Положение 14 страница
В результате было опрошено 60 человек. Это директора музеев, главные, ведущие ,старшие, младшие научные сотрудники, методисты, педагоги-музеологи, а также педагоги, связанные с музеями в своей профессиональной деятельности. Число опрошенных музейных работников составило около 10 % от общего числа фактически работающих в музеях, подведомственных Комитету по культуре Санкт-Петербурга.
Уважаемый коллега!
Кафедра, музееведения Санкт-Петербургской Государственной Академии культуры совместно с Всероссийским музеем А. С. Пушкина и сектором социологии Государственного Эрмитажа проводит исследование, связанное с задачами совершенствования работы музеев и изучения публики на современном этапе. Мы будем Вам признательны если Вы ответите на вопросы анкеты и тем самым поможете нам в нашем исследовании.
*************************************************************
Вы избрали своей, профессией музейное дело. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы
1. Был ли это осознанный выбор?
а) да
б) нет
в) в какой-то мере
2. Что определило Ваше решение работать в музее?
а) призвание
б) интерес к какой либо области музейной работы
в) интересы в профильной для музея области
г) семейные традиции
д) другое: ______________________________
3. Если Вы имели опыт работы в других организациях, как бы Вы могли определить
специфику работы в музее
а) особые профессиональные требования
б) специфика атмосферы в коллективе
в) нестандартные условия работы
г) ощущение причастности к прошлому
д) другое:_________________________________
4. Какие особые качества, по Вашему мнению, требует от человека профессия музейного
работника?
5. Как Вы считаете, существуют ли признаки, объединяющие всех представителей
музейной профессии?
6. Что для Вас значит работав музее:
а) способ самовыражения
б) возможность проявления Ваших научных, художественных и других интересов
в) престижная работа
г) другое:________________________________
7. Составляет ли Ваша зарплата основную (более 50%) статью дохода
а) да
б) нет
8. Что для Вас составляет наиболее привлекательную (лично для Вас важную) сторону музейной работы?
а) занятия научно-исследовательской работой
б) доступ к музейным предметам
в) работа с публикой музея
г) общение с коллегами, интересными людьми
д) творческая деятельность
е) пребывание в особой "музейной атмосфере"
ж) другое:
9. Проставьте цифры от I до 10 по степени значимости для Вас
а) семья | е) любовь |
б) творчество | ж) деньги (материальная обеспеченность) |
в) друзья | з) познание |
г) карьера | и) новые впечатления |
д) общение | к) музейная деятельность |
10. Если обратиться к характеристике деятельности музея, то какие виды деятельности
Вы считаете наиболее важными?
а) собирание г) экспонирование
б) хранение д) музейно-педагогическая работа
в) изучение е) популяризация музея
Другое?
11. Каковы, по-Вашему, основные функции музея?
12. Как Вы считаете, в чем состоит предназначение музея?
13. Ваше понимание музея: музей - это...
14. Кому, как Вы думаете, необходим музей более всего
а) всему обществу
б) населению определенного города, района
в)государству
г) категории постоянных посетителей
д) научным работникам
е) музейным работникам для проведения научных исследований
ж) подрастающему поколению
и) другое:________________________________________________________
15. Учитывая современное состояние общества, какая деятельность музея могла бы принести наибольшую пользу?
16. Какие из проблем Вы считаете наиболее важными для музея сегодня (если считаете
нужным, уточните)
а) финансирования
б) материально-технической базы музея
в) кадров
г) организационно-правовые
д) условий для научной работы
е) связей с образовательными учреждениями
ж) поддержки со стороны органов культуры, городской н ведомственной администрации
з) непонимания роли и значения музеев в обществе, недооценки его потенциала
и) организации музейной работы в новых социально-экономических условиях
к) другое:_________________________________
17. Что Вы считаете необходимым предпринять для изменения ситуации?
18. "Идеальный музей" в Вашем представлении:
19. Если бы у Вас была возможность поменять работу, где и кем Вы стали бы работать?
В заключение расскажите немного о себе
20. Ваша должность
21. Место работы
22. Как долго Вы работаете в музее/связанной с музеем области деятельности
а) до 3 лет
б) до 10 лет .
