Часть II. Психические процессы
Краткое содержание
Наглядность – важная составляющая урока изобразительного искусства,ребенок не должен рисовать на основе чистого представления, без опоры на наглядность. Результаты реальных зрительных наблюдений помогают ученикам в создании образа будущего рисунка.Чем шире и разнообразнее наглядные пособия (иллюстрации, таблицы, реальные работы), тем больше развивается образное мышление ребенка, становится выразительнее рисунок.
Уроки рисования как средство развития воображения и творческого потенциала учащихся. Методика ведения композиционного поиска и приемы развития художественно-образного мышления детей на уроках рисования на темы.
Тематическое рисование является очень важным разделом работы на уроках изобразительного искусства. Оно представляет собой композиционное повествование средствами рисунка и цвета на темы определенных событий и впечатлений из окружающей жизни, а так же на темы сказок, песен, произведений литературы, и т. д. Задачами тематического рисования являются:
1.Патриотическое, этическое, эстетическое воспитание.
2.Творческая переработка своих чувств и переживаний.
3.Понимание и оценка своих чувств, окружающей жизни, обогащение интеллекта.
4.Наблюдение природы и окружающего мира, которые служат неисчерпаемым источником красоты, обогащают эмоциональный мир ученика.
Тематическое рисование в школе это творческий процесс переживания и воспроизведение пережитого при помощи имеющихся зрительных представлений. Оно позволяет учителю выявить степень развития учащегося, так как в основе рисунка ребенка лежит подражательная способность изображать то, что видит вокруг себя и что себе представляет.
В развитии художественно-образного мышления важную роль играет воображение. Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда. По мнению Э.В.Ильенкова сущность воображения заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлёт от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления.
Воображение детей имеет направленный характер, т.е. построение образа будущего рисунка вначале полностью или частично может осуществляться произвольно, как решение определенной задачи. Учитель определяет задачи, сообразуясь с возможностями учеников. Задача-замысел опережает и направляет действия рисующего.Способность сочинить замысел имеет у детей не только индивидуальные, но и возрастные особенности. Большинству первоклассников замыслом служит словесное перечисление того, что будет на рисунке. Замысел-задача и образ складываются не до, а в процессе изображения и могут изменяться или отклоняться от придуманного и названного словами. Развитию этой способности помогает такое обсуждение детских рисунков, в ходе которого, наряду с художественными достоинствами, особо оценивается оригинальность замысла.
Визуальное восприятие очень важно для развития художественно-образного мышления. Освоение способов построения художественной формы происходит в процессе обсуждения ряда произведений искусства. В результате учитель вместе с детьми строит условную модель нового способа художественного выражения. На примере произведений художников-мастеров дети видят, что применение этого способа многовариантно и что владение общим способом позволяет создать неповторимые художественные решения.
Методы и приемы формирования установки на восприятие художественного образа:
- опора на ассоциации ребенка, связанные с переживанием конкретных событий;
- стимулирование интереса к искусству, основанного на эмоциональной привлекательности информации, новизне, ее необычности;
- игровые ситуации, основанные на элементах драматизации, инсценирование произведения, чтобы ребенок мысленно очутился в роли героя работы;
- игра в художников определенной эпохи (импрессионисты, египтяне и т.п.);
- усиление восприятия музыкальными или литературными произведениями, комплексное воздействие разных видов искусства на переживания ребенка.
В целях обучения используется также анализ художественного произведения.
Схема анализа:
1.Что изображено? (сюжет).
2. Как изображено? (выразительные средства).
3. О чем изображено? (идея).
В процессе визуального восприятия важным является не историческая последовательность произведений искусства, а подбор примеров, которые позволят рассмотреть основные правила, приемы и средства композиции, особенности колористического решения картины. Приобретенные художественные знания, умения и навыки помогают учащимся самостоятельно ориентироваться в мире художественной культуры. Важным условием развития художественно-образного мышления учащихся на уроках изобразительного искусства является использование педагогами технических средств обучения, видео- и аудиоаппаратуры и специальных наглядных пособий.
Развитию художественно-образного мышления способствует использование на уроке различных техник и художественных материалов.С приобретением практического опыта работы с различными художественными материалами учащимся легче воспринимать произведения искусства, понимать замысел художника, использовать свой практический опыт для создания художественного образа.
Важное место в развитии художественно-образного мышления принадлежит композиции. Развитие воображения на уроках изобразительного искусства происходит через освоение учениками общего способа создания художественной формы - композиции. Введение детей в основы композиции происходит постепенно. Сначала они овладевают общими способами, имеющими аналоги в других видах искусства, затем способами, специфичными именно для искусства изобразительного. Ознакомление с этими способами на примерах произведений мастеров и применение их детьми в собственных рисунках происходит в такой последовательности, что каждый предыдущий становится условием освоения всех последующих.При этом в детскую изобразительную деятельность вводятся основные принципы построения красоты (мера, ритм, симметрия, равновесие, а также другие структурные характеристики гармонии и дисгармонии художественной формы). Главный из них - принцип меры - сначала выступает для детей как отношения мерности по величине, форме, цвету всего того, что изображается и чем изображается (краски, кисти, бумага и др.), и как различение простых отношений: величины (большая - средняя - маленькая), формы (округлая - угловатая - смешанная), цвета (светлый - темный - средней светлоты) и т.п.
