Билет № 24

1. Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные. Ткани, органы, системы органов; их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма (на примере растительного или животного организма).

2. Питание растений (минеральное, воздушное). Передвижение веществ в растении, его причины. Предложите опыт, с помощью которого можно доказать значение корневого давления в передвижении воды в растении.

3. Раскройте механизм вдоха и выдоха, значение чистоты атмосферного воздуха как фактора здоровья. Почему отравление угарным газом опасно для здоровья’? Как оказать первую помощь при отравлении угарным газом и спасении утопающего?

Ответ:

1. У многоклеточных животных клетки составляют ткани. Ткань — это группа сходных по строению и функциям клеток и межклеточное вещество, выделяемое этими клетками.

В теле животных имеются следующие виды тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная.

Эпителиальные ткани образуют покровы, выстилают полости тела и внутренних органов. Разные эпителиальные ткани состоят из одного или нескольких слоев плотно прилегающих клеток и почти не содержат меж клеточного вещества. Они выполняют защитную, секреторную, газообменную, всасывающую и некоторые другие функции в организмах животных.

Они защищают тело животного от ударов, повреждений, перегрева, переохлаждения.

В покрывающей тело позвоночных животных коже находятся железы. Сальные железы у птиц и млекопитающих выделяют жирный секрет, смазывающий перья, шерсть, придающий им эластичность и препятствующий намоканию. У зверей есть потовые, пахучие и млечные железы.

Эпителий кишечника всасывает питательные вещества. Эпителий, выстилающий органы дыхания, участвует в газообмене: эпителий органов выделения участвует в удалении из организма вредных продуктов обмена веществ,

Соединительные ткани состоят из сравнительно небольшого числа клеток, разбросанных в массе межклеточного вещества, и выполняют опорную, поддерживающую, защитную и связывающую функции. Из этих тканей состоят хрящи, кости, сухожилия, связки.

Соединительная ткань, входящая в состав скелета, поддерживает тело, создает его опору, защищает внутренние органы. В жировой соединительной ткани откладываются запасные питательные вещества в виде жира. Своеобразная соединительная ткань — кровь — обеспечивает внутреннюю связь между органами: от легких ко всем органам и тканям переносит кислород, а от них к легким — углекислый газ, доставляет питательные вещества от кишечника ко всем органам, а далее — к органам выделения вредных продуктов обмена веществ.

Мышечные ткани состоят из вытянутых клеток, которые принимают раздражение от нервной системы и отвечают на него сокращением. Благодаря сокращению и расслаблению скелетных мышц происходит передвижение животных и перемещение отдельных частей их тела. Мышцы придают форму телу, поддерживают, защищают внутренние органы.

Внутренние органы имеют гладкую мышечную ткань, состоящую из вытянутых клеток с палочковидными ядрами. Поперечно-полосатая мышечная ткань у млекопитающих образует скелетные мышцы. Мышечные волокна ее длинные, многоядерные, имеют хорошо заметную поперечную исчерченность.

Нервные ткани образуют нервную систем входят в состав нервных узлов, спинного и головного мозга. Они состоят из нервных клеток — нейронов тела которых имеют звездчатую форму длинные и короткие отростки. Нейроны воспринимают раздражение и передают возбуждение к мышцам, коже, другим тканям, органам. Нервные ткани обеспечивают согласованную работу организма.

У многоклеточных животных одинаковые по строению и функциям группы клеток образуют ткани. У животных существуют эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные ткани.

Ткани образуют органы. Орган — это часть организма, которая отличается особым строением и выполняемыми функциями. Орган действует не изолированно, а совместно с другими. Образуется система органов, обеспечивающая протекание важнейших жизненных процессов.

У животных существуют опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, эндокринная, половая системы органов.

Опорно-двигательная система состоит из скелета и мышц, которые прикреплены к нему.

У животных, не имеющих твердого скелета, мышцы вместе с покровами образуют кожно-мускульный мешок (например, у кольчатых червей).

У животных, имеющих твердый наружный скелет (например, у членистоногих) или внутренний (у хордовых), к частям скелета прикрепляются мышцы Опорно-двигательная система выполняет опорную, двигательную и защитную функции. Особенно велика защитная роль панциря у членистоногих, грудной клетки и черепа — у позвоночных.

Пищеварительная система — группа последовательно расположенных органов, обеспечивающих измельчение, переваривание пищи, всасывание питательных веществ и удаление непереваренных остатков.

