Возможные неисправности мотоцикла
Порядок технического обслуживания
Виды и периодичность технического обслуживания
Плавкий предохранитель
Звуковой сигнал
Звуковой сигнал ухода не требует. Регулировку силы звучания можно производить регулировочным винтом, расположенным на корпусе.
Плавкий предохранитель состоит из корпуса 1 (рис. 36), крышки 3 и плавкой вставки 2 на 10 А.
Предохранитель присоединен к клемме «+» выпрямителя-регулятора напряжения.
При сгорании плавкой вставки устранить причину, вызвавшую сгорание, и заменить ее, разъединив корпус с крышкой.
Следить за состоянием контактных соединений предохранителя, очищая их от загрязнения.
Рис. 36. Плавкий предохранитель:
1 — корпус; 2 — плавкая вставка; 3 — крышка
5.4.14. Прерыватель указателей поворотов
Прерыватель указателей поворотов ИЖРП-4 (рис. 37) предназначен для прерывания цепи питания сигнальных ламп указателей поворотов и контроля исправности этих ламп.
Прерыватель указателей поворотов расположив на раме под бензобаком. Он имеет защиту от коротких замыканий в цепи сигнальных ламп и ухода не требует. Ремонту не подлежит.
Рис. 37. Электрическая принципиальная схема прерывателя указателей поворотов ИЖ РП.4:
«+» — положительный вывод; «-» — отрицательный вывод («масса»); Н — вывод нагрузки
Техническое обслуживание включает моечные, заправочные, смазочные, контрольные, крепежные, регулировочные и другие виды работ. По периодичности и трудоемкости выполняемые работы подразделяются на ежедневное обслуживание (ЕО), первое техническое обслуживание (ТО-1), второе техническое обслуживание (ТО-2).
Ежедневное обслуживание производить перед каждым выездом.
Периодичность ТО-1 и ТО-2 устанавливается по пробегу в зависимости от условий эксплуатации (см. табл. 6, 7), но не реже двух раз в год для ТО-1 и одного раза в год для ТО-2.
Схема смазки мотоцикла показана на рис. 38.
Таблица 6
Характеристика условий эксплуатации | Периодичность технического обслуживания, км | |
ТО-1 | ТО-2 | |
Городские и загородные дороги преимущественно с асфальтовым и другим усовершенствованным твердым покрытием. | 3000…3500 | 6000...7000 |
Загородные дороги со щебеночным, гравийным и другим покрытием, находящиеся в удовлетворительном состоянии. | 2500...3000 | 5000....6000 |
Грунтовые, горные или неисправные дороги со щебеночным, гравийным, булыжным или другим; покрытием | 3000...4000 | 1500....2000 |
Таблица 7
Виды технического обслуживания | Виды выполняемых работ |
ЕО | 1. Проводить наружный осмотр мотоцикла, заправку топливом. 2. Проверять работу механизмов и приборов согласно требованиям правил дорожного движения. 3. Осматривать состояние шин и проверять давление в них (через каждые 7... 10 дней эксплуатации или стоянки). 4. Контролировать уровень тормозной жидкости в резервуаре цилиндра гидропривода тормоза переднего колеса. |
Примечания. | После пробега мотоциклом первых 400... 600 км выполнить следующие операции: 1. Провести затяжку резьбовых соединений. 2. Заменить масло в коробке передач. 3. Проверить и установить зазор в подшипниках рулевой колонки. 4. Проверить натяжение спиц колес, при необходимости провести подтяжку. 5. Проверить состояние и действие тормозов. 6. Проверить затяжку винтов крепления маслонасоса, штуцеров крепления маслопровода. Перед снятием крышки емкости необходимо вывернуть болт сливного отверстия, слить масло. Не допускать загрязнения масляной емкости. |
ТО-1 | 1. Проверить затяжку резьбовых соединений. 2. Нанести смазку Литол-24 или ЦИАТИМ-201 на: · шарнир рычага муфты сцепления на руле; · шарнир рычага тормоза переднего колеса; · втулку рычага тормоза заднего колеса. 3. Проверить состояние и действие тормозов, отрегулировать их. Для гидропривода произвести прокачку системы, при необходимости проверить состояние тормозных накладок. При износе фрикционного слоя до 1 мм — заменить. 4. Проверить и отрегулировать натяжение цепи передачи на заднее колесо, заложить смазку в защитные чехлы. 5. Заменить масло в коробке передач (в дальнейшем данную операцию проводить по четным ТО-2). 6. Промыть сальники гидравлических амортизаторов передней вилки. 7. Проверить состояние свечи, отрегулировать зазоры между электродами свечи, протереть сухой ветошью катушку зажигания и внутреннюю полость наконечника свечного. 8. Проверить затяжку винтов крепления маслонасоса, сняв крышку масляной емкости, штуцеров крепления маслопровода. |
