Положение 14 страница

В результате было опрошено 60 человек. Это директора музеев, главные, ведущие ,старшие, младшие научные сотрудники, методисты, педагоги-музеологи, а также педагоги, связанные с музеями в своей профессиональной деятельности. Число опрошенных музейных работников составило около 10 % от общего числа фактически работающих в музеях, подведомственных Комитету по культуре Санкт-Петербурга.


Уважаемый коллега!

Кафедра, музееведения Санкт-Петербургской Государственной Академии культуры совместно с Всероссийским музеем А. С. Пушкина и сектором социологии Государственного Эрмитажа проводит исследование, связанное с задачами совершенствования работы музеев и изучения публики на современном этапе. Мы будем Вам признательны если Вы ответите на вопросы анкеты и тем самым поможете нам в нашем исследовании.

*************************************************************

Вы избрали своей, профессией музейное дело. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы

1. Был ли это осознанный выбор?

а) да

б) нет

в) в какой-то мере

2. Что определило Ваше решение работать в музее?

а) призвание

б) интерес к какой либо области музейной работы

в) интересы в профильной для музея области

г) семейные традиции

д) другое: ______________________________

3. Если Вы имели опыт работы в других организациях, как бы Вы могли определить
специфику работы в музее

а) особые профессиональные требования

б) специфика атмосферы в коллективе

в) нестандартные условия работы

г) ощущение причастности к прошлому

д) другое:_________________________________

4. Какие особые качества, по Вашему мнению, требует от человека профессия музейного
работника?

5. Как Вы считаете, существуют ли признаки, объединяющие всех представителей
музейной профессии?

6. Что для Вас значит работав музее:

а) способ самовыражения

б) возможность проявления Ваших научных, художественных и других интересов

в) престижная работа

г) другое:________________________________

7. Составляет ли Ваша зарплата основную (более 50%) статью дохода

а) да

б) нет


8. Что для Вас составляет наиболее привлекательную (лично для Вас важную) сторону музейной работы?

а) занятия научно-исследовательской работой

б) доступ к музейным предметам

в) работа с публикой музея

г) общение с коллегами, интересными людьми

д) творческая деятельность

е) пребывание в особой "музейной атмосфере"

ж) другое:

9. Проставьте цифры от I до 10 по степени значимости для Вас

 

а) семья е) любовь
б) творчество ж) деньги (материальная обеспеченность)
в) друзья з) познание
г) карьера и) новые впечатления
д) общение к) музейная деятельность

10. Если обратиться к характеристике деятельности музея, то какие виды деятельности
Вы считаете наиболее важными?

а) собирание г) экспонирование

б) хранение д) музейно-педагогическая работа

в) изучение е) популяризация музея

Другое?

11. Каковы, по-Вашему, основные функции музея?

12. Как Вы считаете, в чем состоит предназначение музея?

 

13. Ваше понимание музея: музей - это...

14. Кому, как Вы думаете, необходим музей более всего

а) всему обществу

б) населению определенного города, района
в)государству

г) категории постоянных посетителей

д) научным работникам

е) музейным работникам для проведения научных исследований
ж) подрастающему поколению

и) другое:________________________________________________________

15. Учитывая современное состояние общества, какая деятельность музея могла бы принести наибольшую пользу?


16. Какие из проблем Вы считаете наиболее важными для музея сегодня (если считаете
нужным, уточните)

а) финансирования

б) материально-технической базы музея

в) кадров

г) организационно-правовые

д) условий для научной работы

е) связей с образовательными учреждениями

ж) поддержки со стороны органов культуры, городской н ведомственной администрации

з) непонимания роли и значения музеев в обществе, недооценки его потенциала
и) организации музейной работы в новых социально-экономических условиях
к) другое:_________________________________

17. Что Вы считаете необходимым предпринять для изменения ситуации?

18. "Идеальный музей" в Вашем представлении:

19. Если бы у Вас была возможность поменять работу, где и кем Вы стали бы работать?

В заключение расскажите немного о себе

20. Ваша должность

21. Место работы

22. Как долго Вы работаете в музее/связанной с музеем области деятельности

а) до 3 лет

б) до 10 лет .

в) более 10 лет. Сколько?