В состав пищеварительной системы входят рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, пищеварительные железы, Пищеварительные железы вырабатывают биологически активные вещества — ферменты. Они обеспечивают переваривание пищи, при этом каждый фермент действует только на определенное вещество, вызывал его расщепление. Ферменты действуют при определенных температуре и кислотности. Питательные вещества, полученные в результате переваривания пищи, всасываются эпителием кишечника.

Дыхательная система осуществляет газообмен: поставляет в организм животных кислород, необходимый для окисления веществ и выделения энергии, и выводит углекислый газ.

У разных животных дыхательная система представлена разными органами. Так, животные, обитающие в воде (например, моллюски, ракообразные, рыбы), дышат с помощью жабр. В получении водными животными кислорода велика роль кожных покровов (например, у земноводных). Наземные животные (пресмыкающиеся птицы, звери) дышат с помощью легких, а насекомые — с помощью трахей.

Выделительная система служит для выведения из организма избытка воды, вредных продуктов обмена веществ. Она представлена выделительными трубочками (например, у червей, бесчерепных), мальпигиевыми сосудами (у насекомых, паукообразных), пачками (у позвоночных).

Кровеносная система состоит из сосудов и сердца. Сердце — орган, выполняющий роль насоса и обеспечивающий движение крови по сосудам — кровообращение. Сосуды, несущие кровь от сердца, называются артериями, к сердцу — венами. Мельчайшие кровеносные сосуды (и вены, и артерии) называются капиллярами. Кровь участвует в газообмене: насыщенная кислородом — артериальная, а насыщенная углекислым газом венозная.

У кольчатых червей и хордовых животных кровь движется только по сосудам и не попадает в полость тела. Такая кровеносная система называется замкнутой. У членистоногих и моллюсков кровь из сосудов поступает в полость тела. Такая кровеносная система называется незамкнутой.

Кровь выполняет и защитную функцию. Сгусток крови закрывает рану от проникновения микробов, лейкоциты уничтожают попавшие в организм болезнетворные микроорганизмы.

Нервная система обеспечивает связь организма с окружающей средой, согласованную работу органов, их систем и всего организма.

Благодаря нервной системе животные воспринимают раздражения из внешней среды и от внутренних органов и реагируют на них.

Ответные реакции организма на раздражения окружающей среды, осуществляемые с участием нервной системы, называют рефлексами.

У большинства животных нервная система подразделяется на центральный и периферический отделы. В центральном анализируются и синтезируются возбуждения, формируются условные рефлексы, происходит запоминание и др. Периферическая нервная система состоит из нервных узлов (скоплений нервных клеток), расположенных вне центральной нервной системы, и нервов, отходящих от центральной нервной системы (длинные отростки нейронов, покрытые оболочкой), воспринимающих раздражение и передающих возбуждение.

У большинства животных развиты органы чувств. Они состоят из рецепторов (чувствительных нервных окончаний), реагирующих на определенные раздражения, и различных приспособлений, которые помогают уловить эти раздражения. К органам чувств относятся органы зрения, слуха, обоняния, равновесия, вкуса, осязания.

Эндокринная система представлена железами внутренней секреции. Они выделяют активные вещества — гормоны (секреты) в кровь или в полостную жидкость, в отличие от желез внешней секреции, которые выводят секрет наружу или в полости внутренних органов.

Гормоны регулируют уровень обмена веществ, влияют на деятельность отдельных органов и организма в целом. У насекомых, например, гормоны вызывают линьку и смену фаз индивидуального развития (личинка — куколка — взрослое животное), у земноводных — превращение головастика в лягушек.

Половая система обеспечивает размножение организмов. Она состоит из половых желез (гонад), вырабатывающих половые клетки (гаметы), и выводящих протоков.

Половые железы самок — яичники. В них образуются яйцеклетки — женские половые клетки. Мужские половые железы — семенники. В них образуются сперматозоиды. Дополнительными половыми органами служат железы, формирующие оболочки яйца, и образования, обеспечивающие оплодотворение и откладывание яиц.

У одних животных мужские и женские половые железы формируются в разных особях — это раздельнополые организмы. У других животных они развиваются в одной и той же особи. Такие организмы называются гермафродитами (например, они бывают у плоских и кольчатых червей).

План строения тела животных. Для многоклеточных животных характерна определенная симметрия тела. Она заключается в том, что тело животных можно разделить на части, которые являются зеркальным отражением друг друга. Например, у кишечнополостных и иглокожих симметрия лучевая (или радиальная). Такая симметрия развита у животных, которые ведут прикрепленный образ жизни или медленно плавают в толще воды. Через их тело можно провести одну воображаемую ось, от которой органы расходятся лучеобразно.

