Аккумуляторная батарея
Генератор
Электрооборудование
Схема электрическая дана в приложении 6. Электрооборудование мотоцикла включает:
· источники электроэнергии — батарею аккумуляторную и генератор;
· прибор регулирования — выпрямитель-регулятор напряжения;
· приборы зажигания — катушку зажигания, датчик, коммутатор и свечу зажигания;
· приборы освещения и сигнализации — фару, задний фонарь, фонари указателей поворота, звуковой сиг пал (для мотоцикла с боковым прицепом дополнительно передний габаритный фонарь и задний фонарь);
· приборы управления и контроля — выключатель зажигания, контрольные лампы, прерыватель указателей поворота, переключатель режима освещения, выключатель звукового сигнала, переключатель указателей поворота, переключатель режима освещения, включатель сигнализации дальним светом, аварийный выключатель двигателя, выключатель стоп-сигнала тормозов переднего и заднего колес.
Генератор (рис. 30) переменного тока однофазный с возбуждением от постоянных магнитов.
Ротор генератора установлен на конусе правой полуоси коленчатого вала двигателя, статор — в крышке генератора или на основании, закрепленном в картере двигателя. Статор имеет две отдельные обмотки: зарядную и силовую. Зарядная обмотка подключена непосредственно к коммутатору и служит для питания системы зажигания двигателя, силовая обмотка через выпрямитель-регулятор обеспечивает питание приборов освещения, сигнализация и зарядку батареи аккумуляторной.
Рис. 30. Генератор и датчик зажигания:
1 — ротор; 2 — статор; 3 — датчик зажигания
Питание системы зажигания осуществляется переменным током, остальных потребителей—через выпрямитель-регулятор напряжения постоянным током.
Генератор не имеет скользящих контактов и трущихся деталей, его обслуживание сводится к наблюдению за состоянием электрической изоляции, соединений проводов и надежностью крепления ротора и статора.
Исправность генераторной установки (генератор-выпрямитель — регулятор напряжения) проверяется с помощью вольтметра постоянного тока с ценой деления шкалы 0,1 В. Вольтметр подключается к клемме «+» выпрямителя-регулятора напряжения и «массе». На средних оборотах двигателя при подключенной батарее аккумуляторной и включенном дальнем свете фары напряжение должно быть 13,7...14,7 В. Отклонение напряжения от указанных значений свидетельствует о неисправности выпрямителя-регулятора напряжения или генератора.
Снятие генератора с двигателя производить в следующем порядке:
· отсоединить провода генератора и датчика зажигания от выпрямителя-регулятора напряжения, коммутатора, главного жгута;
· снять крышку генератора со статором, вывернуть четыре винта крепления статора и винт скобы крепления проводов к крышке генератора, отсоединить статор от крышки генератора;
· вывернуть болт крепления ротора, используя как съемник винт из приспособления для выжима оси звена цепи (ввернуть его в вал ротора), снять ротор.
Если статор установлен на основании, закрепленном в картере, отвернуть четыре винта крепления статора к основанию, снять статор со жгутом.
Установку генератора производить в обратной последовательности.
Аккумуляторная батарея является источником питания при неработающем двигателе. Клемма «—» батареи соединяется с «массой» мотоцикла. Обратное подключение клемм недопустимо, так как приводит к выходу из строя электронных приборов, других узлов электрооборудования и самой батареи.
Приведение в действие, эксплуатация и обслуживание батареи описаны в прикладываемой инструкции по эксплуатации батареи аккумуляторной.
Параллельно аккумуляторной батарее подключен конденсатор емкостью 2200 мкф, предназначенный для сглаживания пульсаций выпрямленного напряжения и обеспечения нормальной работы потребителей электроэнергии мотоцикла при выходе из строя аккумуляторной батареи или ее отсутствии.