |
А | |
С | |
A | |