Решение задач.
Работа 4. Влияние взаимодействия неаллельных генов на формирование признаков
Рис. 2 Неполное сцепление генов
Рис.1 Сцепленное наследование признаков
Работа 2. Анализ дигибридного скрещивания в условиях полного сцепления генов
Сцеплением генов (термин Т.Моргана) называют совместное наследование генов, ограничивающее их свободное комбинирование. Материальной основой сцепления гена является хромосома. Гены, локализованные в одной гомологичной хромосоме, образуют группу сцепления и наследуются целой группой (совместно). В том случае, если гены передаются постоянно вместе (сцеплено), то говорят о полном сцеплении.
На рис.l представлена схема классического опыта Т. Mopганa по наследованию сцепленных признаков у дрозофилы. Доминантными признаками являются серая окраска и нормальные крылья. Гены, отвечающие за указанные признаки, локализованы в одной группе сцепления. Родительские организмы (Р) по доминантному признаку имеют гомозиготный генотип.
Проведите цитогенетический анализ скрещивания дрозофил и дайте обоснованный ответ о причине расщепления гибридов F2.
P:
G:
F1:
G:
F2:
Задача.Катаракта и полидактилия у человека обусловлены доминантными аутосомными тесно сцепленными генами. Однако, сцепленными могут быть необязательно гены указанных аномалий, но и ген катаракты с геном нормального строения кисти и наоборот. Женщина унаследовала катаракту от своей матери, а полидактилию от отца. Ее муж нормален в отношении обоих признаков. Какие признаки можно ожидать у их детей? Возможно ли одновременное появление катаракты и полидактилии?
Работа 3. Анализ дигибридного скрещивания в условиях в условиях неполного сцепления генов:
Сцепленное наследование генов может быть нарушено; в этом случае говорят о неполном сцеплении генов. Одной из причин, нарушающей совместное наследование генов, локализованных в одной хромосоме, является кроссинговер.
На рис.2 показаны результаты опытов Т.Моргана, которые позволили выявить факт кроссинговера и его значение в фенотипическом разнообразии потомков. Проведите цитогенетический анализ скрещивания дрозофил и дайте обоснованные ответы. Родительские организмы (Р) по доминантному признаку имеют гомозиготный генотип.
1.Какие типы гамет образует самка F1?
2. Какие причины приводят к фенотипическому разнообразию гибридов второго поколения?
3. Какое может быть численное соотношение различных фенотипов гибридов второго поколения?
P:
G:
F1:
G:
F2:
Генотип организма не следует рассматривать как простую сумму независимых генов, каждый из которых выполняет свою, не связанную с действием других генов, функцию. Большинство фенотипических признаков у организма формируется в результате взаимодействия различных неаллельных генов, при этом значительное влияние на формирование признака может оказывать окружающая среда.
В ходе исторического формирования генофонда любого вида возникли различные формы взаимодействия неаллельных генов. Для всех эукариот характерны следующие основные формы взаимодействия генов: комплементарность, эпистаз, полимерия.
1. Интерферон человека (белок, неспецифический фактор иммунитета) содержит две полипептидные цепи, которые кодируют гены, расположенные в 2-й и 5-й аутосомах. Определите вероятность рождения ребенка, неспособного синтезировать интерферон, в семье, где оба родителя гетерозиготны по указанным генам. Какая форма взаимодействия генов имеет место в данном случае?
2. При скрещивании черных мышей (ААЬЬ) с альбиносами (aaBB) всё первое поколение (АаВЬ) имеет окраску агути, обусловленную зональным распределением пигмента по волосу. Какие соотношения потомков можно ожидать во втором поколении (мыши с генотипом aabb будут альбиносами)? Как называется наследование признаков подобного типа?
* * * * *