Правила оформления лабораторной работы

Устройство светового микроскопа МБР- 1(рис. 1)

Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

Контроль исходного уровня знаний и умений.

Уровни организации живого. Формы живого. Строение вирусов, клеток прокариот и эукариот. Устройство светового микроскопа. Техника приготовления временных микропрепаратов. Микроскопический анализ

Практическое занятие № 1

Учебный модуль 1. Биология клетки

Учебный модуль 2. Основы общей и медицинской генетики

(методические указания для студентов)

Учебная дисциплина Биология

Для направления подготовки Лечебное дело

Код 060101

Курс I Семестр 1

Отделение дневное

Практические занятия 48 час

 

 

Уфа 2011

 

 

УДК 575 (07)

ББК 52.54 я 7

Ц 74

 

Рецензенты:

З.Г.Габидуллин, д.м.н., профессор, зав. каф. микробиологии БГМУ

Э.К.Хуснутдинова, д.б.н., профессор, зав. лабораторией молекулярной генетики человека ИБГ УНЦ РАН

Цитология. Генетика. Основы медицинской генетики (методические указания для студентов) / Составители: Викторова Т.В., Лукманова Г.И., Мусыргалина Ф.Ф., Белалова Г.В., Исхакова Г.М., Куватова Д.Н., Измайлова С.М., Данилко К.В., Волкова А.Т. – Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО «БГМУ Минздравсоцразвития России» - 2011.

 

Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060101 – Лечебное дело (2010), на основании примерной рабочей программы учебной дисциплины «Биология» (Москва, 2011) и рабочей программой учебной дисциплины Биология (2011).

Методические указания для студентов содержат подробный методический разбор практических занятий двух учебных модулей, изучаемых в течение I семестра: «1. Биология клетки» и «2. Основы общей и медицинской генетики». Предназначены для аудиторной работы студентов, обучающихся по специальности Лечебное дело.

 

УДК 575 (07)

ББК 52.54 я 7

Ц 74

 

 

Утверждено на заседании кафедры биологии

Протокол № ___ от «____» __________ 2011 г

1. Тема:

 

2. Учебные цели:

Знать:

-свойства живого;

- уровни организации живой материи;

- неклеточные и клеточные формы жизни;

- отличия между прокариотами и эукариотами;

- различия между животными и растительными клетками;

- строение светового микроскопа и правила работы с ним.

Уметь:

- готовить временные микропрепараты;

- пользоваться световым микроскопом.

Владеть:

- техникой приготовления временных микропрепаратов;

- методикой проведения микроскопического анализа при малом и большом увеличениях микроскопа.

 

3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:

1. Введение в биологию. Биология - наука о жизни.

2. Значение биологии для медицины.

3. Определение сущности жизни. Отличия живого от неживого.

4. Свойства живой материи.

5. Характеристика уровней организации живого.

6. Формы существования живого.

7. Строение вирусов.

8. Клеточные формы жизни.

9. Строение прокариот. Основные отличия прокариот от эукариот.

10. Строение растительной клетки. Отличие растительной клетки от животной.

11. Устройство светового микроскопа.

4. Вид занятия: практическое.

 

5. Продолжительность занятия– 3 часа (135 минут).

 

6. Оснащение:тестовые задания, таблицы №1 «Формы живого», №2 «Уровни организации живой материи», №3 «Схема строения бактериофага», №4 «Кровь здорового человека»; микроскопы, предметные и покровные стекла, лук, полоски фильтровальной бумаги, раствор йода, вата, марля, ножницы, пинцеты, медицинские иглы, постоянные микропрепараты (эпителий кожи лягушки (ЭП), кровь лягушки (№73), кровь человека (№72)).

7. Содержание занятия:

 

 

Выполнение тестовых заданий.

 

В состав микроскопа МБР-1 входят три основных части:

I - механическая

II - оптическая

III - осветительная

 

 

Рис. 1. Микроскоп МБР-1.

 

1 — основание (штатив); 2 — тубусодержатель; 3 — тубус; 4 – предметный столик; 5 —отверстие предметного столика; 6 винты, перемещающие столик; 7 —окуляр; 8 револьвер; 9 - объективы; 10 макрометрический винт; 11 микрометрический винт; 12 конденсор; 13 — винт конденсора; 14 — диафраг­ма; 15 зеркало.

I. К механической части микроскопа относятся: штатив (основание), предметный столик, тубус, тубусодержатель, револьвер, макро - и микрометрические винты.

Штатив(1) состоит из массивного подковообразного основания, придающего микроскопу необходимую устойчивость. От середины основания вверх отходит тубусодержатель (2), изогнутый почти под прямым углом, к нему прикреплен тубус (3), расположенный наклонно.