У большинства животных, которые активно передвигаются, различают передний и задний концы тела, спинную и брюшную стороны. Тело их можно разделить воображаемой плоскостью на две зеркально симметричные половины — левую и правую. Животных с таким типом симметрии называют двусторонне-симметричными. К ним относятся, например, черви, насекомые, все хордовые. Двусторонняя симметрия возникает в связи с оформлением головного отдела тела и органов, выполняющих сходные функции (это парные почки, конечности, легкие).

У животных формируются системы органов, обеспечивающие процессы жизнедеятельности: пищеварение, дыхание, кровоснабжение, выделение, размножение. Нервная и эндокринная системы регулируют интенсивность деятельности органов, систем органов, их согласованную работу, жизнедеятельность всего организма, обеспечивают связь организма со средой обитания.

2. Смотри в учебники «Растения» параграфы: 34; 20; 42; стр.48;

 

Растения как организмы, успешно растут и развиваются, если имеют все необходимые условия жизни: свет, тепло, воду, воздух, пищу.

Пища нужна всем организмам, так как она — источник энергии. Энергия организмам необходима, потому что она обеспечивает им жизнедеятельные процессы.

Без притока энергии не могут осуществляться жизненно важные процессы в клетках, тканях и в целом организме.

Пищу растений составляют углекислый газ, вода, минеральные соли. Потребляя их, растение осуществляет питание.

Питание — это добывание организмом необходимых органических и минеральных веществ и заключенной в них энергии.

С помощью корней растение извлекает из почвы необходимые ему вещества, тем самым осуществляя почвенное питание. В этом процессе особо важную роль выполняют корневые волоски в зоне всасывания. Вот почему почвенное питание еще называют корневым питанием Корневое питание обеспечивает поступление в растение воды и минеральных солей.

Через корневые волоски растение получает из почвы соли калия, кальция, фосфора, магния, соединения азота, серы и других химических элементов. Минеральные вещества корневая система поглощает из почвенных растворов вместе с водой. Клеточные стенки корневых волосков принимают непосредственное участие в их поглощении. При этом они работают как маленькие насосы. Вещества, поступившие в корневой волосок, перемещаются с помощью других клеток всасывающей зоны корня в трахеиды и сосуды древесины. По ним они транспортируются в зону проведения корня и далее через стебель ко всем частям растения.

Во всасывающей части корня идет не только поглощение воды и солей. Здесь с участием поглощенных растворов минеральных солей и органических веществ, поступивших от листьев, активно идут сложные химические процессы обмена веществ и образования различных новых соединений: здесь синтезируются аминокислоты, из которых строятся потом белки, физиологически активные вещества (витамины В1, В6, никотиновая и аскорбиновая кислоты, ростовые вещества и др.). Они необходимы для нормального роста и развития растения как целостного организма.

Корень не только всасывает из почвы воду с минеральными солями, но и участвует в образовании многих новых веществ.

Процессы поглощения и преобразования растворенных минеральных веществ интенсивнее идут в дневные часы, особенно активно эти процессы происходят в период цветения растений.

Потребность растения в минеральных веществах зависит от его вида, возраста, быстроты роста, стадий развития, характера погоды, времени суток и свойств почвы. Например, картофель и свекла требуют наличия в почве большого количества калия, а пшеница и ячмень потребляют больше азота, чем калия и фосфора.

Большинство растений нуждаются в таких элементах, как азот, фосфор, калий, магний, сера. При нехватке азота тормозится рост растений и формируются мелкие листья. Недостаток калия замедляет процессы деления и растяжения клеток, вызывает гибель ростового кончика. Нехватка фосфора замедляет обмен веществ. При недостатке магния нарушается образование хлоропластов и хлорофилла. Нехватка серы снижает фотосинтез. В естественном растительном покрове поглощенные растениями минеральные вещества частично возвращаются в почву с опавшими листьями, ветками, хвоей, цветками, отмершими корневыми волосками. Но после уборки урожая сельскохозяйственных растений поглощенные корнем минеральные вещества не возвращаются в почву. Так, только вынос кальция из почвы с 1 т урожая пшеницы составляет 10 кг, свеклы — 40 кг, а капусты — 60 кг.

Чтобы предотвратить истощение почвы и собирать большие урожаи, на поля вносят удобрения.

Удобрения разделяются на органические и минеральные.

Органические удобрения — это навоз, торф, компост и перегной (разлагающиеся остатки растений).

