Плохой сторож
Методика изучения особенностей регуляции познавательных процессов (устойчивости внимания, понимания, запоминания и воспроизведения).
Методика изучения устойчивости внимания.
Методики изучения распределения внимания.
Цель: изучение распределения внимания при выполнении различных видов деятельности.
I. Ход выполнения. Двум ученикам, различающимся по подвижности и силе нервных процессов, предлагается записывать на доске последовательность чисел от 1 до 20, произнося вслух ее в обратном порядке.
П. Ход выполнения: Двум, различным по степени обучаемости, ученикам предлагается сосчитать числа от 1 до 30, но вместо чисел, содержащих в себе цифру 3 , и чисел, кратных 3, произносить «не собьюсь».
Обработка данных: Подсчитать количество допущенных ошибок в счете. Распределение внимания можно считать хорошим, если сделано до 4 ошибок, средним — от 4 до 7, ниже среднего от 7 до 10, плохим - от 10 до 13.
Цель: изучение устойчивости внимания и работоспособности по корректурной таблице.
Инструкция испытуемому: «На листе бумаги даны ряды букв. Тебе нужно просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева направо, подчеркивать букву «К» и вычеркивать букву «И». Старайся работать как можно быстрее, но самое главное в этом задании - работать без ошибок, внимательно. По истечении каждой минуты по моей команде тебе следует отметить то место, где ты остановился, а затем продолжить работу дальше. Экспериментатор дает команду начать работу и включает секундомер. По истечении каждой минуты он дает команду поставить черту в том месте, где испытуемый в это время держит карандаш. Время работы - 8 мин.
Оценка внимания, переключаемости внимания, работоспособности производится в баллах производительности по десятибалльной системе. Для этого:
- подсчитывается общее число просмотренных знаков (букв). Допустим, обследуемый просмотрел 1475 знаков;
- сосчитывается число ошибок (пропущенных, или неправильно вычеркнутых, или неправильно подчеркнутых букв). Каждая такая ошибка составляет 20 очков. Каждая пропущенная строка – 60 очков. Допустим – сделано 20 ошибок, т.е. 20Х20 = 400);
- определяем число правильно отмеченных букв. Для этого из 1475 (общее число просмотренных знаков) вычитаем 400 (20 ошибок);
- теперь переводим в баллы производительность:
Производительность | Количество правильно отмеченных букв | Баллы |
Низкая | 1 000 – 1 200 | |
1 201 – 1 350 | ||
Удовлетворительная | 1 351 – 1 500 | |
1 501 – 1 700 | ||
1 701 – 1 850 | ||
Высокая | 1 851 – 2 000 | |
2 001 – 2 050 | ||
Более 2 150 |
Корректурная таблица
арпоенвтиотмосгвьалкгпоатмрсивпынимбпрна
опрнтрвклогтанвджзвкогтровкмиыоргтмфждщо
ждщлтоьнгтпраионвтдыкогтмрвпинипсмаенрвж
смиродлшыкнрогарджвпктогранпвимьаолшвгнр
бльошарнгвджздшлыипрнтогфуцирпантождзэык
(и т.д. В каждой строке – 40 знаков, всего в бланке должно быть 60 строк)
Цель: изучение особенностей регуляции познавательных процессов учащегося, устойчивости внимания при прослушивании текстов, особенностей понимания, запоминания и трудностей письменного и устного изложения.
Инструкция испытуемому: «Внимательно прочитай рассказ и напиши изложение».
Исследователю можно читать рассказ вслух, а затем испытуемый воспроизводит его устно. Пересказ можно постепенно перевести в обсуждение в виде вопросно-ответной формы, что позволит судить о понимании переносного смысла и подтекста рассказов учащимся.
О недостатках мыслительных процессов может свидетельствовать, например, правильное, почти дословное изложение деталей начала рассказа при непонимании переносного смысла и подтекста.
Рассказы для подростков
У одной хозяйки мыши поели в погребе сало. Тогда она заперла в погребе кошку. А кошка поела в погребе и сало, и мясо, и молоко.