23. Ваше образование

А) Высшее специальное (соответствующее профилю музея, сфере деятельности)

б) Высшее

в) Среднее специальное

г) Среднее

д) что-то еще?______

24. Что Вы закончили

25. Пол а) ж б) м

26. Возраст

а) до 25 лет

б) 26-35 лет

в) 36-50 лет

г) 51-60 лет

д) старше 60 лет

27. Место рождения

Большое спасибо за участие!


Хранение

Экспонирование

Собирание

о о

о

го

о-

я> Образ-воспит.

 

Просвещение

Изучение

Популяризация


->-МСО.&.СЛСГ>^ІС»

ooooooooo

 

к   * ч   ^ \ Ч, \ \
шМь. х \   4     \ Ч Ч ^ ^
■Ik \   \   \   ч ч ч \ „, \ -.................. .г,......... Ч.„

О

н

Z

S

ф ■8-

С

s

ч ф

ч


 

Із 0" о  
о (D о  
  СО S X о  
Ч и го  
сг X  
    н п
    тз TJ
    п Y1
    ь ь
    NJ —^

Приложение 3: 1
Социальные (культурные) функции

 

Автор Сохранение про- Сближение с на- Социализиру Другое
  шлого опыта стоящим и пере­дача в будущее ющие и рек­реативные  
ААМ, США И. Бестужев-Лада, М, Озер- сохранение обеспечение непре­рывности в развитии образование передача культурных традиций; художест- престижа  
ная культуры; сохране­ния культурных тра- венно-эстетическая    
Е.Г.Ванслова А.И.Голышев, Г. П. Бутиков А.Грегорова диций культуры общества образовательная вос­питательная личности культурообразу ющая социально-психологическая  
Б.Копечи коллекционирование экспонирование и культурная  
А.К.Ломунова документирование изучение образовате льн о-воспитательная    
Музей. Спра­вочник/С. Шап иро/ сохранение образование    
МА, Велико­британия сохранение наследия образовательная    
Научный кол- снятие актуального отражение в ретро- возвращение экспертиза
лектив "Музей духовного состояния спективе времени и снятых духов- , оценка
при НИИ куль­туры" Н.А.Никишин и культурной жизни общества хранительская пространства духов­ных ценностей содействие развитию ных ценностей обществу жизни общества
Правительствен ный меморан- сохранение культур­ных ценностей культуры передача культурных ценностей и обеспе-    
дум "К новой музейной поли­тике", Голлан-   чение их доступности для общества    
дия        
Д.А.Равикович документирование образовательно-воспитательная организации свободного вре­мени  
А.Разгон, А.Фролов сохранение наследия образовательно-воспитательное воз-    
А.Хаттон хранение; функция действие образование; социальн святилища, хра-  
  сокровища о-эталонная модель; невербальная модель действительности ма светской вла­сти; привлечения туристов и раз­влечения  

Iі


Прил. 3:1

"Специфические " функции музея

 

А.Грегорова коллекцие- тезаврационно- научно- культурно-  
  творческая защитная исследовател ьская воспитатель ная  
А.Б.Закс, документирован охранная научно- образователь  
A.M. Разгон, ие процессов и   исследовател но-  
А.И.Фролов явлений   ьская воспитатель ная  
П.Верго, собирание сохранение изучение использован  
А.Маневский       ие потен-  
"Основы совет-       циала в об-  
ского музееведе-       разо-  
ния",       вательно-  
Д.Равикович,       воспитатель  
К.Шрайнер       ных целях  
Е.Ванслова документирован учет, хранение изучение образователь формирован
  ие     но-воспитатель ная, распро­странение знаний ие творче­ских спо­собностей человека, удовле­творение потребности в рекреации

Приложение 3: 2

Функции воздействия на личность

 

Автор   функции  
Н.Г.Макарова эстетическая гносеолого-аксиологическал воспитательная
А. Н. Дьячков удовлетворение интереса к памятникам
Д.Хорн пробуждение и обряд "опорный
  удовлетворение "инициации", пункт" для пу-
  человеческой лю- вхождения в тешественников
  бознательности область наук и туристов

$

Приложение 3: З Функции музеев - базы исследования

 

