Сцепление Иж Планета, пусковой механизм, передача от двигателя на сцепление

Ремонт двигателя Иж Планета

Разборка двигателя Иж Планета


Выверните винты крепления правой крышки картера и снимите ее, отсоедините трос сцепления.
Снимите пружину с рычага выключения сцепления, освободите гайку и выверните регулировочный винт муфты сцепления. Выньте шарик, снимите колпачок червяка сцепления и, вращая червяк по часовой стрелке, выньте его с рычагом включения сцепления из отверстия крышки (у двигателей "Планета").

У двигателей "Планета 5-01" и "Планета 6" выверните стопорный винт, снимите с рычага выключения сцепления возвратную пружину, опорную шайбу и осторожно, не повредив сальник, достаньте валик выжима сцепления. При необходимости замены звездочки и резинового колпачка вторичного вала без снятия крышки коробки передач выньте стержень из отверстия первичного вала. Снимите с гайки вторичного вала резиновый колпачок, разогните стопорную шайбу, отверните гайку (резьба левая) и снимите звездочку. Для определения возможных неисправностей и необходимости ремонта правого сальника выполните следующее:

* снимите статор и ротор генератора;
* выньте шпонку из паза полуоси;
* отверните винты крепления крышки сальника, снимите крышку с сальником и прокладку;
* выпрессуйте сальник.


Неисправности определяйте осмотром. Сальник замените, если рабочие кромки потеряли эластичность, имеют трещины, разрывы, повреждения или большой износ. Звездочку вторичного вала замените при износе зубьев. Шарик механизма управления сцеплением замените при его износе.

Сборка. Сборку производите в обратном разборке порядке, при этом:

* проследите, чтобы при установке крышки с сальником не-загнулись рабочие кромки сальника;
* подогните стопорную шайбу на две грани гайки вторичного вала;
* установите шарик в отверстие червяка или в вал первичный между штоками (ИЖП5-01, ИЖП6).

После сборки и установки крышки правой проведите регулировку механизма управления сцеплением. У двигателей "Планета" (кроме ИЖП5-01, ИЖП6) заверните регулировочный винт в червяк до упора и отверните его на 1/4—1/2 оборота, законтрите гайкой. За счет регулировочного винта на руле отрегулируйте свободный ход на рычаге сцепления 5...10 мм. Для двигателей "Планета 5-01", "Планета 6" снимите крышку люка сцепления в левой крышке картера, ослабьте контргайку регулировочного винта на нажимном диске и выверните регулировочный винт на 1...2 оборота. Регулировочным винтом троса сцепления на руле установите рычаг выжима сцепления на правой крышке так, чтобы выступ на рычаге совпал с отметкой на крышке. Заверните регулировочный винт на нажимном диске сцепления до упора (не сильно) и отверните его на 1/4...1/2 оборота, законтрите контргайкой. Свободный ход конца рычага сцепления на руле 5...10 мм установите с помощью регулировочного винта троса и законтрите контргайкой.

 

Рама Иж Планетане отличается сильно от Юпитера и для разборки данных узлов без снятия двигателя с рамы выполните следующее:

* установите мотоцикл на центральную подставку и слейте масло из картера через сливное отверстие или, сняв аккумулятор, наклоните мотоцикл на правую сторону, используя деревянные подкладки (при этом масло из картера можно не сливать);
* отсоедините левый глушитель и подножку водителя у мотоциклов ИЖПЗ, ИЖП4.

У двигателей ИЖП5-01, ИЖП6дополнительно снимите защитные кожухи карбюратора, отсоедините маслопровод рт впускного патрубка цилиндра, электропровод клапана-датчика - от левой крышки картера и трос дозатора - от распределительной муфты (под бензобаком).
Если разборка производится на двигателе, снятом с рамы, слейте масло из картера через сливное отверстие или после снятия левой крышки - непосредственно из полости картера. В этом случае крышку левую снимайте, установив двигатель наклонно вверх крышкой.

Разборка.Снимите рычаги переключения передач и пускового механизма.
Выверните винты крепления левой крышки картера и снимите ее, не допуская повреждения прокладки. У мотоцикловИЖП5-01, ИЖП6при этом можно не сливать масло из полости масляного насоса. Обращайте внимание на муфту привода масляного насоса, расположенную в пазу болта крепления звездочки коленчатого вала (не потеряйте).

Отверните гайки пружин муфты сцепления, снимите нажимной диск с колпачками и пружинами. Выньте из отверстия первичного вала толкатель. Снимите от 3 до 5 крайних дисков муфты сцепления, выдвинув их пальцами снизу через окна наружного барабана. Отверните гайку крепления внутреннего (ведомого) барабана сцепления (резьба левая), застопорив его специальным приспособлением за шлицы наружные или следующим образом:

* застопорите от вращения наружный (ведущий) барабан сцепления, для чего вставьте в выпускной патрубок цилиндра (если отсоединена выхлопная труба) деревянный брусок и уприте в него поршень (коленвал и моторная передача застопорены) или вставьте между цепью моторной и зубчатым венцом наружного барабана или звездочкой коленвала какой-либо металлический предмет диаметром 10—15 мм и заклиньте цепь;

* вставьте между шлицем наружным внутреннего барабана и пазом для ведущих дисков наружного барабана винт длиной около 30 мм. Снимите отверткой или монтажной лопаткой стопорный колпачок звездочки коленчатого вала. Выверните болт крепления звездочки резкими ударами молотка по ключу или выверните его ключом, застопорив поршень деревянным бруском через выхлопное окно или моторную цепь, как указано выше. Снимите звездочку и наружный барабан муфты сцепления вместе с цепью.