Минеральные удобрения — это азотные соединения (селитра, мочевина), фосфорные (суперфосфат, костная мука), калийные (зола, хлористый калий, сульфат калия). Названные удобрения привносят в почву элементы минерального питания, которые требуются растениям в большом количестве. Вот почему их называют макроэлементные удобрения или макроудобрения.

К минеральным удобрениям относятся и микроудобрения. Растения потребляют их в чрезвычайно малом количестве. Однако микроэлементы (медь, бор, молибден, марганец) нужны я жизнедеятельности растений. Они входят в обменные процессы организма, повышают устойчивость растений к болезням и неблагоприятным условиям окружающей среды. Недостаток микроэлементов вызывает заболевание растения и его гибель уже в раннем возрасте. Микроудобрения бывают комплексными они содержат в себе сразу несколько разных химических элементов.

Бор — один из наиболее важных микроэлементов, особенно для двудольных растений. Он усиливает прорастание пыльцы на рыльце пестика при опылении. Без бора нарушается созревание семян, отмирают конусы нарастания. Недостаток меди задерживает рост и цветение растения. У злаков, например, без меди не развивается колос. Стебли кустарников (роза, шиповник), молодые яблони, опрысканные раствором мелкого купороса, повышают устойчивость к заморозкам. Марганец способствует увеличению содержания сахаров и их оттоку из листьев. При недостатке молибдена в тканях растений накапливается большое количество нитратов.

Микроэлементы — группа незаменимых минеральных веществу обеспечивающих жизнедеятельность растительных организмов.

Удобрения вносят в почву до посева, одновременно с ним или после посева в виде подкормки. При внесении удобрений следует соблюдать нормы, так как их избыток снижает урожайность.

Правильное внесение удобрений восстанавливает плодородие почвы и улучшает минеральное питание растений.

Растение в процессе корневого питания поглощает много минеральных веществ. В почву для сохранения плодородия и нормального роста и развития растений вносят органические и минеральные удобрения.

Корневое питание дает растению только минеральные соли и воду. Органические вещества и заключенную в них энергию растение получает через фотосинтез. В этом процессе за счет энергии солнечного света растение с помощью зеленого хлорофилла образует необходимые ему органические вещества из углекислого газа и воды. Так как основным поставщиком углекислого газа для фотосинтеза является воздух, то этот способ получения растением органических веществ называют воздушным питанием.

Специализированный орган воздушного питания представляет собой зеленый лист.

Благодаря плоской форме листовой пластинки лист имеет большую поверхность соприкосновения с воздушной средой и солнечным светом. А присутствие в мякоти листа мелких, но многочисленных хлоропластов с хлорофиллом (зеленый пигмент) создает огромную фотосинтезирующую поверхность, фактически превращая лист в могучую фабрику образования органических веществ.

Доказать, что зеленое растение только на свету образует органические вещества, можно простым опытом. Зеленое растение, например примулу или пеларгонию зональную, помещают в темный шкаф. Через 2—З дня у этого растения черной бумагой или фольгой затемняют часть одного листа и ставят растение на свет. Через 8— 10 часов срезают этот лист, снимают с него затемняющие пластинки бумаги. Оказывается, внешне лист никак не изменился. Но после его обесцвечивания (кипячением в спирте разрушается хлорофилл) и последующей обработки раствором йода можно увидеть, что незатемненная часть листа, содержавшая крахмал, посинела, а бывшая затемненной часть листа приобрела желтый цвет йода. Это свидетельствует, что здесь крахмал не образовался, так как клетки листа не получали световой энергии.

Фотосинтез — процесс, в котором зеленое растение из неорганических веществ (углекислого газа и воды) с использованием лучистой энергии солнечного света образует органические вещества (преимущественно сахара) и кислород.

Фотосинтез — очень сложный многоступенчатый процесс. В общих чертах фотосинтез состоит из двух этапов. Начало процессу задает свет.

Вначале свет воздействует на хлорофилл. Хлорофилл, поглотив свет, возбуждается, т.е. заряжается энергией химических связей. Затем свет с помощью возбужденного хлорофилла расщепляет (разрушает) молекулу воды. При этом из нее высвобождается кислород и много водорода. Одновременно в хлоропласте образуются два активных компонента: АТФ (аденозинтрифосфат) — очень нестойкое органическое вещество, заряженное энергией, и фермент — вещество, способное транспортировать возбужденный водород, оставшийся от расщепления молекул воды. Этим оканчивается первый этап фотосинтеза, где участие энергии солнечного света является обязательнейшим условием. Благодаря энергии химических связей, содержащейся в АТФ, водород очень быстро освобождается от транспортирующего вещества (фермента) и соединяется (синтезируется) с углекислым газом. В результате этого образуются различные углеводы, с помощью ферментов вскоре переходящие в сахар, богатый энергией. Затем оба активных вещества: АТФ, потративший энергию, и фермент, освободившийся от водорода, — вновь готовы к выполнению такой же работы в цикле реакций фотосинтеза.

