Билет № 11

1. Биологическое значение размножения. Способы размножения, их использование в практике выращивания сельскохозяйственных растений и животных, микроорганизмов (Б№5, 2)

2. Позвоночные животные, их классификация. Усложнение млекопитающих в процессе эволюции. Определите место вида лисицы обыкновенной в системе животного мира (тип, класс, отряд, семейство, род).

3. Раскройте особенности газообмена в легких и тканях, взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. В чем состоит доврачебная помощь при остановке дыхания?

 

Ответ:

1. 1. Размножение и его значение. Размножение — воспроизведение себе подобных организмов, что обеспечивает существование видов в течение многих тысячелетий, способствует увеличению численности особей вида, преемственности жизни. Бесполое, половое и вегетативное размножение организмов.

2. Бесполое размножение — наиболее древний способ. В нем участвует один организм, а в половом размножении — чаще всего две особи. У растений бесполое размножение происходит с помощью споры — специализированной клетки. Размножение спорами водорослей, мхов, хвощей, плаунов, папоротников. Высыпание спор из растений, прорастание их и развитие из них новых дочерних организмов в благоприятных условиях. Гибель огромного числа спор, попадающих в неблагоприятные условия. Невысокая вероятность появления новых организмов из спор, поскольку они содержат мало питательных веществ и проросток поглощает их в основном из окружающей среды.

3. Вегетативное размножение — размножение растений с помощью вегетативных органов: надземного или подземного побега, части корня, листа, клубня, луковицы. Участие в вегетативном размножении одного организма или его части. Сходство дочернего растения с материнским, так как оно продолжает развитие материнского организма. Большая эффективность и распространение вегетативного размножения в природе, так как дочерний организм формируется быстрее из части материнского, чем из споры. Примеры вегетативного размножения: с помощью корневищ — ландыш, мята, пырей и др.; укоренением нижних, касающихся почвы ветвей (отводками) — смородина, дикий виноград; усами — земляника; луковицами — тюльпан, нарцисс, крокус. Использование вегетативного размножения при выращивании культурных растений: клубнями размножают картофель, луковицами — лук и чеснок, отводками смородину и крыжовник, корневыми отпрысками — вишню, сливу, черенками — плодовые деревья.

4. Половое размножение. Сущность полового размножения — в формировании половых клеток (гамет), слиянии мужской половой клетки (сперматозоида) и женской (яйцеклетки) оплодотворении и развитии нового дочернего организма из оплодотворенной яйцеклетки. Благодаря оплодотворению получение дочернего организма с более разнообразным набором хромосом, значит, с более разнообразными наследственными признаками, вследствие чего он может оказаться более приспособленным к среде обитания. Наличие полового размножения у водорослей, мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных. Усложнение полового процесса у растений в процессе их эволюции, появление наиболее сложной формы у семенных растений.

5. Семенное размножение происходит с помощью семян, оно характерно для голосеменных и покрытосеменных растений (у покрытосеменных широко распространено и вегетативное размножение). Последовательность этапов семенного размножения: опыление — перенос пыльцы на рыльце пестика, ее прорастание, появление путем деления двух спермиев, их продвижение в семязачаток, затем слияние одного спермия с яйцеклеткой, а другого — со вторичным ядром (у покрытосеменных). Формирование из семязачатка семени зародыша с запасом питательных веществ, а из стенок завязи — плода. Семя — зачаток нового растения, в благоприятных условиях оно прорастает, и первое время проросток питается за счет питательных веществ семени, а затем его корни начинают поглощать воду и минеральные вещества из почвы, а листья — углекислый газ из воздуха на солнечном свету. Самостоятельная жизнь нового растения.

Человек в своей сельскохозяйственной деятельности применяет разные способы размножения растений, животных и бактерий. Если его цель – быстро получить большое количество потомства у растений без изменения признаков, он применяет вегетативное размножение. При работе с животными или при необходимости получения новых признаков у растений, используется половое размножение.

2. Подтип Позвоночные относится к типу Хордовые, подцарству Многоклеточных животных, царству Животных, надцарству Ядерные (эукариоты), империи Клеточных. Этот подтип включает классы Костных и Хрящевых рыб, Земноводных, Пресмыкающихся, Птиц и Млекопитающих.