в) более 10 лет. Сколько?
23. Ваше образование
А) Высшее специальное (соответствующее профилю музея, сфере деятельности)
б) Высшее
в) Среднее специальное
г) Среднее
д) что-то еще?______
24. Что Вы закончили
25. Пол а) ж б) м
26. Возраст
а) до 25 лет
б) 26-35 лет
в) 36-50 лет
г) 51-60 лет
д) старше 60 лет
27. Место рождения
Большое спасибо за участие!
Хранение
Экспонирование
Собирание
о о
о
го
о-
я> Образ-воспит.
Просвещение
Изучение
Популяризация
->-МСО.&.СЛСГ>^ІС»
ooooooooo
к | * | ч | ^ | \ Ч, \ \ | ||
шМь. х | \ | 4 | \ Ч Ч ^ ^ | |||
■Ik \ | \ | \ | ч ч ч \ „, \ -.................. .г,......... Ч.„ |
О
н
Z
S
ф ■8-
С
s
ч ф
ч
Із | 0" | о | |
о | (D | о | |
СО S | X о | ||
Ч | и | го | |
сг | [Г | X | |
н | п | ||
тз | TJ | ||
п | Y1 | ||
ь | ь | ||
NJ | —^ |
Приложение 3: 1
Социальные (культурные) функции
Автор | Сохранение про- | Сближение с на- | Социализиру | Другое |
шлого опыта | стоящим и передача в будущее | ющие и рекреативные | ||
ААМ, США И. Бестужев-Лада, М, Озер- | сохранение обеспечение непрерывности в развитии | образование передача культурных традиций; художест- | престижа | |
ная | культуры; сохранения культурных тра- | венно-эстетическая | ||
Е.Г.Ванслова А.И.Голышев, Г. П. Бутиков А.Грегорова | диций культуры | общества образовательная воспитательная | личности культурообразу ющая социально-психологическая | |
Б.Копечи | коллекционирование | экспонирование и | культурная | |
А.К.Ломунова | документирование | изучение образовате льн о-воспитательная | ||
Музей. Справочник/С. Шап иро/ | сохранение | образование | ||
МА, Великобритания | сохранение наследия | образовательная | ||
Научный кол- | снятие актуального | отражение в ретро- | возвращение | экспертиза |
лектив "Музей | духовного состояния | спективе времени и | снятых духов- | , оценка |
при НИИ культуры" Н.А.Никишин | и культурной жизни общества хранительская | пространства духовных ценностей содействие развитию | ных ценностей обществу | жизни общества |
Правительствен ный меморан- | сохранение культурных ценностей | культуры передача культурных ценностей и обеспе- | ||
дум "К новой музейной политике", Голлан- | чение их доступности для общества | |||
дия | ||||
Д.А.Равикович | документирование | образовательно-воспитательная | организации свободного времени | |
А.Разгон, А.Фролов | сохранение наследия | образовательно-воспитательное воз- | ||
А.Хаттон | хранение; функция | действие образование; социальн | святилища, хра- | |
сокровища | о-эталонная модель; невербальная модель действительности | ма светской власти; привлечения туристов и развлечения |
Iі
Прил. 3:1
"Специфические " функции музея
А.Грегорова | коллекцие- | тезаврационно- | научно- | культурно- | |
творческая | защитная | исследовател ьская | воспитатель ная | ||
А.Б.Закс, | документирован | охранная | научно- | образователь | |
A.M. Разгон, | ие процессов и | исследовател | но- | ||
А.И.Фролов | явлений | ьская | воспитатель ная | ||
П.Верго, | собирание | сохранение | изучение | использован | |
А.Маневский | ие потен- | ||||
"Основы совет- | циала в об- | ||||
ского музееведе- | разо- | ||||
ния", | вательно- | ||||
Д.Равикович, | воспитатель | ||||
К.Шрайнер | ных целях | ||||
Е.Ванслова | документирован | учет, хранение | изучение | образователь | формирован |
ие | но-воспитатель ная, распространение знаний | ие творческих способностей человека, удовлетворение потребности в рекреации |
Приложение 3: 2
Функции воздействия на личность
Автор | функции | ||
Н.Г.Макарова | эстетическая | гносеолого-аксиологическал | воспитательная |
А. Н. Дьячков | удовлетворение | интереса к | памятникам |
Д.Хорн | пробуждение и | обряд | "опорный |
удовлетворение | "инициации", | пункт" для пу- | |
человеческой лю- | вхождения в | тешественников | |
бознательности | область наук | и туристов |
$
Приложение 3: З Функции музеев - базы исследования
музеи | моделирование | коммуникация | другое | |