На штативе укреплен предметный столик (4) с круглым отверстием в середине (5). На столик помещают рассматриваемый объект (отсюда название «предметный»). На столике имеются два зажима, или клеммы, неподвижно фиксирующие препарат. По бокам столика расположены два винта, перемещающие столик (6). Это препаратоводители, при вращении которых столик передвигается вместе с объектом в горизонтальной плоскости. Через отверстие в середине столика проходит пучок света, позволяющий рассматривать объект в проходящем свете.

Тубус (3) имеет цилиндрическое строение, он соединяет окуляр (7) и объектив (9). Вращение объективов обеспечивается револьвером (8).

На боковых сторонах тубусодержателя, ниже предметного столика, находятся два винта, служащие для передвижения тубуса. Макрометрический винт (10), имеет большой диск и при вращении поднимает или опускает тубус для ориентировочной наводки на фокус. Микрометрический винт (11), имеющий наружный диск меньшего диаметра, при вращении перемещает тубус очень незначительно и служит для точной наводки на фокус. Вращать микрометрический винт можно только на пол-оборота в обе стороны. Благодаря разным размерам найти нужный винт можно на ощупь.

 

II. Оптическая часть микроскопа представлена окулярами и объективами.

Окуляр (от лат. oculus - глаз) находится в верхней части тубуса и обращен к глазу. Окуляр представляет собой систему линз, заключенных в металлическую гильзу цилиндрической формы. По цифре на верхней поверхности окуляра можно судить о кратности его увеличения (x 7, x 10, x 15). Окуляр можно вынимать из тубуса и заменять по мере надобности другим.

В револьвере (от лат. revolvo - вращаю), имеется три гнезда для объективов.

Объектив, как и окуляр, представляет собой систему линз, заключенных в общую металлическую оправу. Объектив ввинчивается в гнездо револьвера. Объективы также имеют различную кратность увеличения, которая обозначается цифрой на его боковой поверхности. Различают: объектив малого увеличения (x 8), объектив большого увеличения (x 40) и иммерсионный объектив, используемый для изучения наиболее мелких объектов (x 90).

Общее увеличение микроскопа равно увеличению окуляра, умноженному на увеличение объектива. Например, при указаниях на окуляре (х10) и на объекте (х40); общее увеличение микроскопа будет равно 10х40=400.

 

Запомните! Изображение в микроскопе обратное

 

III. Осветительная часть микроскопа состоит из зеркала, конденсора и диафрагмы.

Зеркало (15) укреплено на штативе ниже предметного столика и благодаря подвижному креплению его можно вращать в любом направлении. Это дает возможность использовать источники света, расположенные в различных направлениях по отношению к микроскопу, и направлять пучок света на объект через отверстие в предметном столике. Зеркало имеет две поверхности: вогнутую и плоскую. Вогнутая поверхность сильнее концентрирует световые лучи и поэтому используется при более слабом освещении (искусственный свет).

Конденсор (12) находится между зеркалом и предметным столиком, он состоит из двух - трех линз, заключенных в общую оправу. Пучок света, отбрасываемый зеркалом, проходит через систему линз конденсора. Меняя положение конденсора (выше, ниже), можно изменять интенсивность освещенности объекта. Для перемещения конденсора служит винт, расположенный кпереди от микро- и макрометрического винтов. При опускании конденсора освещенность уменьшается, при поднимании (к предметному столику) - увеличивается.

Диафрагма(14), вмонтированная в нижнюю часть конденсора, также служит для регуляции освещения. Эта диафрагма состоит из ряда пластинок, расположенных по кругу и частично перекрывающих друг друга таким образом, что в центре остается отверстие для прохождения светового пучка. С помощью специальной ручки, расположенной на конденсоре с правой стороны, можно менять положение пластинок диафрагмы относительно друг друга и таким образом уменьшать или увеличивать отверстие и, следовательно, регулировать освещенность.

 

Правила работы с микроскопом:

 

1.Установите микроскоп штативом к себе, предметным столиком от себя.

2.Поставьте в рабочее положение объектив малого увеличения. Для этого поворачивайте револьвер до тех пор, пока нужный объектив не займет срединное положение по отношению к тубусу и предметному столику (встанет над отверстием столика). Когда объектив занимает срединное (центрированное) положение револьвер фиксируется, при этом слышится легкий щелчок.

 

Запомните! Изучение любого объекта начинается с малого увеличения

 

3.Поднимите с помощью макрометрического винта объектив малого увеличения над столиком на высоту примерно 0,5см.