Затем вводится способ построения ритма как основа достижения соразмерности в композиции. Его продолжает способ построения симметрии (не только всем знакомой зеркальной, но вращения и перемещения) при разных типах отношений между элементами (не только тождества, но и подобия, вариации, контраста). Это позволяет ученикам перейти к более сложному построению композиционного равновесия рисунков, от которого лежит прямой путь к динамическим отношениям композиции, к принципу согласования пропорций не только величин, но и форм, цветов, а главное - пространственных планов.
Освоение принципов строения красоты включает ещё две линии обучения, которые реализуются с первых и до последних уроков. Это гармонизация и выразительность цвета, и пластичность, выразительность формы очертаний изображений.
Таким образом, средство развития художественно-образного мышления:
1. Опора на реальные зрительные впечатления.
2. Разнообразная тематика и новизна.
3. Разнообразие художественных техник и материалов.
4. Интерес к индивидуальности каждого ученика (личностно-ориентированное обучение).
5. Обращение к эмоциям ребенка.
Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности. Воображение как процесс преобразования представлений. Механизмы процесса воображения. Роль воображения в жизни человека. Физиологические основы воображения. Связь воображения с регуляцией органических процессов и движений.
Виды воображения. Классификация воображения по степени преднамеренности: произвольное и непроизвольное воображение. Воссоздающее воображение. Творческое воображение. Мечта. Пространственное воображение. Активное и пассивное воображение.
Механизмы переработки представлений в воображаемые образы. Основные этапы формирования воображаемых образов. Анализ, абстрагирование, синтез. Агглютинация как механизм формирования образов воображения. Схематизация и акцентировка.
Индивидуальные особенности воображения и его развитие. Различия между людьми по степени развития воображения и по типу представлении, которыми они оперируют чаще всего. Характеристика степени развития воображения. Основные типы воображения. Этапы развития воображения. Индивидуальный характер развития воображения.
Воображение и творчество. Общее представление о творчестве. Значение воображения для творчества. Концепция Т. Рибо. Этапы творчества по Г. Уоллесу. Уровни творческих задач по Г. С. Альтшуллеру.
11.1. Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности
Человек постоянно вступает в контакт с окружающей его средой. Ежесекундно на наши органы чувств воздействуют десятки и сотни разнообразных стимулов, многие из которых надолго остаются в памяти человека. Причем одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определенной обработке. Существование данного феномена обусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее.
Следует отметить, что воздействие животного на внешнюю среду и изменение внешней среды человеком имеют принципиальные различия. В отличие от животного человек оказывает воздействие на среду планомерно, направляя свои усилия к заранее поставленной цели. Такой характер изменения действительности в процессе труда предполагает предварительное представление в сознании того, что человек хочет получить в результате своей деятельности. Например, паук совершает определенные операции, напоминающие операции ткача, и пчелы постройкой своих восковых ячеек напоминают людей-строителей. Однако любой самый плохой специалист отличается от самой хорошей пчелы или самого искусного паука тем, что он действует по заранее намеченному плану. Любой труд предполагает выработку такого плана, и лишь потом — его воплощение на практике.
Таким образом, рассматривая процесс создания человеком чего-либо нового, мы сталкиваемся еще с одним феноменом психики человека. Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Вот этот процесс — процесс создания новых психических образов — и получил название воображения.
Итак, воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда — специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Например, имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, человек мог представить себе другое орудие, которое соответствует его представлению о том, что необходимо для выполнения той или иной трудовой операции. Но потом, в ходе исторического развития человека, деятельность воображения стала проявляться не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека, т. е. в образах, которые вообще не могли быть созданы на практике в данный момент. Появились крайне сложные формы воображения, необходимые в научном, техническом и художественном творчестве. Однако даже в этих случаях воображение выступает как результат преобразования наших представлений, полученных из реальной действительности.
Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.
Следует отметить, что образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности. Например, читая фантастические романы, вы, наверное, замечали, что вымышленные герои (инопланетяне, чудовища, несуществующие звери и т. д.) все равно своим обликом полностью или частично похожи на известные нам объекты, т. е. были трансформированы воображением писателя из реальной действительности.
Говоря о воображении, нельзя недооценивать его роль в психической деятельности человека, потому что определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Так, представляя себе какой-либо предмет или событие, мы очень часто не в состоянии воспроизвести соответствующие факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разрозненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представлений необходимыми деталями, т. с. в процессе воспроизведения начинает проявляться деятельность нашего воображения.
Глава 11. Воображение • 285
В значительно большей степени деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не воспринимали. Именно так возникают представления о природных зонах, где мы никогда не были, или представления об образе литературного героя.
Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.
Воображение связано и с реализацией наших волевых действий. Так, воображение присутствует в любом виде нашей трудовой деятельности, поскольку, прежде чем создать что-либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаем. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения.
Принято считать, что физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.
Следует отметить, что воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Например, хорошо известно, что представление о вкусном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение, а внушая человеку представление об ожоге, можно вызвать реальные признаки «ожога» на коже. Подобная закономерность известна уже давно и широко используется при лечении так называемых психосоматических больных в ходе сеансов суггестивной терапии. С другой стороны, воображение оказывает влияние и па двигательные функции человека. Например, стоит нам вообразить, что мы бежим но дорожке стадиона во время соревнований, как приборы будут регистрировать едва заметные сокращения соответствующих мышечных групп.
Другим примером влияния воображения на органические процессы может быть изменение газообмена в то время, когда мы представляем себе выполнение какой-либо физической работы. Например, мы представляем, что поднимаем тяжелую штангу на соревновании. В этом случае приборы будут регистрировать увеличение интенсивности газообмена. Это же явление будет обнаружено и в тех случаях, когда мы будем видеть лицо человека, поднимающего штангу.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что воображение играет существенную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.