На первом этапе фотосинтеза путем расщепления воды появляется водород. Для этого нужна энергия солнечных лучей. Кислород выделяется здесь из воды как побочный продукт. На втором этапе водород соединяется с углекислым газом, в результате образуются углеводы (сахара).

В среднем растения поглощают около 55% энергии солнечных лучей. На фотосинтез расходуется только 1.5—2% поглощенной энергии. Это очень мало но и такое количество обеспечивает жизнь всем организмам на Земле.

Весь сложный поэтапный процесс фотосинтеза идет в хлоропластах бесперебойно, пока зеленые листья получают энергию солнечных лучей. Образовавшиеся в процессе фотосинтеза органические вещества (преимущественно сахара) по ситовидным трубкам луба оттекают из листьев ко всем частям растения: к почкам, генеративным органам. Но больше всего они передвигаются по стеблю вниз к корням, где принимают участие вместе с минеральными солями в образовании белков и жиров.

Образующиеся в ходе фотосинтеза органические соединения используются клетками растительного организма в качестве питательных веществ.

Сахар — высокоэнергетическое вещество. В зависимости от потребностей растения он или сразу же, как образуется, используется для процессов жизнедеятельности (в том числе для дыхания и построения клеток) или откладывается про запас в виде крахмала, сахаристых соков, или перерабатывается при участии минеральных солей, поглощенных корнями из почвы, в белки, жиры и другие вещества.

Для фотосинтеза обязательно нужен углекислый газ (поступает в лист вместе с воздухом через устьица) и вода (по сосудам приходит из корня).

Таким образом, в процессе воздушного питания растения поглощают неорганические вещества и на основе энергии солнечного света и хлорофилла образуют органические вещества.

Организмы, способные самостоятельно синтезировать органические вещества из неорганических, называют автотрофными.

Зеленые растения — автотрофы: создавая органические вещества, запасают в них солнечную энергию и делают ее доступной для других организмов.

Не все организмы обладают такой способностью. Многие из них не способны синтезировать из неорганических веществ органические и получают их с пищей в виде готовых органических соединений. Такие организмы называют гетеротрофными. Все животные, грибы, большинство бактерий и человек гетеротрофные организмы. Они питаются готовыми органическими веществами, созданными автотрофами — зелеными растениями. Вот почему процесс фотосинтеза имеет огромное значение не только для растений, но для всей жизни на Земле.

Роль автотрофов точно выразил академик Сергей Павлович Костычев: Стоит зеленому листу прекратить работу на несколько лет, и все живое население земного шара, в том числе и человечество, погибнет».

Успешность протекания воздушного питания зависит от многих факторов окружающей среды: интенсивности и качества света, концентрации углекислого газа, минерального питания, водного режима, температуры, загрязнения воздуха.

Некоторые газы промышленного происхождения, особенно сернистый газ, даже в малых дозах повреждают листья растений. Огромный вред побегам и листьям наносят выхлопные газы автомобилей. Сажистый налет закупоривает устьица и уменьшает прозрачность листовой эпидермы. Кислотные дожди разрушают кожицу и мякоть листа.

Сохранение зеленых растений на планете, обеспечение нормальных условий для их воздушного питания — важная задача, стоящая сейчас перед людьми. Фотосинтез — процесс образования на свету с помощью хлорофилла органических веществ (сахаров) из воды и углекислого газа. В этом процессе зеленые растения улавливают энергию солнечного света и преобразуют ее в энергию химических связей, доступную всем организмам. Выделенный в процессе фотосинтеза кислород используется всеми живыми существами мя дыхания. Продуктивность фотосинтеза зависит от факторов внешней среды.

3. Механика дыхательного акта. Легкие находятся в герметически замкнутой плевральной полости и практически заполняют ее целиком. В плевральной полости постоянно поддерживается пониженное давление.