Млекопитающие, или Звери, - высшие теплокровные, покрытые шерстью позвоночные животные. Они рождают живых детёнышей, выкармливают их молоком. Обладают крупным головным мозгом с хорошо развитыми полушариями переднего мозга, органами обоняния, зрения. Слуха. Отличаются разнообразным и сложным поведением. Это наиболее высоко организованные в эволюционном плане позвоночные животные, демонстрирующие огромное разнообразие приспособлений к условиям обитания.

Известно около 4 тыс. современных видов зверей, распространённых по всему земному шару и освоивших все среды обитания.

Млекопитающие имеют многие черты сходства с пресмыкающимися, особенно в эмбриональном развитии, строении скелета, роговеющих покровах. Это позволяет утверждать, что млекопитающие произошли от древних рептилий. Особенно заметно это сходство у примитивных яйцекладущих подкласса Первозверей (Однопроходных)– утконоса и ехидны. Они откладывают яйца, их млечные железы - примитивные, трубчатые, без сосков. Детёныши слизывают молоко с шерсти.

Подкласс Высшие, или Плацентарные, звери представлены следующими отрядами:

-Насекомоядные. Сравнительно примитивная группа (зубы не делятся на группы, похожи друг на друга; головной мозг небольшой, без извилин).

-Рукокрылые. Приспособились к полёту. Имеют киль, кожистую перепонку (крыло), эхолокацию.

-Грызуны. Зубы делятся на группы: резцы и коренные; вместо клыков – пустое пространство.

-Зайцеобразные. Сходны с грызунами.

-Хищные. Имеют хорошо развитые зубы; отличаются сложным поведением, у них хорошо развиты полушария переднего мозга, имеющие извилины.

В отряде 7 семейств. Лиса – род хищных млекопитающих, включает около 10 видов. Род Лиса, семейство Волчьи, отряд Хищные, класс Млекопитающие, подтип Позвоночные, тип Хордовые.

3. Обмен газов в легких. Во время вдоха наружный воздух засасывается в легкие и заполняет легочные пузырьки. Состав воздуха внутри пузырьков будет всегда немного отличаться от состава наружного воздуха. Это объясняется тем, что, проходя по воздухоносным путям, воздух становится влажным и смешивается с остатками находящегося там уже использованного для дыхания воздуха. В результате в воздухе легочных пузырьков будет чуть меньше кислорода и чуть больше углекислого газа, чем в наружном, и много водяных паров. Чем глубже дыхание, тем лучше вентилируются легкие и тем ближе состав воздуха в пузырьках приблизится к составу наружного воздуха.

Кровь, поступающая в легкие по системе малого круга кровообращения, содержит мало кислорода и много углекислого газа.

В легких происходит обмен газов между кровью и воздухом. Этот процесс осуществляется с помощью диффузии. Ее сущность состоит в том, что молекулы любого газа, если их концентрация велика, стремятся проникнуть сквозь проницаемые для них оболочки туда, где их мало. В этом случае диффузия газа продолжается до тех пор, пока концентрация его молекул по обе стороны оболочки не станет одинаковой. Для диффузии кислорода и углекислого газа тонкие стенки легочных пузырьков и кровеносных сосудов не представляют серьезных препятствий. Газы легко проникают через эти оболочки.

В насыщении крови кислородом имеется одна важная особенность. Кислород, растворившийся в крови, благодаря диффузии проникает внутрь эритроцитов и вступает там в соединение с гемоглобином. В результате образуется оксигемоглобин. Каждая его молекула способна удержать четыре атома кислорода. Благодаря этому каждые 100 мл крови, прошедшие через легкие, уносят с собой 20 мл кислорода. Обогащенная кислородом кровь возвращается в сердце, а оттуда направляется во все органы и ткани.

Обмен газов в тканях. Соотношение газов в тканях прямо противоположно тому, что наблюдается в легких. В приходящей сюда артериальной крови много кислорода и очень мало углекислого газа. Зато углекислого газа много в самих тканях, а кислород там интенсивно расходуется, и поэтому его часто необходимо добавлять. Обмен газов осуществляется здесь тоже за счет диффузии, только теперь кислород покидает кровь, переходя в ткани, а углекислый газ из тканей переходит в кровь и его концентрация в тканях снижается.