Всероссийский музей А.С. Пушкина. Государственный; литературно-мемориальный ; федерального подчинения | документировани е реалий действительности, связанных с именем А.С. Пушкина и русской литературой пушкинской поры | экспозиции, выставки и публикации, связанные с именем поэта (П ос ле дняя квартира А.С. Пушкина. Мойка 12; Литературно-монографическая экспозиция А. С. Пушкин; Лицей; Музей-дача Ки-таевой и др.) | передача ценностей русской культуры, связанных в общественном сознании с именем великого русского поэта А. С. Пушкина | |
Государственный Русский музей. Государственный; художественный; федерального подчинения | документировани е реалий, отражающих художественную жизнь России на протяжении всей истории страны | создание цельной концепции развития отечественного искусства, а также отражение отдельных вопросов художественной жизни России | интерпретация художественны х ценностей России разнообразными средствами (экскурсии, лекции, занятия и др.), вплоть до организации специальной гимназии при ГРМ | |
Музей истории революционно-демократического движения 1880-1890-х гг. Муниципальный исторический | комплектование предметов, связанных с историко-революционной тематикой, а также по краеведению (Адмиралтейский район Санкт-Петербурга) | моделирование действительности в экспозициях: "Размышления о демократии в России. XIX в.", " Мемориальная комната В.И.Ульянова", а также в выставках по истории района | интерпретация истории общественной мысли и револю-ционно-демократическ ого движения к. XIX в. в России, а также истории Петербурга | |
Музей Арктики и Антарктики. Государственный (с 1998 г., до этого -научно-исследовательски й, ведомствен- | комплектование и сохранение предметов, связанных с освоением Арктики и Антарктики | комплексная презентация природы, животного мира, географических особенностей и этапов освоения Арктики и Ан- | трансляция комплексных современных знаний и представлений об Арктике и Антарктике |
ный); естественнонаучный | тарктики | |||
Музей хлеба. Государственный, отраслевой | документировани е реалий, связанных с ролью хлеба в жизни людей | моделирование роли хлеба и хлебопечения в истории человечества | передача разнообразной информации о хлебе, еде, традициях отношения к основному продукту питания в истории | |
Музей Санкт- П етербу ргского метрополитена. Ведомственный; технический | документировани е предметного мира, отражающего развитие и современное техническое состояние одного из ведущих средств транспорта в Петербурге | представление истории, традиций и современного состояния Петербургского метрополитена | интерпретация темы метрополитена, передача профессиональных традиций | профессио нальная ориентация |
Музей танковых войск Ленинградского и Волховского фронтов школы № 111 г. Санкт-Петербурга. Ведомственный; военно-исторический. | Документировани е истории танковых войск ленинградского и Волховского фронтов в годы Великой отечественной войны и судеб ветеранов, а также истории района | создание модели формирования и деятельности танковых войск Ленинградского и Волховского фронтов; отражение истории страны в современной истории района | интерпретация фрагмента истории ВОВ; создание летописи истории района | объединен ие учащейся молодежи школы и района в целом с целью изучения истории и фиксирования современное ти как ис- |
Музей-галерея "Петрополь". (1992-1999) Частная; истори- ко-художественная, с включением технико-технологического и естественнонаучного элементов | документировани е реалий предметного мира, связанных с искусством резьбы по кости | создание модели функционирования изделий и искусства резьбы по кости в прошлом и современности; презентация материалов и технологического процесса работы на токарно-копировальном станке | интерпретация искусства резьбы по кости | прш^рите ние бивня и изделий у мастеров; продажа изделий из бивня мамонта |
[IpWKtHUt 2>: Ч
система музей
социальная составляющая музея ближайшее сообщество музея социокультурная среда