ТО-2 | Прежде чем приступить к выполнению ТО-2, произвести работы, предусмотренные в ТО-1, и дополнительно: 1. Удалить нагар из выхлопных каналов цилиндра, в головке цилиндра, с днища и из канавок поршня. 2. Нанести смазку Литол-24 или ЦИАТИМ-201 на: · шестерни редуктора спидометра; · оси и кулачки тормозных колодок; · канатики и ролики тросов; · подшипники колес и подшипник звездочки заднего колеса. 3. Проверить натяжение спиц, произвести подтяжку. 4. Промыть бензокраник, карбюратор, продуть воздухом каналы и жиклеры карбюратора. 5. Проверить крепление ротора, статора и состояние электрических соединений. 6. Заменить жидкость в гидравлических амортизаторах передней вилки, подвесках заднего колеса (по четным ТО-2). 7. Промыть бензином фильтр горловины масляной емкости. 8. Промыть бензином внутреннюю полость масляной емкости (по четным ТО-2). 9. Промыть воздухоочиститель и залить в него масло. 10. Проводить чистку акустического фильтра глушителя (по четным ТО-2). 11. Разобрать фонари указателей поворотов, протереть лампы и рассеиватели, зачистить контакты. |
Примечания. | 1. Уход за аккумуляторной батареей производить согласно прилагаемой инструкции завода-изготовителя. 2. Операцию очистки внутренней полости фонарей указателей поворота дополнительно проводить по мере их загрязнения |
Таблица 8
Признаки неисправности | Возможная причина неисправности | Определение неисправности | Метод устранения |
Двигатель | |||
Двигатель не заводится | Не подается топливо в карбюратор | При нажатии на утолитель поплавка карбюратора топливо не вытекает из поплавковой камеры | Разобрать и прочистить систему питания |
Увеличилось количество конденсата топлива в кривошипной камере, свеча зажигания забрасывается топливом | Определяется визуально. У вывернутой свечи зажигания изолятор влажный | Закрыть бензокраник, прочистить свечу, продуть цилиндр, используя декомпрессор | |
Неисправна система зажигания | См. табл. 9 | ||
Двигатель не заводится или заводится с трудом, работает с перебоями | Пропускает клапан поплавковой камеры карбюратора (загрязнен или нарушен) | Топливо вытекает из карбюратора, двигатель сильно дымит, не развивает обороты | Прочистить клапан поплавковой камеры карбюратора или заменить манжету клапана |
Неисправна система зажигания | См. табл. 9 | ||
Повреждена прокладка между цилиндром и картером | Выделяются газы или появился конденсат под цилиндром | Снять цилиндр и заменить прокладку | |
Износились сальники коленчатого вала | Определяется визуально | Сальники заменить | |
Повреждены прокладки всасывающего патрубка или ослабло крепление | Определяется визуально | Прокладки заменить или подтянуть гайки | |
Ослабло крепление корпуса правого сальника к картеру | На генераторе появились следы топлива. Двигатель произвольно увеличивает обороты | Снять генератор, закрепить винты корпуса сальника | |
Двигатель заводится, но быстро глохнет после начала движения | Засорилось отверстие в крышке бензобака | При снятой крышке двигатель работает | Прочистить отверстие в крышке |
Упала игла карбюратора в смесительной камере | Определяется визуально | Установить иглу на место и закрепить защелкой | |
Двигатель неустойчиво работает под нагрузкой, не развивает мощности | Засорились жиклеры | Определяется визуально | Карбюратор разобрать и продуть жиклеры |
Слишком богатая смесь | Проверить уровень топлива в карбюраторе, негерметичность клапана поплавковой камеры | Отрегулировать уровень топлива в карбюраторе. | |
Прочистить клапан поплавковой камеры карбюратора или заменить манжету клапана | |||
Засорился фильтрующий элемент воздухоочистителя | Определяется визуально | Промыть фильтрующий элемент в бензине | |
В выпускной системе, включая каналы цилиндра, накопился нагар | Определяется визуально | Удалить нагар из выхлопной трубы, с акустического фильтра глушителя и каналов цилиндра | |
Нарушено крепление перегородки (отрыв от корпуса) | Проверить расстояние от заднего торца корпуса до первой перегородки. Расстояние должно быть 180...182 мм | Заменить глушитель | |
Проверить работу двигателя с глушителем, качество которого проверено в работе | |||
Муфта сцепления и пусковой механизм | |||
Проскакивает рычаг пускового механизма в зимнее время | Увеличенная вязкость масла в коробке передач | Применить «зимние» сорта масел | |
Залить в коробку передач 0,1...0,15 л бензина | |||
Сцепление пробуксовывает | Нажимной диск при нажатии на рычаг отходит с перекосом | Неравномерно затянуты фасонные гайки муфты сцепления | Отрегулировать равномерность отхода диска фасонными гайками |
Не отрегулирован привод управления муфты сцепления | Отсутствует свободный ход рычага сцепления | Отрегулировать привод сцепления | |
