Вопрос 5. Гетеротрофная ассимиляция.
Вопрос 4. Клеточная теория. Ее естественнонаучное и мировоззренческое значение.
Вопрос 3. История биологических мировоззрений. Выдающиеся ученые-биологи, внесшие вклад в развитие медицинской науки.
С тех пор как человек стал осознавать свое отличие от животного мира, он начал изучать окружающий его мир. Сначала от этого зависела его жизнь. С развитием цивилизации человек смог позволить себе занятия наукой в познавательных целях. Современная биология – комплексная наука, для которой характерно взаимопроникновение идей и методов различных биологических дисциплин, а также других наук.
Ученые, внесшие вклад в развитие медицины:
1) Гиппократ (460-370) дал первое относительно подробное описание человека и животных, указал на роль среды и наследственности в возникновение болезней.
2) Клавдий Гален первым сделал сравнительно-анатомическое описание обезьяны и человека. Изучал центральную и периферическую нервную систему.
3) К.М. Бэр (1792-1876) сформулировал основные положения теории гомологичных органов и закона зародышевого сходства.
4) Ч. Дарвин сформулировал теорию эволюции живого.
5) Т. Шванн и М.Я. Шлейден авторы клеточной теории.
6) Л. Пастер, И.И. Мечников, Р. Кох основоположники микробиологии.
7) А.И. Опарин сформулировал первую научную теорию происхождения жизни.
8) Дж. Уотсон и Ф. Крик обнаружили ДНК и предложили ее модель.
9) Р. Вирхов создал учение о невозможности самозарождения клетки.
10) А. Флемен открыл антибиотики.
Положения современной клеточной теории:
- клетка является универсальной структурной и функциональной единицей живого;
- все клетки имеют сходное строение, химический состав и общие принципы жизнедеятельности;
- клетки образуются только при делении предшествующих им клеток;
- клетки способны к самостоятельной жизнедеятельности, но в многоклеточных организмах их работа скоординирована, и организм представляет собой целостную систему.
Разработка теории способствовала развитию отдельного направления биологии – цитологии – науки о клетке, как основной форме организации живой материи.
А) Фазы ассимиляции:
1)Поглощение и переваривание питательных веществ.
2)Транспорт веществ в клетку.
Поступление веществ происходит через мембрану.
3)Синтез веществ в клетке.
Белки будучи ферментами контролируют синтез углеводов, липидов и самих себя.
Б) Пути проникновения веществ в клетку:
- Активный транспорт (с затратой энергии). Если концентрация веществ в клетке и вне ее равны, или в клетке больше.
- Пассивный транспорт (без затрат энергии). Если концентрация вещества в клетке меньше чем вне ее.
- Эндоцитоз:
Фагоцитоз – поглощение твердых соединений.
Пиноцитоз – поглощение жидких соединений.
В) -Углеводы. В ротовой полости начинается расщепление углеводов амилозой слюны до ди- и моносахаридов.
- Белки. В желудке начинается расщепление белков под действием трипсина, пепсина, химотрипсина. Далее белки расщепляются до аминокислот в кишечнике. Аминокислоты бывают заменимые и незаменимые. Белковое голодание вредит организму.
- Липиды. Перевариваются позднее всех, в двенадцатиперстной кишке. Для переваривания необходимо их эмульгировать (превратить в маленькие пузырьки) желчью печени. Кроме желчи необходимы ферменты эстеразы, синтезируемые поджелудочной железой. Жиры расщепляются до глицерина и жирных кислот (заменимые и незаменимые).
Нуклеиновые кислоты обладают свойством хранить и воспроизводить наследственную информацию, а также реализовывать ее через синтез белков.
Г)Клетка – открытая система. В ней постоянно происходит обмен веществ и энергии с окружающей средой. Это является условием жизни, существования клетки. Поток веществ в клетке поддерживается стабильным химическим составом ее протоплазмы, включающей в себя как органические, так и неорганические вещества. Клетка находится в единстве со средой, а химические, физические и биологические свойства окружающей среды обусловливают протекание всех процессов жизнедеятельности.