Картер, коленчатый вал, сальник


Замену коленчатого вала, подшипников и сальников производите на двигателе, снятом с рамы, для чего слейте масло из картера, снимите генератор и проведите разборку:

* коробки передач (первичный вал и валики вилок переключения можно не снимать);
* масляного насоса;
* муфты сцепления с передачей от двигателя на сцепление;
* пускового механизма;
* цилиндропоршневой группы, отсоединив маслопровод от всасывающего патрубка (поршень можно не снимать).

Дальнейшую разборку производите в следующем порядке:

* отверните гайку болта крепления двигателя в задней части и выньте болты;
* выбейте при помощи выколотки и молотка установочные втулки наполовину их длины (заднюю втулку выбейте в сторону правой половины картера);
* выверните винты крепления половин картера;
* разъедините половины картера при помощи деревянного молотка и монтажной лопатки, которую введите в пазы задней и передней части двигателя;
* снимите легкими ударами деревянного молотка по плоскости разъема левую половину картера с полуоси коленчатого вала;
* выньте установочное кольцо и регулировочные шайбы;
* выпрессуйте подшипник в наружную сторону при помощи оправки через отверстие сальника;
* выньте установочное кольцо;
* выпрессуйте оправкой из левой половины картера сальник вместе с кольцом подшипника в сторону кривошипной камеры;
* выверните винты и снимите с правой половины картера сальник коленчатого вала и прокладку;
* выпрессуйте наружное кольцо подшипника коленчатого вала из правой половины картера;
* снимите подшипники с полуосей коленчатого вала при помощи специального съемника или используя заостренные выколотки типа зубила. При этом недопустима деформация коленчатого вала.

Ремонт.Подшипники коленчатого вала замените при их износе или разрушении сепаратора.
Если рабочие кромки потеряли эластичность, имеют трещины, разрывы, повреждения или большой износ, сальники замените. Коленчатый вал неразборный и ремонту не подлежит, за исключением замены втулки верхней головки шатуна (см.: "Цилиндропоршневая группа").
Ремонт или замену картера производите, если:

* ослаблена посадка подшипников;
* имеются трещины и забоины;
* повреждены плоскости разъема половин картера.

При повреждении одной из половин картера замене подлежат обе половины, поставляемые в запасные части в одной сборке с крышкой коробки передач. Забоины или неровности на плоскостях разъема удаляйте шабровкой, при необходимости притрите плоскости на плите.

Сборка.К тому моменту как начнется сборка двигателя Иж Планета, необходимо зачистить плоскости разъема. При сборке следите за равномерной затяжкой винтов, не допуская перекосов.
Сборку производите в следующем порядке:

* напрессуйте на полуоси коленчатого вала внутренние кольца подшипников, предварительно смазав их, с сепараторами и роликами на прессе или при помощи оправки из трубы и молотка. При этом осевой зазор между кольцами и маховиком должен быть не более 0,1 мм;
* поставьте в левую половину картера установочное кольцо;
* запрессуйте в левую половину картера со стороны кривошипной камеры сальник, установите масло-направляющую шайбу и запрессуй

* те наружное кольцо подшипника на прессе или молотком при помощи втулки; запрессуйте кольцо подшипника в правую половину картера;
* установите коленчатый вал в левую половину картера, не повредив сальник;
* нанесите кисточкой на плоскость разъема левой половины картера тонкий слой бакелитового лака СБС, БФ-4 или лака ВК-1 в смеси с 10...15% алюминиевой пудры и 3...5% нитроэмали или другого герметика;
* удалите подтеки лака с внутренней и наружной поверхности стенки кривошипной камеры, соедините половины и совместите их по контуру разъема;
* запрессуйте две установочные втулки и винтами стяните половины картера;
* установите и затяните болты крепления двигателя в задней части (перед установкой двигателя на раму затяжку болтов ослабьте);
* запрессуйте при помощи оправки и молотка шариковый подшипник до упора в установочное кольцо;
* поставьте второе установочное кольцо и проверьте зазор между ним и торцом наружного кольца шарикового подшипника. Если зазор более 0,25 мм, установите необходимое количество шайб толщиной 0,2...0,3 мм между наружным кольцом шарикового подшипника и установочным кольцом;
* установите крышку с правым сальником. После сборки проверьте вращение коленчатого вала, он должен вращаться легко, без заеданий. Зазоры между маховиком и стенками кривошипной камеры должны быть не менее 0,5 мм.
Ну вот, мотор Иж Планета собран!