Сцепление полностью не выключается, «ведет» | Увеличился свободный ход рычага сцепления | Ослабли винты крепления правой крышки картера | Проверить и закрепить правую крышку, отрегулировать привод сцепления |
Система смазки двигателя | |||
Не светится сигнальная лампа МАСЛО в щитке приборов при включенном зажигании и неработающем двигателе | Перегорела лампа | 1. При замыкании гнезда провода клапана-датчика на «массу» лампа не горит | Заменить лампу |
2. Вскрыть щиток приборов и проверить годность лампы | Зачистить контакты | ||
Поврежден электрический провод клапана-датчика | При замыкании провода клапана-датчика на «массу» исправная лампа не горит | Устранить повреждение провода | |
Отсутствует контакт в клапане-датчике | Снять крышку маслонасоса. Осмотром контактов и нажатием на поршень клапана-датчика проверить чистоту контактов и подвижность поршня | Промыть, при необходимости, контакты и поршень | |
Светится сигнальная лампа МАСЛО при работающем двигателе | Замыкает на «массу» провод клапана-датчика | Определяется осмотром провода и его соединений | Устранить замыкание провода |
Маслонасос не работает из-за дефекта привода | Снять левую крышку картера, проверить муфту и хвостовик вала маслонасоса | Заменить муфту или маслонасос в случае дефекта хвостовика вала | |
Образование пузырьков воздуха в прозрачном маслопроводе патрубка двигателя | Неплотность соединений в системе маслопровода от насоса к патрубку двигателя | Определяется визуально при снятии крышки масляной емкости | Устранить неплотности |
Отсутствует масло в прозрачном маслопроводе патрубка двигателя после длительной стоянки | Утечка масла через неплотности соединений маслонасоса и маслопроводов или поврежден маслопровод | Определяется визуально | Устранить неплотности соединений или повреждения маслопроводов |
Вилка телескопическая | |||
Стучит в вилке | Ниже нормы количество масла в гидравлических амортизаторах или недостаточная вязкость масла | Определяется визуально | Долить масло. Заменить масло применительно к условиям эксплуатации |
Течет масло из перьев вилки | Ослабло крепление корпуса сальника или попала грязь на сальник | Определяется визуально | Закрепить корпус сальника или промыть сальник |
Не регулируется затяжка демпфера | Западает тормозной диск за торец валика рулевой колонки | Демпфер не регулирует торможение поворота руля | Нижний диск демпфера отцентрировать на валике рулевой колонки, после чего завернуть рукоятку демпфера |
Генератор и выпрямитель-регулятор напряжения | |||
При работающем двигателе: | |||
· потребители электроэнергии полностью не работают | Перегорел предохранитель | Определяется визуально | Заменить предохранитель |
Нарушена электрическая цепь | На холостых оборотах двигателя проверить напряжение на клеммах «+» и «-» БПВ: - напряжение должно быть 13,2...15 В | Устранить нарушение электрической цепи | |
Неисправен генератор или БПВ | · напряжения нет | Заменить генератор или БПВ | |
· лампы горят в полнакала, фонари-указатели поворота не работают | Нет контакта между БПВ, аккумуляторной батареей и конденсатором | Определяется визуально | Устранить нарушение электрической цепи |
Не горит лампа фонаря-указателя поворота, а вторая мигает с удвоенной частотой | Перегорела лампа или окислились контакты | Определяется визуально | Заменить лампу или зачистить контакты |
Не горят лампы фонарей-указателей поворота | Отсутствует «масса» на реле-прерывателе поворота | Определяется визуально | Восстановить соединение |
Обрыв проводов | Определяется визуально | Восстановить соединение | |
Отказ реле-прерывателя поворота | Определяется заменой узла | Заменить неисправный узел | |
Тормоз | |||
Мала эффективность тормоза заднего колеса | Увеличен свободный ход педали рычага тормоза или износились накладки | Отрегулировать свободный ход педали | |
Накладки промыть в чистом бензине и насухо протереть, при необходимости установить регулировочные шайбы под пяту колодок | |||
Мала эффективность тормоза переднего колеса | Увеличен свободный ход рычага тормоза, износились накладки тормозных колодок | Нажатием на рычаг тормоза переднего колеса и осмотром состояния накладок | Отрегулировать свободный ход рычага с помощью регулировочного винта |
Заменить колодки | |||
Попадание воздуха в систему гидропривода | При нажатии на рычаг тормоза переднего колеса отсутствует жесткий упор | Прокачать систему гидропривода | |
Течь жидкости через уплотнения | Определяется визуально | Устранить подтяжкой |
Таблица 9
Методика выявления причин неисправностей системы зажигания