  музеи моделирование коммуникация другое
Всероссийский музей А.С. Пуш­кина. Государственный; литературно-мемориальный ; федерального подчинения документировани е реалий действи­тельности, свя­занных с именем А.С. Пушкина и русской литера­турой пушкин­ской поры экспозиции, вы­ставки и публика­ции, связанные с именем поэта (П ос ле дняя квар­тира А.С. Пушки­на. Мойка 12; Ли­тературно-монографическая экспозиция А. С. Пушкин; Лицей; Музей-дача Ки-таевой и др.) передача цен­ностей русской культуры, свя­занных в об­щественном сознании с именем вели­кого русского поэта А. С. Пушкина  
Государственный Русский музей. Государственный; художественный; федерального подчинения документировани е реалий, отра­жающих художе­ственную жизнь России на про­тяжении всей ис­тории страны создание цельной концепции разви­тия отечественного искусства, а также отражение отдель­ных вопросов ху­дожественной жизни России интерпретация художественны х ценностей России разно­образными средствами (экскурсии, лекции, заня­тия и др.), вплоть до ор­ганизации спе­циальной гим­назии при ГРМ  
Музей истории революционно-демократического движения 1880-1890-х гг. Муниципальный исторический комплектование предметов, свя­занных с истори­ко-революционной тематикой, а также по краеве­дению (Адмиралтейский район Санкт-Петербурга) моделирование действительности в экспозициях: "Размышления о демократии в Рос­сии. XIX в.", " Мемориальная комната В.И.Ульянова", а также в выставках по истории района интерпретация истории обще­ственной мыс­ли и револю-ционно-демократическ ого движения к. XIX в. в России, а так­же истории Петербурга  
Музей Арктики и Антарктики. Го­сударственный (с 1998 г., до этого -научно-исследовательски й, ведомствен- комплектование и сохранение пред­метов, связанных с освоением Арк­тики и Антаркти­ки комплексная пре­зентация природы, животного мира, географических особенностей и этапов освоения Арктики и Ан- трансляция комплексных современных знаний и пред­ставлений об Арктике и Ан­тарктике  

 

ный); естествен­нонаучный   тарктики    
Музей хлеба. Государственный, отраслевой документировани е реалий, связан­ных с ролью хлеба в жизни людей моделирование ро­ли хлеба и хлебо­печения в истории человечества передача раз­нообразной информации о хлебе, еде, традициях от­ношения к ос­новному про­дукту питания в истории  
Музей Санкт- П етербу ргского метрополитена. Ведомственный; технический документировани е предметного мира, отражаю­щего развитие и современное тех­ническое состоя­ние одного из ве­дущих средств транспорта в Пе­тербурге представление ис­тории, традиций и современного со­стояния Петер­бургского метро­политена интерпретация темы метропо­литена, пере­дача профес­сиональных традиций профессио нальная ори­ентация
Музей танковых войск Ленинград­ского и Волхов­ского фронтов школы № 111 г. Санкт-Петербурга. Ведомственный; военно-исторический. Документировани е истории танко­вых войск ленин­градского и Вол­ховского фронтов в годы Великой отечественной войны и судеб ве­теранов, а также истории района создание модели формирования и деятельности тан­ковых войск Ле­нинградского и Волховского фронтов; отраже­ние истории стра­ны в современной истории района интерпретация фрагмента ис­тории ВОВ; создание лето­писи истории района объединен ие уча­щейся мо­лодежи школы и района в целом с целью изучения истории и фик­сирования со­временное ти как ис-
Музей-галерея "Петрополь". (1992-1999) Частная; истори- ко-художественная, с включением тех­нико-технологического и естественнона­учного элементов документировани е реалий пред­метного мира, связанных с ис­кусством резьбы по кости создание модели функционирования изделий и искусст­ва резьбы по кости в прошлом и со­временности; пре­зентация материа­лов и технологиче­ского процесса ра­боты на токарно-копировальном станке интерпретация искусства резьбы по кос­ти прш^рите ние бивня и изделий у масте­ров; про­дажа из­делий из бивня ма­монта

[IpWKtHUt 2>: Ч

система музей

социальная составляющая музея ближайшее сообщество музея социокультурная среда