4.Глядя в окуляр (левым глазом), вращайте зеркало в разных направлениях до тех пор, пока поле зрения не будет освещено ярко и равномерно.

5.Положите на предметный столик приготовленный препарат покровным стеклом вверх, чтобы объект находился в центре отверстия предметного столика.

6. Смотрите в окуляр и одновременно медленно поднимайте тубус с помощью кремальеры до тех пор, пока в поле зрения не появится изображение объекта.

 

Запомните! Фокусное расстояние для малого увеличения равно приблизительно 1 см.

 

6.Для того чтобы перейти к рассмотрению объекта при большом увеличении микроскопа, прежде всего, необходимо отцентрировать препарат, т.е, поместить объект или ту часть его, которую вы рассматриваете, в самый центр поля зрения. Для этого, глядя в окуляр, передвигайте препарат с помощью винтов-препаратоводителей или вручную, пока объект не займет нужного положения.

7.Вращая револьвер, переведите в рабочее положение объектив большого увеличения.

8.Опустите тубус под контролем глаза (смотрите, как опускается тубус, не в окуляр, а сбоку) почтидо соприкосновения с препаратом.

 

Запомните! Фокусное расстояние для объектива большого увеличения равно примерно 1 мм.

 

9.Затем, глядя в окуляр, медленно поднимайте тубус с помощью макрометрического винта до тех пор, пока в поле зрения не появится изображение. Не торопитесь, поскольку фокусное расстояние всего 1 мм и его легко пройти. Если изображение объекта отсутствует, то повторите пункты 8 и 9.

10.Для точной фокусировки используйте микрометрический винт.

 

При изучении в световом микроскопе наиболее мелких объектов используют иммерсионный (от лат. immersio - погружать или окунать) объектив. При работе с этим объективом на покровное стекло необходимо поместить каплю вещества (иммерсионное масло), имеющего одинаковый показатель преломления со стеклом. Обычно используют кедровое масло. Между линзой и покровным стеклом не остается воздушной прослойки и луч света проходит через однородную в отношении показателя преломления среду без отклонения.

12.Опустите тубус (глядя на него сбоку) так, чтобы нижняя линза объектива погрузилась в каплю иммерсионного масла.

13.Затем, глядя в окуляр, с помощью только микровинта следует осторожно (!) (фокусное расстояние объектива X90 еще меньше, чем для объектива X40) немного опустить, а затем поднять объектив, чтобы получить четкое изображение.

 

Запомните! Работа с иммерсионным объективом требует более интенсивного освещения поля зрения

 

Необходимым элементом микроскопического изучения объекта является его зарисовка в альбом. Цель зарисовки - лучше понять и закрепить в памяти строение объекта, форму отдельных структур, их взаимное расположение. Для выполнения зарисовок необходимо иметь альбом (оптимальный формат 30X21 см) и карандаши (простой и цветные).

Поскольку рисование на занятиях по биологии не самоцель, а метод изучения объекта, при зарисовке следует придерживаться ряда правил.

1.Рисовать необходимо простым карандашом. Разукрашивать рисунок рекомендуется цветными карандашами, но не фломастерами или авторучками, на одной стороне листа (рисунки, сделанные на обеих сторонах, накладываются друг на друга и со временем портятся).

2.До начала зарисовки вверху страницы необходимо написать дату и название темы. Если изучается зоологический объект, надо указать название типа, подтипа и класса, к которому он относится в соответствии с международной номенклатурой. Каждое из этих названий (тип, подтип, класс) пишется на отдельной строке на русском и латинском языках.

3.Рисунок должен быть достаточно крупным, чтобы его детали были хорошо различимыми. На одной странице не должно быть более 3-4 рисунков.

4.Главное требование к рисунку - правильное отображение формы, цвета, соотношения объема и размеров (длина, ширина и др.). Правильное отражение соотношения размеров изучаемого объекта позволит выполнить и второе требование - показать индивидуальные особенности объекта, т. е. зарисовать не абстрактную, а конкретную клетку. Это очень важно, так как приучает будущего врача к наблюдательности, учит видеть, наряду с общим, индивидуальное.

6.Вокруг рисунка не нужно рисовать контуров поля зрения микроскопа.

7.К каждому рисунку обязательно должны быть сделаны обозначения его отдельных частей. Надписи к рисунку можно выполнять простым карандашом или авторучкой.

8. После завершения лабораторной работы необходимо тщательно убрать рабочее место.

 

7.3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.

 

Преподаватель знакомит студентов с планом и методикой проведения практической работы.