Воображение, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, где ясно обнаруживается специфически человеческий характер деятельности.
Понятие и функции воображения.
Этапы творческого процесса. Мечта как образ желаемого будущего.
Цель:
Сформировать представление о функциях и видах воображения, психологических примах
создания образов воображения.
Показать критерии оценки творческого воображения,
Раскрыть роль интеллекта и творческого начала в развитии личности.
План:
1. Понятие и функции воображения.
2. Виды воображения.
3. Психологические приемы создания образов воображения.
4. Воображение и творчество.
Основные понятия:воображение, фантазия, творчество, агглютинация, мечта.
Литература:
1. Ильин Е.П. Психология, - СПб., 2004.
2. Першина Л.А. Общая психология. – М., 2004.
3. Рогов Е.И. Общая психология (курс лекций). – М., 1995.
4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 2000.
Воображение необходимо в любой деятельности — не представив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. Если проанализировать деятельность человека, то можно обнаружить два ее вида:
1. воспроизводящая, или репродуктивная — тесно связана с памятью и заключается в воспроизведении или повторении прошлого опыта;
2. комбинирующая, или творческая, — связана с преобразованием имеющейся информации.
Преобразующую деятельность осуществляет воображение. Воображать - значит, преображать. В психологии воображением (фантазией) называют творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности мозга преобразовывать и создавать новые образы.
Психология отводит воображению очень важное место в жизни человека и всего человечества в целом. Несомненно, сохранение и воспроизведение прежнего опыта имеет для человека огромное значение, но не будь творческой деятельности, человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и не умел бы обращаться к будущему. «Именно творческая деятельность человека позволяет ему обращаться к будущему, созидать и видоизменять свое настоящее. Воображение, как основа всякой творческой деятельности, одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество» (А.С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте»).
Благодаря воображению люди преобразуют мир. «Всякое изобретение, крупное или мелкое... было объединено только воображением — постройкой, возведенной в уме посредством новых сочетаний или соотношений» (Т. Рибо). Воображение — привилегия человека. В процессе развития оно является сначала следствием, а затем — предпосылкой преобразующей деятельности.
Воображение позволяет человеку представить себе картину того, чего он в действительности никогда и не видел; и даже то, чего вообще не было (предвосхищая, может быть, будущее). Воображение в собственном смысле выступает лишь тогда, когда образы представления перестают непроизвольно изменяться и искажаться, становясь свободными, независимыми от памяти и установки на воспроизведение. Более сложные формы воображения возникают при все большем удалении от памяти, разрыве с ней. В этих высших формах воображения важно также сознание известной свободы по отношению к опыту, дающей способность его преобразовывать.
Восприятие действительности часто преобразуется воображением под влиянием чувств, желаний, симпатий и антипатий. Подчиняясь чувству, воображение может уготовить горькие разочарования. И наоборот, отношение к другому с предубеждением может закрыть от вас истинную сущность этого человека.
Сложная связь существует между уже готовыми продуктами фантазии и явлением действительности. Не обязательно побывать в пустыне, чтобы иметь представление о ней и использовать ее образ в своей фантазии. Здесь помогает чужой или социальный опыт. В этом смысле воображение важно для личности, ведь оно помогает усваивать этот опыт, воображение и опыт, таким образом, взаимозависимы.
Эмоциональная связь чувств и воображения проявляется в обоих направлениях. С одной стороны, эмоция (чувство) воплощается в известные образы, соответствующие ей: подбирает впечатления, мысли и образы, созвучные нашему настроению в данный момент. Фантазия создает внутренний язык для нашего чувства. Это влияние эмоционального фактора на комбинирующую фантазию называется законом общего эмоционального знака. Но, с другой стороны, воображение влияет на чувство. Вообразив себе какое-либо явление или предмет, мы эмоционально реагируем. Построение фантазии может быть чем-то существенно новым, еще не встречавшимся, но с упоминанием также ставшим реальностью.