Наденьте рычаг пускового механизма на шлицы вала. Придерживая сектор пускового механизма, выведите его выше плоскости разъема картера и ослабьте натяжение пружины.

Ремонт.Ремонт или замену деталей муфты сцепления, пускового механизма и передачи от двигателя на сцепление производите, если:

* изношены зубья звездочки коленчатого вала и наружного барабана муфты сцепления;
* сколоты или изношены зубья сектора, зубчатки и храповика пускового механизма; есть сколы ступицы наружного барабана;
* имеется усадка пружины пускового механизма (рычаг при пуске двигателя не энергично возвращается в исходное положение);
* есть сколы шлиц внутреннего барабана сцепления;
* покороблены (погнуты) ведомые (стальные) диски муфты сцепления;
* вытянулась (изношена) цепь (провисание более 15 мм, стук цепи на холостых оборотах двигателя);
* изношены ведущие (пластмассовые) диски муфты сцепления или сколоты выступы дисков. Перед сборкой проверьте совпадение плоскостей зубчатых венцов звездочки коленчатого вала и наружного барабана сцепления в следующей последовательности:
* наденьте на полуось коленчатого вала волнообразные шайбы, в шпоночный паз полуоси коленчатого вала вставьте шпонку;
* установите и закрепите болтом звездочку коленчатого вала;
* наденьте на первичный вал наружный барабан с распорной втулкой;
* проверьте лекальной линейкой совпадение плоскостей зубьев звездочки и наружного барабана по наружным боковым плоскостям зубчатых венцов, плотно прижимая барабан к внутреннему кольцу подшипника первичного вала. Если смещение более 0,4 мм, подберите необходимое количество регулировочных шайб толщиной 0,2...0,5 мм и установите их на первичный вал между внутренним кольцом подшипника и распорной втулкой наружного барабана. После регулировки снимите барабан, втулку, выверните болт и снимите звездочку.

Сборка. Наденьте рычаг пускового механизма на шлицы вала, установите вал пускового механизма с шайбой, сектором и пружиной так, чтобы сектор был выше плоскости разъема картера.
Заведите петлю конца пружины за прилив картера и, закрутив пружину на 2Ѕ оборота, дошлите вал с сектором до упора внутрь полости картера.
Придерживая сектор, снимите рычаг пускового механизма со шлиц вала.
Наденьте цепь на звездочку коленчатого вала и наружный барабан сцепления и установите их одновременно на полуось коленчатого вала и первичный вал, сохранив все регулировочные шайбы. Заверните болт крепления звездочки резкими ударами молотка по ключу или затяните его ключом, застопорив вращение звездочки коленчатого вала. Вставьте муфту привода масляного насоса в паз болта крепления звездочки.

Установите новый или выправленный стопорный колпачок звездочки коленчатого вала и закрепите его и лунки ступицы звездочки или застопорите стопорной шайбой (ИЖП5-01, ИЖП6). Наденьте на шлицы коленчатого вала внутренний барабан муфты сцепления.
Установите зубчатую шайбу и закрепите барабан (резьба левая), застопорив его (барабан), как рекомендовано выше.
Наденьте на внутренний барабан опорный (стальной) диск так, чтобы его проточка по внутреннему диаметру была обращена в сторону коробки передач. Установите поочередно пластмассовые (ведущие) и стальные (ведомые) диски.

Вставьте толкатель муфты сцепления в отверстие первичного вала. Установите нажимной диск с колпачками и пружинами, при этом выдавки на колпачках должны входить в пазы отверстия нажимного диска.
Наверните равномерно фасонные гайки на болты внутреннего барабана так, чтобы торцы гаек были выше торцов колпачка на 3...4 мм, а нажимной диск перемещался без перекоса при нажатии на рычаг сцепления.

Установите прокладку и левую крышку картера, повернув хвостовик масляного насоса в положение, соответствующее пазу муфты масляного насоса. Закрепите крышку винтами.

Наденьте на вал и закрепите педаль пускового механизма. Установите на место резиновое кольцо и втулку вала переключения передач.
Наденьте на вал и закрепите рычаг переключения передач. Подсоедините маслопровод к впускному патрубку, электропровод клапана-датчика маслонасоса - к левой крышке, трос дозатора маслонасоса - к поршню распределительной муфты. При установке защитных кожухов карбюратора совместите маслопровод (защитную трубку) и провод клапана-датчика с вырезом в нижней части защитного кожуха во избежание пережатия маслопровода.