В спокойном состоянии человек делает 16—20 дыхательных движений в 1 мин. При таком темпе дыхания вдох осуществляется за счет сокращения межреберных мышц и мышц диафрагмы — грудобрюшной преграды. Сокращаясь, диафрагма оттесняет органы брюшной полости вниз, межреберные мышцы поднимают ребра, при этом объем грудной и, естественно, плевральной полости увеличивается. Давление в ней понижается еще значительнее. Это вызывает расширение легких, легочных пузырьков и бронхов и падение в них давления. Оно становится ниже атмосферного, и воздух засасывается в легкие через воздухоносные пути. Таким образом, плевральные полости работают как насосы, обеспечивая поступление в легкие необходимого количества воздуха.

При выдохе под действием собственной тяжести ребра опускаются, мышцы диафрагмы расслабляются, она принимает первоначальное положение и грудная полость уменьшается до обычных размеров. Легочные пузырьки и бронхи уменьшаются в объеме за счет сокращения своих эластичных стенок и выталкивают наружу большую часть находящегося в них воздуха. Усиленный выдох обеспечивается сокращением мышц брюшной стенки и туловища. Это позволяет удалить из легких увеличенный объем воздуха, поступивший в них во время глубокого вдоха.

Воздух является важнейшей частью внешней среды, необходимой для жизнедеятельности животных и человека. Он представляет собой смесь газов, из которых состоит атмосфера Земли. В атмосферном воздухе содержатся:

Кислород — необходимый для дыхания компонент воздуха. Его содержание в воздушной среде уменьшается в связи с дыханием человека и животных, процессами горения и окисления. Единственным источником возобновления кислорода являются зеленые растения. Количество кислорода в атмосфере весьма постоянно, даже в больших городах, где потребление кислорода особенно велико, его содержание не падает ниже 20,6%. Такое уменьшение содержания кислорода не оказывает отрицательного влияния на человеческий организм.

В воздухе жилых и общественных помещений уменьшения содержания кислорода ниже 20%, как правило, не происходит, так как его запасы постоянно возобновляются за счет проникновения наружного воздуха. Недостаток кислорода может возникнуть лишь в герметически закрытых помещениях, например при авариях на подводных лодках, а также в шахтах, колодцах, подземельях, пещерах, откуда кислород бывает вытеснен другими газами.

Первая помощь.У человека, вытащенного из воды, надо осмотреть полости рта и носа и очистить их от песка и других инородных предметов. Если в дыхательных путях находится вода, нужно принять меры для ее удаления. Для этого пострадавшего кладут вниз лицом на бедро согнутой в колене ноги спасающего так, чтобы голова касалась земли, а туловище свешивалось вниз. Затем сильно и ритмично надавливая на спину пострадавшего, удаляют воду из его легких.

Сложнее устранить причину нарушения дыхания при ранениях грудной клетки, В этом случае первая помощь должна заключаться в немедленном восстановлении герметичности плевральной полости. Края раны обрабатывают йодом. На рану накладывают марлевую салфетку с тонким слоем ваты. Поверх нее кладут клеенку, полиэтиленовый пакет или прорезиненную ткань и забинтовывают грудную клетку как можно туже в положении, соответствующем выдоху. Раненый должен быть срочно доставлен в медицинское учреждение. Транспортировка пострадавшего осуществляется в полусидячем положении с наклоном в сторону повреждения или лежа на раненом боку. Своевременно принятые меры обычно приводят к нормализации дыхания пострадавшего. Если этого не произошло и дыхание прекратилось, необходимо немедленно приступить к искусственному дыханию.

Искусственное дыхание. Наиболее просто осуществлять дыхание «рот в рот» или «рот в нос». Пострадавшего кладут на спину, а под лопатки подкладывают валик из одежды. Голову откидывают назад так, чтобы шея с подбородком составляла одну линию. Оказывающий помощь становится на колени сбоку от пострадавшего, поддерживая его голову за темя и под шею. Он сначала делает глубокий вдох, затем свой воздух выдыхает, нагнетая его в рот пострадавшего. Эта процедура осуществляется 12—20 раз в 1 мин. При этом губы спасателя должны плотно охватывать рот пострадавшего, чтобы предотвратить утечку воздуха. Выход воздуха через нос предотвращают, прижимаясь щекой к ноздрям пострадавшего. Если рот пострадавшего открыть не удается, воздух закачивают через нос, зажимая рукой рот, чтобы воздух оттуда не выходил. Выдох у пострадавшего, как и при нормальном дыхании, осуществляется пассивно. Искусственное дыхание, не прерывая ни на минуту, производят 1—2 ч, до восстановления самостоятельного устойчивого дыхания.