Как вы уже знаете, свободного кислорода в крови немного. Основная его часть входит в состав молекул оксигемоглобина. Оксигемоглобин — вещество непрочное. Он способен сохраняться только когда в окружающей среде много свободного кислорода. Поэтому во время движения крови по крупным сосудам оксигемоглобин не разрушается. Но, как только кровь достигнет капилляров и растворенный в ней кислород станет переходить в ткани, начинается распад оксигемоглобина на гемоглобин и кислород. Этот процесс идет тем сильнее, чем быстрее кислород покидает капилляры, и продолжается до полного распада всех молекул оксигемоглобина.

В плазме крови углекислого газа может быть растворено совсем немного. Однако он вступает здесь в химические реакции с различными молекулами, образуя легкорастворимые в крови и весьма нестойкие вещества. Оказавшись в легочных капиллярах, эти вещества распадаются, и образовавшийся при этом углекислый газ покидает кровяное русло, а затем удаляется из организма.

Удушье. При неполном прекращении дыхания лицо пострадавшего приобретает сине-багровую окраску, вены на шее и висках вздуваются, появляется кашель. Если помощь не будет оказана, дыхание может прекратиться полностью, человек теряет сознание, грудная клетка становится неподвижной.

В ряде случаев нетрудно устранить причину, мешающую поступлению воздуха в легкие. При сдавливании горла или грудной клетки пострадавшего освобождают от сдавливающих предметов. Инородные тела, закупоривающие дыхательные пути, из полости рта и глотки удаляются просто пальцем. Извлечь предмет, оказавшийся в гортани или трахее, можно только с помощью специальной медицинской аппаратуры. В этом случае пострадавший должен быть немедленно доставлен в медицинское учреждение, даже если его состояние удовлетворительно. У человека, вытащенного из воды, надо осмотреть полости рта и носа и очистить их от песка и других инородных предметов. Если в дыхательных путях находится вода, нужно принять меры для ее удаления. Для этого пострадавшего кладут вниз лицом на бедро согнутой в колене ноги спасающего так, чтобы голова касалась земли, а туловище свешивалось вниз. Затем сильно и ритмично надавливая на спину пострадавшего, удаляют воду из его легких.

Сложнее устранить причину нарушения дыхания при ранениях грудной клетки, В этом случае первая помощь должна заключаться в немедленном восстановлении герметичности плевральной полости. Края раны обрабатывают йодом. На рану накладывают марлевую салфетку с тонким слоем ваты. Поверх нее кладут клеенку, полиэтиленовый пакет или прорезиненную ткань и забинтовывают грудную клетку как можно туже в положении, соответствующем выдоху. Раненый должен быть срочно доставлен в медицинское учреждение. Транспортировка пострадавшего осуществляется в полусидячем положении с наклоном в сторону повреждения или лежа на раненом боку. Своевременно принятые меры обычно приводят к нормализации дыхания пострадавшего. Если этого не произошло и дыхание прекратилось, необходимо немедленно приступить к искусственному дыханию.

Искусственное дыхание. Наиболее просто осуществлять дыхание «рот в рот» или «рот в нос». Пострадавшего кладут на спину, а под лопатки подкладывают валик из одежды. Голову откидывают назад так, чтобы шея с подбородком составляла одну линию. Оказывающий помощь становится на колени сбоку от пострадавшего, поддерживая его голову за темя и под шею. Он сначала делает глубокий вдох, затем свой воздух выдыхает, нагнетая его в рот пострадавшего. Эта процедура осуществляется 12—20 раз в 1 мин. При этом губы спасателя должны плотно охватывать рот пострадавшего, чтобы предотвратить утечку воздуха. Выход воздуха через нос предотвращают, прижимаясь щекой к ноздрям пострадавшего. Если рот пострадавшего открыть не удается, воздух закачивают через нос, зажимая рукой рот, чтобы воздух оттуда не выходил. Выдох у пострадавшего, как и при нормальном дыхании, осуществляется пассивно. Искусственное дыхание, не прерывая ни на минуту, производят 1—2 ч, до восстановления самостоятельного устойчивого дыхания.